ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-914/19 от 07.06.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№...

г. Уфа 07 июня 2019 года

Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 08 мая 2019 года) жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО1. на вступившее в законную силу решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Башкирская содовая компания»,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан от 26 июня 2018 года акционерное общество «Башкирская содовая компания» (далее – АО «БСК», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан от 26 июня 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО2. просит решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2018 года отменить за незаконностью, дело возвратить на новое рассмотрение в городской суд, считая, что при принятии судебного акта неверно применены нормы материального и процессуального права.

В возражении на жалобу защитник общества Кайнова Т.Л. указывает на законность и обоснованность решения судьи городского суда, просит оставить его без изменения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что на основании приказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – Управление Росприроднадзора по РБ) о проведении внеплановой документарной проверки от 03 апреля 2018 года №..., от 04 мая 2018 года №... в отношении АО «БСК» проведена проверка на предмет исполнения предписания №... от 31 мая 2017 года.

По результатам проверки выявлено неисполнение АО «БСК» в срок до 01 апреля 2018 года предписания №... от 31 мая 2017 года, которым предписано: разработать, утвердить и представить в Управление Росприроднадзора по РБ в установленном порядке паспорта опасных отходов: I класса опасности: отходы при обезвреживании ртутьсодержащих отходов (огарок печей термической регенерации ртути), уголь активированный отработанный, загрязненный опасными веществами (отработанный сорбент), отходы обрабатывающей промышленности (включая отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях, исключая неспецифические отходы производственного потребления – шлам после очистки ртутьсодержащих стоков), отходы фильтров, не вошедшие в другие группы (отработанная ионообменная смола), отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования), II класса опасности: жидкие отходы производства ТФХ-Т, жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида, фракция легких хлорированных углеводородов, III класса опасности: дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402, IV класса опасности: осадок от варки жидкого стекла, осадок кальцийсодержащих солей, образующиеся в процессе производственной деятельности АО «БСК», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 (л.д. 51).

Неисполнение АО «БСК» вышеназванного предписания №... от 31 мая 2017 года (срок 01 апреля 2018 года) в части разработки и представления паспортов на отходы производства I - IV класса опасности, а именно: отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования), жидкие отходы производства ТФХ-Т, жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида, фракция легких хлорированных углеводородов, дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402 производства «Каустик» АО «БСК», не отраженные в журналах учета в области обращения с отходами за 2017 год и 1 квартал 2018 года, учитываемые в качестве вторичного сырья для производства абгазной соляной кислоты с 14 сентября 2016 года, послужило основанием для составления государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Росприроднадзора по РБ ФИО3. 01 июня 2018 года в отношении АО «БСК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей судебного участка № 7 по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан АО «БСК» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В обоснование постановления от 26 июня 2018 года мировой судья, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пунктами 3.1.6, 3.2.1, 3.4.1 ГОСТ Р 54098-2010, пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»), действующими с 01 августа 2014 года, пункта 6 (в) приказа Минприроды России от 05 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности», указал на то, что на момент проведения проверки паспорта на отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования), жидкие отходы производства ТФХ-Т, жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида, фракция легких хлорированных углеводородов, дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402 (далее также спорные отходы), образующиеся в процессе производственной деятельности, у АО «БСК» не разработаны и соответственно в Управление Росприроднадзора по РБ не представлены, в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) не включены.

Доводы АО «БСК» о том, что спорные отходы производства таковыми не являются, поскольку используются в соответствии с технологическим регламентом в качестве вторичного сырья для производства абгазной соляной кислоты, с территории предприятия не вывозятся, в связи с чем не подлежат паспортизации, мировой судья не принял по основаниям, подробно приведенным в судебном постановлении.

Судья городского суда с выводом мирового судьи об отнесении спорных отходов к отходам производства не согласился, приходя к выводу о том, что они признаками отходов в смысле, придаваемом Законом № 89-ФЗ, не обладают, являются продукцией в силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предназначенной для дальнейшего использования в соответствии с постоянным технологическим регламентом производства абгазной соляной кислоты, на предприятии реализован замкнутый цикл получения продукта без образования отходов, в силу чего у общества отсутствует обязанность по разработке, утверждению и представлению в Управление Росприроднадзора по РБ паспортов на указанные вещества.

С таким выводом судьи городского суда согласиться нельзя.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом № 89-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее – Правила), действующие с 01 августа 2014 года.

Согласно пунктам 3, 4 Правил, паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду; паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В силу пункта 10 Правил на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

ГОСТ Р 54098-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2010 года № 761-ст) (далее - ГОСТ Р 54098-2010) устанавливает основные термины и их определения в области обращения с отходами как с постоянно пополняемыми (условно возобновляемыми) вторичными материальными ресурсами, при использовании которых в виде сырья хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения в процессах хозяйственной деятельности с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 54098-2010, отходы (производства и потребления): остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Пункт 3.2.1. ГОСТ Р 54098-2010 к вторичным материальным ресурсам относит отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

Пункт 3.4.1 ГОСТ Р 54098-2010 под утилизацией отходов определяет деятельность, связанную с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Согласно пункту 4 «Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности», утвержденного приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 года № 541, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

Таким образом, с 01 августа 2014 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорта на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712.

На момент проведения проверки паспорта на отходы производства основных органических химических веществ прочих (твердые отходы хлорирования), жидкие отходы производства ТФХ-Т, жидкие хлорорганические отходы производства винилхлорида, фракция легких хлорированных углеводородов, дистиллат отгонки непрореагировавшей органической фазы производства полиэлектролита ВПК-402, образующиеся в процессе производственной деятельности, АО «БСК» не разработаны и соответственно в Управление Росприроднадзора по РБ не представлены, в ФККО не включены. Использование спорных отходов в качестве вторичного сырья не ставит под сомнение их фактический статус как отходов производства и не может освободить общество от исполнения возложенной обязанности по паспортизации отходов.

При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда основан на неправильном применении норм материального права.

Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л А:

решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Башкирская содовая компания» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО4. - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Исполняющий обязанности

заместителя Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Р.Р. Усманова

Справка: мировой судья Кучумов А.И.

федеральный судья Мартынова Л.Н.