ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-919/18 от 23.11.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 4а-919/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 ноября 2018 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу Чупровой С.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми от 19.02.2018 и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 13.04.2018

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Чупровой С.Г.,

установил:

постановлением мирового судьи Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми от 19.02.2018 должностное лицо - директор ООО ЖК «Лидер С» Чупрова С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 13.04.2018 приведенное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Чупрова С.Г. просит состоявшиеся судебные акты отменить, как незаконные и необоснованные, дело производством прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу, в подтверждение своих доводов ссылается на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2018 № А29-1388/2018 о признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 27.12.2017 № 73, выданного в отношении ООО ЖК «Лидер С».

Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Службы стройжилтехнадзора У. от <Дата обезличена><Номер обезличен> проведена внеплановая проверка с целью осуществления лицензионного контроля за деятельностью юридического лица – ООО ЖК «Лидер С», осуществляющего лицензионный вид деятельности по управлению многоквартирным домом (далее – МКД) <Адрес обезличен>

Поводом для проведения указанной проверки явилось обращение гражданки К.., проживающей <Адрес обезличен>, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД.

Управление данным МКД <Номер обезличен> осуществляется Обществом согласно договору управления от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

В ходе проведения выездной проверки Государственной жилищной инспекцией по г. Ухте <Дата обезличена> при визуальном осмотре мест общего пользования, были установлены нарушения требований пунктов 10,11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491); пунктов 11, 12, 13, 18, 20, и 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень № 290); пунктов 3.1.1, 3.1.3, 3.2.3, 4.4.1, 4.4.15, 4.7.1, 4.7.22, 4.7.4, 4.7.5, 5.5.6, 5.6.2, 5.8.3, 5.8.7 и 5.8.8 Правил и норм технической эксплуатации жилижного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), а именно:

- левое крыло, кухня - установлены 2 газовые плиты, подача бытового газа обеспечена; установлено 2 умывальника с холодным водоснабжением; установлены 3 стиральных машинки собственников. В кухне потолки, стены и полы, трубопроводы значительно загрязнены.

Левое крыло, санузел - установлено 2 унитаза (слив на унитазе в рабочем состоянии, на втором от входной двери унитазе отсутствует бачок) - отвод обеспечен; на стенах - отслоение окрасочного и штукатурного слоев; окна в деревянных переплетах - растрескиванием рам, притвор не плотный. Потолки, стены и полы, трубопроводы значительно загрязнены.

Составлен акт осмотра, подписан собственником Ш..;

- правое крыло, кухня 1 - установлена 1 газовая плита, подача бытового газа обеспечена; установлен 1 умывальник с холодным водоснабжением; отслоение окрасочного и штукатурного слоев; стены, потолки закопчены, полы и трубопроводы значительно загрязнены;

- правое крыло, кухня 2 - установлено 2 газовые плиты, 1 плита отключена от газоснабжения; подача бытового газа на 2 плите обеспечена; установлено 2 умывальника, 1 умывальник в нерабочем состояние - не работает смеситель, 1 умывальника с холодным водоснабжением, но отсутствует рычаг, стойки умывальников не закреплены; окна в деревянных переплетах - растрескиванием рам, притвор не плотный; отслоение окрасочного и штукатурного слоев; под окном вскрыто половое бетонное покрытие размерами 1,5x1,0 м, сверху закрыт деревянных щитом, под ним бытовой мусор. На полу в кухне № 2 стоит вода, на полу деревянный решетчатый щит. Стены, потолки закопчены и полы, и трубопроводы значительно загрязнены.

Правое крыло, санузел - установлено 2 унитаза (не имеется крышек, водоотведение не обеспечено, утечки из одного унитаза); на канализационной трубе наблюдается конденсат, а в месте установки вентиля – капельная течь; с торца вскрыто бетонное половое покрытие – устроен приямок размера 1,0х2,0 м, сверху закрыт деревянным щитом; дверь входная деревянная – наличник разбит (0,2х01 м). Стены, потолки, трубопроводы и полы, значительно загрязнены.

