ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-934/2016 от 08.09.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

№4а-934/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 08 сентября 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Физкультурно-оздоровительный реабилитационный центр «СЛОН» (далее - ООО ФОРЦ «СЛОН») ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №97 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 01.04.2016 года и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27.06.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка №97 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 01.04.2016 года ООО ФОРЦ «СЛОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию с применением положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей за невыполнение в установленный срок предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор об устранении нарушений земельного законодательства.

Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27.06.2016 года постановление мирового судьи от 01.04.2016 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор ООО ФОРЦ «СЛОН» ФИО1, указывая на необоснованное привлечение ООО ФОРЦ «СЛОН» к административной ответственности за данное правонарушение, считает, что предписание является незаконным, поскольку решением Мэрии г.о.Тольятти за ООО ФОРЦ «Слон» признано право на земельный участок площадью 0,88га., тогда как в предписании вынесенном инспектором Росреестра юридическое лицо обязано оформить в собственность 17 438 кв.м., что является неисполнимым, обращает внимание, что на основании п.2 постановления Правительства Самарской области №618 от 30.09.2015г. «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими отдельных постановлений Правительства Самарской области», юридическим лицам при переоформлении прав на земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляется возможность приобрести земельные участки до 01 июля 2016г. за 20% от кадастровой стоимости участка, следовательно, у ООО ФОРЦ «СЛОН» имеется срок до 01 июля 2016г. для оформления надлежащим образом правоустанавливающих документов на земельный участок, - и просит отменить состоявшиеся судебные решения в отношении ООО ФОРЦ «СЛОН» с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением администрации г.Тольятти от 28.12.1992 №1410, ТОО ФОРЦ «Слон» (в настоящее время- ООО ФОРЦ «Слон») для эксплуатации физкультурно-оздоровительного центра в <адрес> предоставлен земельный участок площадью 0,88га в постоянное бессрочное пользование, 1,300га под благоустройство и санитарное содержание прилегающей территории, о чем выдано свидетельство о праве от 10.11.1993 года (л.д.23).

Впоследствии из данных земельных участков был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101182:542 площадью 17438 кв.м. с разрешенным использованием под физкультурно-оздоровительный центр, что подтверждается решением Арбитражного суда Самарской области №А55-32788/2012 от 22.03.2013 года, кадастровым паспортом земельного участка от 21.11.2011 года (л.д.32-42).

В соответствии с ч.1 ст.24 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в безвозмездное пользование на основании договора, заключенного с соблюдением положений ГКРФ.

В силу ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, а ст.13 указанного Федерального закона предусмотрен порядок проведения государственной регистрации данного права.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст.36 ЗК РФ.

13.06.2012г. в результате проверки, проведенной государственным инспектором по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом Управления Росреестра по Самарской области ФИО2 выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, устанавливающих право на земельный участок, и выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства со сроком исполнения до 13.12.2012 года, который неоднократно продлевался главным государственным инспектором г.Тольятти по использованию и охране земель Управления Росреестра по Самарской области ФИО3 определением от 20.12.2012г. до 13.06.2013г., определением от 27.06.2013г. до 13.12.2013г., определением от 12.12.2013г. до 13.06.2014г., определением от 27.06.2014г. до 13.01.2015г., определением от 14.01.2015г. до 13.07.2015г., определением от 28.07.2015 до 13.01.2016г.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Согласно ч.1 ст.71 Земельного кодекса РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

29.01.2016 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Самарской области №268-р/2016 от 18.01.2016 года государственными инспекторами в г.о.Тольятти и м.р.Ставропольский по использованию и охране земель проведена внеплановая документарная проверка исполнения вышеуказанного предписания от 13.06.2012 с учетом продления срока его исполнения, в ходе которой выявлен факт неисполнения данного предписания, в установленный срок до 13.01.2016 года и составлен акт проверки №14/2016 от 29.01.2016 года (л.д.12-13).

По факту выявленного правонарушения государственным инспектором по использованию и охране земель главным специалистом-экспертом Управления Росреестра по Самарской области ФИО2 29.01.2016 года в отношении ООО ФОРЦ «СЛОН» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО ФОРЦ «СЛОН» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: предписание от 13.06.2012 года об устранении нарушения земельного законодательства РФ в срок до 13.12.2012 года с учетом продления определением от 20.12.2012г. до 13.06.2013г., определением от 27.06.2013г. до 13.12.2013г., определением от 12.12.2013г. до 13.06.2014г., определением от 27.06.2014г. до 13.01.2015г., определением от 14.01.2015г. до 13.07.2015г., определением от 28.07.2015г. до 13.01.2016 года (л.д.3-9); акт проверки органом государственного надзора №14/2016 от 29.01.2016 года (л.д.12-13); протокол об административном правонарушении от 29.01.2016 года (л.д.14); распоряжение заместителя руководителя Управления Росреестра по Самарской области №268-р/2016 от 18.01.2016 года о проведении внеплановой, документарной проверки исполнения юридическим лицом предписания от 13.06.2012 года (л.д.15); копия свидетельства о праве бессрочного пользования на землю под физкультурно-оздоровительный центр от 10.11.1993 года (л.д.23); сообщение Мэрии г.о.Тольятти №17715/5.2 от 22.10.2014г., согласно которому ООО ФОРЦ «СЛОН» вправе обратиться в Мэрию с заявлением о регистрации участка площадью 0,88га (л.д.24-25), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО ФОРЦ «СЛОН» в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы директора ООО ФОРЦ «СЛОН» о том, что предписание от 13.06.2012 года об устранении нарушения земельного законодательства путем переоформления земельного участка площадью 17 438кв.м. не может быть исполнено, не является основанием для отмены состоявшихся судебных решений.

