Дело № 4а-915/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Барнаул 6 ноября 2019 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Смолина О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 6 августа 2019 года, решение судьи Павловского районного суда Алтайского края от 11 июня 2019 года по жалобе открытого акционерного общества «Черемновский сахарный завод» на постановление государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 от 25 апреля 2019 года, которым
открытое акционерное общество «Черемновский сахарный завод», юридический адрес: <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 9 апреля 2019 года № 21681-19/юл, составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, в 15 часов 30 минут 9 апреля 2019 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 19 октября 2018 года № 02-16-06/987 выявлено, что открытое акционерное общество «Черемновский сахарный завод» (далее – ОАО «Черемновский сахарный завод»), расположенное по адресу: <...>, в установленный срок не позднее 23 февраля 2019 года не выполнило требования предписания Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2018 года № 02-16-06/987 об устранении нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ОАО «Черемновский сахарный завод», регистрационный № А63-00067-0001, III класс опасности, выразившихся в том, что:
- в графиках ремонта оборудования ТЭЦ на 2018, 2019 годы отсутствуют указания на трубопроводы пара, объем работ по ремонту и техническому обслуживанию паровых котлов ст. № 1-5, экономайзеров ст. № 1-5, что не соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ), подпункту «у» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 (далее – Положение), пункту 219 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 (далее – Правила промышленной безопасности) (пункт 5 предписания);
- отсутствуют паспорта и техническая документация на редукционно-охладительные установки РОУ 24/3 ст. №1 и РОУ 24/3 ст. № 2, что не соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «у» пункта 5 Положения, пункту 218.1 Правил промышленной безопасности (пункт 18 предписания);
- не проведено техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности редукционно-охладительных установок РОУ 24/3 ст. № 1 и РОУ 24/3 ст. № 2 (техническая документация отсутствует, установки эксплуатируются с 1994 года), что не соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, статьям 9, 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпунктам «б», «л», «у» пункта 5 Положения, пункту 6 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 (далее – Правила проведения экспертизы), подпункту «в» пункта 411, пункту 414 Правил промышленной безопасности (пункт 19 предписания);
- не поставлены на учет редукционно-охладительные установки РОУ 24/3 ст. № 1 и РОУ 24/3 ст. № 2, что не соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «у» пункта 5 Положения, подпункту 214 Правил промышленной безопасности (пункт 21 предписания);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности эстакады (сооружений) под трубопровод транспортировки пара турбин № 1, 2, 3 и РОУ № 1, 2 до главного корпуса, уч.1405, проектная документация на эстакаду под трубопровод отсутствует, что не соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, статьям 9, 13 Федерального закона № 116-ФЗ, подпункту «у» пункта 5 Положения, пункту 7 Правил проведения экспертизы, подпункту «б» пункта 410 Правил промышленной безопасности (пункт 23 предписания).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Павловского районного суда Алтайского края от 11 июня 2019 года постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Черемновский сахарный завод» прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 6 августа 2019 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год, поскольку в данном случае ОАО «Черемновский сахарный завод» были нарушены требования законодательства в области промышленной безопасности.
ОАО «Черемновский сахарный завод» просит судебные акты оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением судьи районного суда, с которым согласился и судья краевого суда, постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Черемновский сахарный завод» прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку судья районного суда пришел к выводу о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет два месяца и подлежит исчислению с 24 февраля 2019 года.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ОАО «Черемновский сахарный завод» дела об административном правонарушении, имели место 24 февраля 2019 года.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений вышеприведенных норм права, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении, по которому прекращено производство, обсуждаться не может.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 названного Кодекса вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не предусмотрено.
Эта правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статей 50, 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года, г.Рим), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, жалоба государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, в которой ставится вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности в отношении ОАО «Черемновский сахарный завод», удовлетворению не подлежит, поскольку в данном случае это приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление.
Довод жалобы о том, что срок привлечения юридического лица к административной ответственности за невыполнение предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, составляет один год, ошибочен.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении, кроме дел, рассматриваемых судьями, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем часть 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор.
В этой связи оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Вместе с тем в решении судьи краевого суда ошибочно указано на то, что срок давности привлечения ОАО «Черемновский сахарный завод» к административной ответственности истек 24 апреля 2018 года, в связи с чем данный судебный акт подлежит уточнению, что не приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
решение судьи Павловского районного суда Алтайского края от 11 июня 2019 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 6 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 – без удовлетворения.
Уточнить решение судьи краевого суда, указав что срок давности привлечения открытого акционерного общества «Черемновский сахарный завод» к административной ответственности истек 24 апреля 2019 года.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Смолина