ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-895м
город Казань <дата>
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан ФИО4, рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества «Бирюли» - ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2018 года и решение судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Бирюли» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 марта 2018 года, закрытое акционерное общество «Бирюли» (далее по тексту – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией меховых изделий.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник ФИО1 просит изменить состоявшиеся судебные акты, заменив назначенный Обществу административный штраф на предупреждение.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Согласно части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
<дата> в городе Гродно между странами-членами Евразийского экономического союза, в который входит и Российская Федерация, в целях обеспечения законного оборота товаров было подписано Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
Во исполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией на основании указанного международного акта, Правительство издало постановление от 11 августа 2016 года № 787, которым утвердило Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (далее по тексту – Правила).
Пункт 14 Правил предусматривает, что участники оборота товаров после получения контрольных (идентификационных) знаков от эмитента осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в информационный ресурс маркировки самостоятельно, в том числе с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров, в соответствии с настоящими Правилами с учетом следующих положений:
а) участники оборота товаров, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, а также участники оборота товаров, осуществляющие реализацию (продажу) товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением товаров, ранее приобретенных и возвращенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), в том числе комиссионную торговлю, осуществляют маркировку товаров и представляют сведения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам, в информационный ресурс маркировки до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи);
б) участники оборота товаров, передающие товары другим участникам оборота товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на данные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, представляют сведения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам, в информационный ресурс маркировки в течение 3 рабочих дней со дня отгрузки маркированного товара;
в) участники оборота товаров, получающие товары от других участников оборота товаров в результате сделок, предусматривающих переход права собственности на данные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, проверяют наличие и достоверность сведений о контрольных (идентификационных) знаках, нанесенных на маркированный товар, в информационном ресурсе маркировки и представляют сведения в информационный ресурс маркировки о принятом маркированном товаре в течение 3 рабочих дней со дня получения маркированного товара и внесения сведений об отгрузке участниками оборота товаров в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 настоящих Правил, но до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи);
г) участники оборота товаров, осуществляющие приобретение товара в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, в течение 3 рабочих дней со дня отгрузки маркированного товара, но до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), представляют сведения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам, в информационный ресурс маркировки;
д) участники оборота товаров, осуществляющие ввоз товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе товаров, перемещаемых через территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением ввоза товаров в соответствии с подпунктом «ж» пункта 14 настоящих Правил, осуществляют маркировку товаров до их ввоза в Российскую Федерацию либо на таможенном складе при совершении операций с товарами, находящимися на временном хранении, до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, при этом в информационный ресурс маркировки представляются сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «г», «е» и «з» пункта 3 приложения № 3 к настоящим Правилам.
При ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе товаров, перемещаемых через территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представление в информационный ресурс маркировки сведений, указанных в подпунктах «в», «д» и «ж» пункта 2 приложения № 3 к настоящим Правилам, а также запись серийного глобального идентификационного номера торговой единицы в контрольный (идентификационный) знак может осуществляться участниками оборота товаров, осуществляющими ввоз товаров, после помещения маркированного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, но не позднее предложения маркированных товаров для продажи.
В случае ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе товаров, перемещаемых через территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, контрольные (идентификационные) знаки могут быть переданы участником оборота товаров иным лицам для нанесения на товары за пределами территории Российской Федерации;
е) участники оборота товаров, осуществляющие временный вывоз ранее маркированных товаров из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза, а также последующий ввоз указанных товаров в Российскую Федерацию из других государств - членов Евразийского экономического союза, не позднее дня пересечения государственной границы Российской Федерации представляют сведения, предусмотренные приложение № 4 к настоящим Правилам, в информационный ресурс маркировки;
ж) участники оборота товаров, осуществляющие временный вывоз ранее маркированных товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также последующий ввоз указанных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в том числе товаров, перемещаемых через территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не позднее дня пересечения государственной границы Российской Федерации представляют сведения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам, в информационный ресурс маркировки.
Согласно пункту 1 Приложения № 3 к Правилам участники оборота товаров при описании товаров в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах, передают следующую информацию:
а) полное наименование товара;
б) бренд (торговая марка) (при наличии);
в) наименование производителя товара (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя);
г) страна происхождения товара;
д) код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
е) размер изделия;
ж) вид меха;
з) информация о покраске изделия;
и) модель;
к) цвет;
л) дата и номер декларации соответствия.
Пункт 4 Правил гласит, что товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки).
Как усматривается из материалов дела, 5 декабря 2017 года в 14 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения Обществом законодательства в области защиты прав потребителей и потребительского рынка было обнаружено, что сведения о меховых изделиях, маркированных контрольными (идентификационными) знаками, не были переданы в информационный ресурс, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в полном объеме (в нем отсутствовали данные о полном наименовании товара, размере изделия (росте, объеме), идентификационном номере налогоплательщика-участника оборота товаров, код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).
Данный недостаток в контексте пункта 4 Правил был расценен компетентным должностным лицом как реализация товара без маркировки и послужил поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, получив протокол об административном правонарушении с приложенными к нему материалами дела и основываясь на положениях Правил, признал выдвинутое против Общества обвинение доказанным и в этой связи подверг его административной ответственности.
Судья районного суда, пересматривая дело, административно-юрисдикционный акт нижестоящей инстанции поддержал.
С такой правовой позицией судей надлежит согласиться, поскольку она убедительно построена на всесторонне, полно и объективно исследованных доказательствах, которые отвечают критериям допустимости, относимости и достоверности, а в своей совокупности достаточны для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу.
Так, событие отмеченного правонарушения и виновность Общества в его совершении находят подтверждение в протоколе об административном правонарушении (л.д. 6-8); копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 9-10); копии протокола осмотра торгового павильона Общества, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-13); копии протокола ареста меховых изделий (л.д. 14-15); копии акта внеплановой выездной проверки (л.д. 17-19); фототаблице (л.д. 21-30).
Перечисленные доказательства позволяют прийти к выводу о том, что Общество при реализации меховых изделий не исполнило обязательство о передаче в информационный ресурс сведений о маркированном товаре в объеме, указанном в Приложении № 3 к Правилам.
При таком положении судебные инстанции справедливо решили, что такое поведение хозяйствующего субъекта содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в рамках санкции части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств дела и положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник, не оспаривая совершения Обществом вмененного ему административно-наказуемого деяния, выражает несогласие с назначенным административным наказанием и апеллирует к положениям статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, такие соображения автора жалобы несостоятельны.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Процитированные положения свидетельствуют о том, что они адресованы лишь тем правонарушителям, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия, при которых хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели рассматриваются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства определены частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 209-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Часть 2 данной статьи ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства отнесла к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа (часть 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Как то предусмотрено приведенными законоустановлениями, свободный доступ всех заинтересованных лиц к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства организован на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации по адресу: www.nalog.ru.
Обращение к названному реестру с использованием специального электронного сервиса как на момент направления дела мировому судье (л.д. 32), так и на момент рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде Республики Татарстан показало, что в нем отсутствуют сведения об Обществе.
Следовательно, вопреки убеждению защитника, оснований для признания Общества субъектом среднего предпринимательства, равно как и повода к замене назначенного административного наказания на предупреждение не имеется.
Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, в результате рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2018 года и решение судьи Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 марта 2018 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Бирюли» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника закрытого акционерного общества «Бирюли» - ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ ФИО6
ФИО6
<данные изъяты>
<данные изъяты>