Из постановления Администрации г.Тольятти от 09.11.1993 №1740 следует, что в бессрочное пользование ТОО ФОРЦ «Слон» предоставлен земельный участок площадью 0,88га., а так же земельный участок площадью 1,30га, под благоустройство и санитарное содержание территории, что также подтверждается свидетельством о праве №13947 от 10.11.1993 года (л.д.23).

Учитывая, отказ в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101182:542 с местоположением: <адрес>, а также решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2013 года об отказе в удовлетворении жалобы на отказ в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101182:542 оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 года и постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 28.10.2013 года, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ООО ФОРЦ «Слон» обязано было переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 8800 кв.м., однако ООО ФОРЦ «СЛОН» несмотря на то, что площадь находящегося на праве бессрочного пользования земельного участка в отношении которого документы должны были быть оформлены надлежащим образом составляет 8800 кв.м., не выполнило обязательные требования земельного законодательства и не обратилось в Мэрию г.о.Тольятти, а также в Управление Росреестра с заявлением об оформлении документов на данный земельный участок в срок до 13.01.2016г. установленный в определении о продлении сроков исполнения предписания от 28.07.2015г.

Таким образом, судебными инстанциями установлено, что Общество использует земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в отсутствие факта переоформления данного права в срок до 13.01.2016 года.

Довод директора ООО ФОРЦ «СЛОН» о том, что юридическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с тем, что в соответствии действующим законодательством срок переоформления права, на земельные участки, предоставленные в бессрочное пользование истекал 01 июля 2016г., не принимается во внимание, поскольку основан на неверном толковании нормы права.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области №618 от 30.09.2015г. «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими отдельных постановлений Правительства Самарской области», юридическим лицам предоставлялась возможность приобрести земельные участки до 01 июля 2016г. за 20% от кадастровой стоимости участка, то есть предусматривался срок для льготного выкупа земельных участков, не распространяющийся на обязанность и не предоставляющий отсрочку для оформления документов о праве на земельный участок.

Кроме того, земельный участок передан ООО ФОРЦ «СЛОН» на праве бессрочного пользования и обязанность его выкупа у Самарской области инспектором федерального органа, осуществляющим государственный земельный надзор, в предписании от 13.06.2012г. об устранении нарушения земельного законодательства на юридическое лицо не возлагалась.

Учитывая, что предписание в установленный срок до 13.01.2016 года не выполнено, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в бездействии ООО ФОРЦ «СЛОН» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.

Доводы надзорной жалобы, указывающие на незаконность предписания, являются необоснованными. Учитывая диспозицию ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения. Кроме того, 20.12.2012г., 27.06.2013г., 12.12.2013г., 27.06.2014г., 14.01.2015г., 28.07.2015г. юридическое лицо обращалось с ходатайствами о продлении срока исполнения предписания в Управление Росреестра Самарской области (л.д.4-9).

Учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении предписание от 13.06.2012 года не признано незаконным и не отменено, ООО ФОРЦ «СЛОН» правильно привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, исследованными судебными инстанциями, которые ничем не опровергаются и в совокупности свидетельствуют о том, что ООО ФОРЦ «СЛОН» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный земельный контроль, об устранении нарушений земельного законодательства.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО ФОРЦ «СЛОН» имелась возможность для выполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений земельного законодательства, за нарушение которого ч.25 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его выполнению.

Состав ст.19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что предписание от 13.06.2012г. обжаловалось в установленном законом порядке или не могло быть исполнено в течение предоставленного срока, уважительных причин невозможности его не выполнения юридическим лицом не представлено.

При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ООО ФОРЦ «СЛОН» состава административного правонарушения предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 01.04.2016 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 27.06.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО ФОРЦ «СЛОН», по делу не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка №97 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 01.04.2016 года и решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27.06.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Физкультурно-оздоровительный реабилитационный центр «СЛОН» оставить без изменения, надзорную жалобу директора ООО ФОРЦ «СЛОН» ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.