ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Казань ___ июня 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО1 от 18 октября 2017 года ФИО2, являющийся руководителем Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление должностного лица было обжаловано защитником О.В. Ивановой в городской суд.
Решением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с таким решением судьи городского суда защитник О.В. Иванова обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 было прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо просит решение судьи вышестоящей инстанции отменить, решение судьи городского суда и постановление должностного лица оставить без изменения.
Изучение истребованного из Нижнекамского городского суда Республики Татарстан дела об административном правонарушении и доводов должностного лица показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из протокола № А05-1453/2017 об административном правонарушении от 26 сентября 2017 года (л.д. 84-85), составленного должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, следует, что в целях создания благоприятной конкурентной среды для местных предпринимателей с учетом современных реалий развития рынка продуктового ритейла и в рамках осуществления контроля концентрации торговых сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь положениями статей 23 и 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес руководителей Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан были направлены запросы о представлении информации об объемах розничной реализации продовольственных товаров хозяйствующими субъектами в границах муниципальных образований в 2014-2016 годы, представленные по форме согласно приложению к запросу.
При этом согласно запросу срок представления документов (информации) составлял 10 дней со дня получения настоящего запроса. Согласно входящему № 8607-ВхП указанный запрос был получен руководителем Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 5 июля 2017 года. Ответ на запрос информации в адрес Татарстанского УФАС России поступил согласно входящему № 12500 - 17 июля 2017 года.
Между тем, указанный ответ не соответствует форме запроса и содержит информацию только об общем обороте розничной торговли продовольственных товаров в границах Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
26 сентября 2017 года должностным лицом в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 стать 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела судья городского суда пришел к выводу о том, что вина руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 полностью подтверждена представленными в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26 сентября 2017 года, запросом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 июля 2017 года, а также ответом Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 17 июля 2017 года. При этом судья городского суда признал необоснованным довод жалобы об отсутствии в действиях ФИО2 состава вменяемого административного правонарушения.
С такими выводами не согласился судья вышестоящей инстанции, указав в своем решении, что такой довод защитника О.В. Ивановой заслуживает внимания, поскольку Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не является органом, ведущим учет информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров, а запрашиваемая информация содержится в свободном доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Исходя из положений части 4 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования, предоставления информация, содержащейся в торговом реестре регламентированы положениями приказа Минпромторга Российской Федерации от 16 июля 2010 года № 602, согласно с которыми информация, содержащаяся в торговом реестре, предоставляется в том числе, в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Свои выводы о невозможности исполнить указания антимонопольного органа лицом, привлеченным к административной ответственности, судья вышестоящей инстанции подробно изложил в принятом им соответствующем решении, ссылаясь на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2011 года № 301, уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан по вопросам формирования и ведения торгового реестра Республики Татарстан является Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Указанным обстоятельствам судьей городского суда какая-либо правовая оценка не была дана, в связи с чем следует согласиться с судьей вышестоящей инстанции о том, что запрашиваемая Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан информация не могла быть представлена Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, который не является органом, обладающим такой информацией, в связи с чем руководитель комитета в лице ФИО2 не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что согласно Положению о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2016 года № 598, в свою очередь утратившим силу в связи с изданием Приказа Росстата от 20 апреля 2018 года № 239, у Татарстанстата не имеется обязанности вести статистический учет объемов розничной реализации продовольственных товаров хозяйствующими субъектами в границах муниципальных образований, в связи чем такой информацией он не располагает, не является состоятельным и не может повлечь за собой отмену вынесенного судьей Верховного Суда Республики Татарстан решения.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров