ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-931/17 от 17.01.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Мировой судья Штох Т.И. №П4А-10/2018

Судья Швайгерт А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 17 января 2018 года

Заместитель председателя Красноярского краевого суда Бугаенко Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 13 июня 2017 года и решение судьи Краснотуранского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 13 июня 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Краснотуранского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2017 года вышеуказанное постановление было оставлено без изменения, а жалоба на него – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд, глава Краснотуранского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края просит отменить постановление и решение судей, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Указывает на то, что технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» не распространяет свои требования на улицы населенных пунктов. Дороги и улицы – это разные объекты, следовательно, вменение ч.1 ст.12.34 КоАП РФ является неправомерным, так как ответственность наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а не улиц, как следует из протокола об административном правонарушении. Указание в судебных решениях на Приказ от 08 июня 1999 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» является необоснованным, так как данный приказ утратил свою законную силу. Глава сельсовета наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и не является должностным лицом юридического лица, осуществляющим деятельность по содержанию автомобильных дорог и на него не может возлагаться обязанность по содержанию дорог. Надлежащим субъектом по обслуживанию и ремонту объектов уличного освещения является МКУ «<данные изъяты>». Согласно п.2.3 Устава МКУ «<данные изъяты>» содержание дорог относится к основным видам его деятельности. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив оспариваемые постановление и решение, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является административным правонарушением.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п. 13 Основных положений Правил дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п.1.2 "Общие положения" Правил дорожного движения Российской Федерации под "дорогой" понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Законодательством Российской Федерации устанавливается классификация автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767).

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ст.5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Анализ указанных норм показывает, что дороги в зависимости от расположения, принадлежности, наличия на них защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства, и т.п., являются самостоятельными и обособленными объектами транспортной инфраструктуры, в отношении которых у соответствующих субъектов имеются обязательства по их содержанию.

Исходя из смысла указанных положений и термина "дорога", она включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. Понятием "дорога" охватываются не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Тротуары и обочины также являются элементами дороги.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в предмет местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

В подпункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Исходя из ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится организация благоустройства территории сельского поселения, включая освещение улиц.

Согласно ст.6 Устава администрация Краснотуранского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Положениями ст.7 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения Краснотуранского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Постановлением №99-П от 20 ноября 2013 года администрацией Краснотуранского сельсовета утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Краснотуранского сельсовета, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории Краснотуранского сельсовета. Согласно приложению к постановлению улицы, указанные в протоколе об административном правонарушении, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Краснотуранского сельсовета (л.д.36-37).

В этой связи, доводы жалобы о необоснованности указания улиц в качестве дорог являются несостоятельными.

В соответствии со ст.13 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402, устройство недостающего электроосвещения; восстановление электроосвещения; установка недостающих систем контроля линий электроосвещения, установка недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем освещения, относятся, соответственно, к работам по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. "з" ч. 4 п. 4; п. "г" ч. 4 п. 5; ч. 1, 8 п. 10).

В силу положений п.4 ст.13 Устава Глава сельсовета возглавляет местную администрацию и сельский Совет депутатов. Кроме того, Глава сельсовета обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Решением Краснотуранского сельского совета депутатов Краснотуранского района №9-53-Р от 06 декабря 2016 года главой Краснотуранского сельсовета избран ФИО1

Согласно п.4.6.1 ГОСТ Р52766-2007 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах.

То обстоятельство, что по состоянию на 23 часа 00 минут на 18 марта 2017 года на улицах, указанных в протоколе об административном правонарушении, отсутствовало уличное искусственное освещение, в жалобе не оспаривается и подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог.

С учетом изложенного, доводы жалобы ФИО1 о том, что он не является субъектом административной ответственности, являются несостоятельными.

Фактически судьи обоснованно исходили из того, что ФИО1 не принял своевременно должных организационных мер по обеспечению уличного освещения на перечисленных в постановлении улицах.

При этом, доводы жалобы о возложении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности на МКУ «<данные изъяты>» не освобождает ФИО1 от исполнения должностных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и от административной ответственности.

Доказательств того, что ФИО1 были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе в части освещения улиц, не представлено. Напротив, ранее в судебном заседании ФИО1 заявлялось лишь о недостаточном финансировании, однако, этим доводам судьями дана надлежащая оценка в оспариваемых судебных решениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и иными доказательствами, оцененными судьями в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Нормы материального права применены правильно.

Действия ФИО1 квалифицированы правильно по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 13 июня 2017 года и решение судьи Краснотуранского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Красноярского краевого суда Н.В. Бугаенко