р/с Кузнецов А.Н. обл/с Синицын А.Е. Дело № 4а-928/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 декабря 2018 г.
Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу Денисова Александра Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Б.С.В.№ <...> от 14 июня 2018 г., решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 августа 2018 г. и решение судьи Волгоградского областного суда от 18 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Денисова Александра Геннадьевича,
установил:
постановлением государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Б.С.В.№ <...> от 14 июня 2018 г. глава администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Денисов А.Г. признан виновным по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 августа 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 18 сентября 2018 г., постановление должностного лица административного органа изменено путём исключения нарушения, указанного в п. 7 - не установлена система АУПС в помещениях здания администрации Солодчинского сельского поселения, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными выше постановлением и решениями, ФИО1 обратился в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ с жалобой в Волгоградский областной суд. Состоявшиеся по делу акты просит изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф предупреждением.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, для должностных лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Статьёй 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности, отнесено создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ относит: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Согласно п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее – ППР в РФ), на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6, 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п. 55 ППР в РФ направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно п. 77 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно п. 80 ППР в РФ органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (врадиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Из материалов дела следует, что как нарушения требований пожарной безопасности, явившиеся основаниями для привлечения главы администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему вменены деяния:
- в х. Погожья Балка у мест расположения пожарных водоёмов отсутствуют указатели по ГОСТ Р 12.4.026 (п. 55 ППР в РФ; п. 3 примечания к п.9.9 СП 2.13130.2009);
- территория х. Погожья Балка не очищена от горючих отходов, сухой растительности (ул. Центральная за д. № 12, вдоль пруда за домами по ул.Центральная) (п. 77 ППР в РФ);
- не созданы условия для забора воды для целей пожаротушения из естественного водоёма - пруда, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения (расположенного в радиусе до 200 м. от населённого пункта х. Погожья Балка) (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 16, 80 ППР в РФ);
- территория п. Нежинский не очищена от горючих отходов, сухой растительности (ул. Парковая дома № 10, Центральный парк, на пустыре в районе школы) (п. 77 ППР в РФ);
- в п. Нежинский у мест расположения пожарных водоёмов отсутствуют указатели по ГОСТ Р 12.4.026 (п. 55 ППР в РФ; п. 3 примечания к п. 9.9 СП2.13130.2009);
- территория х. Песковатка не очищена от горючих отходов, сухой растительности (ул. Продольная, район домов 3, 5, 48 на пустыре в районе пруда) (п. 77 ППР в РФ).
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия главы администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении главы администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В рамках настоящего дела на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22июля 2008 г. № 123-ФЗ были обоснованно применены нормы, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, такие как ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16, 55, 77, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
В надзорной жалобе ФИО1 заявляет о необоснованности вменения ему нарушения требований п. 55 ППР в РФ, мотивируя тем, что данный пункт Правил предусматривает установку указателей к пожарным гидрантам и резервуарам, но не к естественным водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения.
Указанный довод жалобы несостоятелен, как основанный на чрезмерно узком толковании отдельного пункта, взятого из контекста ППР в РФ, рассматриваемого ФИО1 в отрыве от требований федеральных законов, регламентирующих пожарную безопасность.
Однако системное толкование ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 62, ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 и 55 ППР в РФ дает основание для вывода о необходимости обозначать указателями путь ко всем доступным источникам противопожарного водоснабжения.
К тому же при обозначении указателями путей к пожарным водоемам должны учитываться и применяться имеющие характер нормативного акта добровольного применения положения ГОСТ 12.04.026-2015, введенного взамен утратившего с 1 марта 2017 г. силу ГОСТ 12.04.026-2001, на что указано в п. 3 примечания к п. 9.9 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», также являющегося нормативным актом добровольного применения.
Оформление и размещение указателей к источникам пожарного водоснабжения в соответствии с вышеназванными предписаниями обусловлено необходимостью сделать их понятными и доступными для восприятия при тушении пожара.
В надзорной жалобе ФИО1 также приводит довод о том, что из предъявленного ему обвинения непонятно, какие именно условия для забора воды из естественных водоемов им не созданы, что, по его мнению, является основанием для исключения из обвинения ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, ст. 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 16, 80 ППР в РФ.
Названный довод нахожу несостоятельным, так как материалами дела подтверждается и не отрицается ФИО1 наличие на территории администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области естественного водоема – пруда в окрестностях х.Погожья Балка, к которому не устроен подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением вышеназванных положений, указанных в надзорной жалобе ФИО1 нормативных актов.
Довод надзорной жалобы ФИО1 о добровольной расчистке территории населенных пунктов - х. Погожья Балка и п. Нежинский от горючих отходов и сухой растительности не дает оснований считать такие действия обстоятельством, смягчающим административную ответственность, так как свидетельствует о вынужденном принятии ФИО1 мер по исполнению требований пожарной безопасности, что обусловлено административным принуждением со стороны органа пожарного надзора и среди прочего подтверждено предписанием № <...> от 9 июня 2018 г. о необходимости устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Вопреки доводам жалобы, ФИО1, как должностному лицу, то есть главе администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, назначено справедливое наказание в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере. Оснований для замены назначенного ФИО1 наказания предупреждением не усматриваю.
Иных значимых доводов, дающих основания для отмены состоявшихся по делу актов, не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Б.С.В.№ <...> от 14 июня 2018 г., решения судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 августа 2018 г. и решения судьи Волгоградского областного суда от 18 сентября 2018 г. не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Б.С.В.№ <...> от 14 июня 2018 г., решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 августа 2018 г. и решение судьи Волгоградского областного суда от 18 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации Нежинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оставить без изменения.
Заместитель председателя ФИО2