Над входом в кухню и санузел установлены светильники, электропроводка проведена открытым способом по штробе в стене, штроба не закрыта.

Составлен акт осмотра, подписан собственниками Н.., К.., С.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.12.2017 № 398-л.

27.12.2017 начальником Государственной жилищной инспекции по г. Ухте Республики Коми Потолицыной М.В. выдано предписание № 73 об устранении ООО ЖК «Лидер С» выявленных нарушений в срок до 01.03.2018.

16.01.2018 по результатам указанной проверки в отношении директора ООО ЖК «Лидер С» Чупровой С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, № 7.

Мировой судья пришла к выводу о виновности Чупровой С.Г. в совершении вменяемого ей правонарушения и вынесла приведенное выше постановление.

Судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласилась с выводами мирового судьи.

Вместе с тем такие выводы обоснованными признать нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, Чупровой С.Г. последовательно отрицался, в том числе, посредством выражения несогласия с составленным в отношении нее протоколом об административном правонарушении, при этом Чупрова С.Г. и ее защитник настаивали на том, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, неверно определен состав имущества многоквартирного дома, в частности указывали, что помещение бывшего общежития <Адрес обезличен> коридорного типа, с общими кухнями, туалетами и душевыми комнатами в соответствии с ЖК РФ фактически имеют статус коммунальной квартиры. Вспомогательные помещения, предназначенные для удовлетворения коммунальных потребностей жильцов комнат и используемые для обслуживания отдельной секции, фактически являются частями квартир и не могут включаться в общее имущество МКД. Поэтому в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ей, как руководителю управляющей компании, вменяется ненадлежащее содержание общего имущества в коммунальной квартире, которое не является общим имуществом МКД, и содержание которого не входит в обязанности управляющей организации.

Изложенные доводы, не получили надлежащей правовой оценки ни при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств тому, что общее собрание собственников при проведении собрания (протокол от 28.12.2007 № 38, л.д. 70-74) включило помещения кухонь и санузлов бывшего общежития в состав общего имущества МКД <Номер обезличен><Адрес обезличен> и утвердило размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 14 рублей 33 копейки в месяц с учетом необходимости содержания кухонь и санузлов.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьями предыдущих судебных инстанций, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.

Следует также учесть, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2018 № А29-1388/2018 предписание от 27.12.2017 № 73, выданное Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) признано недействительным.

Данное предписание вынесено в отношении ООО ЖК «Лидер С» по результатам внеплановой проверки, результаты которой, оформленные актом от 27.12.2017 № 398-л, послужили основанием для привлечения директора Общества Чупровой С.Г. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Принимая решение об обоснованности заявленных Обществом требований, судья арбитражного суда, в числе прочего, указала на то, что в ходе судебного разбирательства ответчиком (Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)) не опровергнуты доводы о том, что начальник Государственной жилищной инспекции по г. Ухте П. неверно определила состав общего имущества многоквартирного дома, подменив понятие «общее имущество в коммунальной квартире» понятием «общее имущество многоквартирного дома», поскольку, по мнению Общества, проверяемые помещения бывшего общежития в дома <Номер обезличен><Адрес обезличен> – это помещения коридорного типа с общими кухнями, туалетами, к которым в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации применим статус коммунальной квартиры, а также то, что ответчиком не предоставлены доказательства того, что общее собрание собственников при проведении собрания от 22.12.2007 включило помещения кухонь и санузлов бывшего общежития в состав общего имущества МКД <Номер обезличен><Адрес обезличен> и утвердило размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 14 руб. 33 копейки в месяц с учетом необходимости содержания кухонь и санузлов.

Выводы, содержащиеся в вышеназванном решении Арбитражного суда Республики Коми, касаются обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Чупровой С.Г. к административной ответственности по настоящему делу.

Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми от 19.02.2018 и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 13.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Чупровой С.Г. подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты (п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми от 19.02.2018 и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 13.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Чупровой С.Г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя - А.В. Юдин