Федеральный судья – О.П.Менц дело № 4а-90/2016
Федеральный судья – Е.В.Неволина
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08апреля2016года городЮжно-Сахалинск
Исполняющий обязанности заместителя председателя Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев жалобу руководителя отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района К.Н.И. на вступившие в силу постановление главного государственного инспектора Углегорского района по пожарному надзору от 02 октября 2015 года, решение судьи Углегорского городского суда от 23 ноября 2015 и решение судьи Сахалинского областного суда от 28 декабря 2015 года по делу о привлечении указанного отдела к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора Углегорского района по пожарному надзору от 02 октября 2015 года № отдел по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района привлечен к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Углегорского городского суда от 22 ноября 2015 года названное постановление изменено, из него исключены пункты 8 и 12, в которых указано на отсутствие источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров здания торгового центра с расходом воды 10 л/с (не менее двух ПГ) и на отсутствие в помещениях МУП «<данные изъяты>» и в помещениях бывшей гостиницы исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре). В остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 28 декабря 2015 года решение судьи оставлено без изменения.
25 февраля 2016 года в Сахалинский областной суд на вышеуказанные вступившие в силу судебные акты поступила жалоба руководителя отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района К.Н.И., в которой он просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку отдел не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. Считает, что протоколы об административных правонарушениях были составлены с нарушением установленных статьей 28.5 Кодекса сроков.
Дело истребовано из Углегорского городского суда и поступило в Сахалинский областной суд 10 марта 2016 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению начальника Территориального отдела надзорной деятельности Углегорского района от ДД.ММ.ГГГГ№ государственным инспектором в отделе по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>.
В процессе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые явились основанием для привлечения отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях МУП «<данные изъяты>» и в помещениях бывшей гостиницы отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре);
- в нарушение пункта 21 Правил противопожарного режима РФ деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом;
- в нарушение пункта 23 Правил противопожарного режима РФ подвал захламлен различным мусором;
- в нарушение пункта 24 Правил противопожарного режима РФ не проводится испытание ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола;
- в нарушение пунктов 1.1, 1.3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности виды, размеры, общие технические требования», статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании отсутствуют знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы;
- в нарушение подпункта «в» пункта 42 Правил противопожарного режима РФ в здании электросветильники эксплуатируются без колпаков (рассеивателей);
- в нарушение статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (на первом этаже в тамбуре входа с западной стороны на путях эвакуации расположен электрощит);
- в нарушение статьи 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 4.1 Свода правил 8.13130.2009 отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров здания торгового центра с расходом воды 10 л/с (не менее двух ПГ);
- в нарушение статьи 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Приказа МЧС РФ от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» отсутствует декларация пожарной безопасности;
- в нарушение подпункта «а» пункта 42 Правил противопожарного режима РФ в здании эксплуатируется электропроводка с видимыми нарушениями изоляции;
- в нарушение приложений №1 и 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в РФ здание не доукомплектовано огнетушителями;
- в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях МУП «<данные изъяты>» и в помещениях бывшей гостиницы отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматических установок сигнализации, системы оповещения людей о пожаре);
- в нарушение пункта 12.48 НПБ 88- 2001 в помещениях бывшей гостиницы приборы приемноконтрольные установлены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала;
- в нарушение таблицы 1 пункта 7.2 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» помещения МКУ «<данные изъяты>», помещения <данные изъяты> и помещение архива МУП «<данные изъяты>» не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС и СОУЭ);
- в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях МУП «<данные изъяты>» и в помещениях бывшей гостиницы не проводится ежеквартальная проверка работоспособности систем противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ) с оформлением соответствующего акта проверки;
- в нарушение пункта 13.3.6 Свода правил 5.13130.2009, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в кабинете МУП «<данные изъяты>» извещатели УПС расположены на расстоянии менее 0,5 м до электросветильников;
- в нарушение пункта 43 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещении МУП «<данные изъяты>» табло выход находится в нерабочем состоянии;
- в нарушение таблицы 3 пункта 38 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» здание не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- в нарушение пункта 14 таблицы 2 НПБ 104-03, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании отсутствует система оповещения людей о пожаре;
- в нарушение пункта 33 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на путях эвакуации применены горючие материалы (тамбур входа в бывшую гостиницу, выполнен из горючего материала из дерева);
- в нарушение таблицы 3 пункта 38 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» в помещении подвала отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС).
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судьями обеих инстанций сделан обоснованный вывод о наличии в действиях отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и об исключении из мотивировочный части постановления указаний на нарушение отделом по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района требований пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ, статьи 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 4.1 Свода правил 8.13130.2009.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения судей обеих инстанций и обоснованно признаны ими несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьями 1 и 3 Положения об отделе по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района установлено, что отдел является органом местного самоуправления Углегорского городского поселения, который осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Отдел от имени органов местного самоуправления реализует права собственника муниципальной собственности.
Указание на то, что в соответствии с заключенными договорами хозяйствующие субъекты, принявшие нежилые помещения, обязаны соблюдать при их эксплуатации нормы пожарной безопасности, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, отдел по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района являясь собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в указанном здании и является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Довод жалобы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку указанный срок не является пресекательным и его нарушение свидетельствует о наличии существенных недостатков протокола, влекущих его недействительность.
При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Сахалинского областного суда
постановила:
постановление главного государственного инспектора Углегорского района по пожарному надзору от 02 октября 2015 года, решение судьи Углегорского городского суда от 23 ноября 2015 и решение судьи Сахалинского областного суда от 28 декабря 2015 года по делу о привлечении отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу руководителя отдела по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района К.Н.И. – без удовлетворения.
Исполняющий обязанности
заместителя председателя
ФИО1 Пискунова