ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-940/17 от 30.08.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-940/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 30 августа 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 на постановление Центрального районного суда г. Тольятти от 25.04.2017 г. и решение Самарского областного суда от 16.05.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти от 25.04.2017 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 руб. с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации. До выдворения за пределы РФ постановлено ФИО1 поместить в центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ГУ МВД России по Самарской области, расположенный по адресу: <...>.

Решением Самарского областного суда от 16.05.2017 г. постановление Центрального районного суда г. Тольятти от 25.04.2017 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ФИО1 указывает, что прибыл на территорию Российской Федерации в 2005 г. из Республики Киргизия с целью работы, проживал в г. Самара, был временно зарегистрирован по адресу: г<данные изъяты> (информация не подтверждена). 25.04.2017 г. помещен в ЦВСИГ ГУ МВД России по Самарской области. УВМ ГУ МВД России по Самарской области неоднократно направлялись запросы в Посольство Республики Кыргызтана с целью оформления свидетельства о возвращении на родину. Согласно справке Посольства Кыргызской Республики от 18.07.2017 г. сведения по форме №1 на ФИО1 отсутствуют. В настоящее время, в соответствии с п.12 ст.10.1 ФЗ от 25.07.2005 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», признан лицом без гражданства. Просит изменить судебное решение, путем исключения указания на применение наказания в виде административного выдворения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Судебными инстанциями установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 35 минут возле дома по <адрес> полицейским 3-й роты ОБППС УМВД России по г. Тольятти выявлен гражданин <данные изъяты> – ФИО1, который в 2005 г. въехал на территорию Российской Федерации, до настоящего времени пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, чем нарушил ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

В подтверждение, что ФИО1 Р.Н. А.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный полицейским 3-й роты ОБППС УМВД России по г. Тольятти, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 35 минут возле <адрес> выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1 без документов, подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации (л.д.2); рапорт полицейского 3-й роты ОБППС УМВД России по г. Тольятти о задержании 23.04.2017 г. гражданина <данные изъяты> ФИО1, проживающего в <адрес> без документов, подтверждающих его право на пребывание в РФ (л.д.3); объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что является уроженцем <данные изъяты>, прибывает в РФ с 2010 г., был зарегистрирован в <адрес>, с 09.08.2011 г. по 01.04.2016 г. отбывал срок наказания, в апреле 2016 г. был задержан и помещен в ЦВСИГ за нарушение миграционного режима, в связи с чем не смог оформить документы на право пребывания в РФ (л.д.4); справка ФМС России АС ЦБДУИГ от 22.04.2017 г. (л.д.5-9); справка из ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Самарской области от 01.04.2016 г. об освобождении из мест лишения свободы ФИО1, уроженца <данные изъяты>, отбывавшего наказание с 06.03.2013 г. по 01.04.2016 г. (л.д.10); протокол об административном задержании от 23.04.2017 г. (л.д.11), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных постановлениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.

Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Согласно ч.ч.1,2 ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении ФИО2 административного наказания требования ст.4.1 КоАП РФ судьей районного суда соблюдены.

Постановление судьи о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ФИО1 этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При решении вопроса о наказании судебными инстанциями приведены мотивы назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения.

Согласно выводам Европейского Суда по правам человека, изложенным в постановлениях от 28 июня 2011 года по делу "Нунес (Nunez) против Норвегии", § 71; от 27 сентября 2011 года по делу "Алим (Alim) против России", § 78, 80, 81, 83 и 93), допустимость административного выдворения различается в зависимости от обстоятельств конкретного дела и усмотрение государства, связанного необходимостью установить справедливое равновесие между интересами отдельного лица и общества в целом, имеет пределы; при этом право властей применять административное выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного порядка, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к закону; схема применения национального иммиграционного законодательства, основанная на административных санкциях в виде административного выдворения, не вызывает вопросов с точки зрения соблюдения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.5.1 постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 г.).

Материалы дела не содержат сведений о наличии у ФИО1 на территории Российской Федерации постоянного места жительства, работы, источников дохода, прочных семейных связей, и его выдворение за пределы Российской Федерации не нарушает право на уважение его личной и семейной жизни, и не противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключенной в г. Риме 04.11.1950 года). Достоверных сведений о том, что у ФИО1 на территории Российской Федерации имеются родственники, в материалах дела нет.

ФИО1 в ходе производства по делу пояснял, что он является гражданином <данные изъяты>, что, приехав в РФ, был временно зарегистрирован в г. Самара, по адресу: <адрес>, позже был осужден, выйдя из мест лишения свободы 01.04.2016 г. по решению суда был помещен в спецприемник, поскольку Министерством юстиции РФ принято решение о нежелательности его пребывания в РФ, затем решение суда о продлении срока его пребывания в спецприемнике было отменено и он был отпущен, документы на право пребывания в РФ у него отсутствуют (л.д.4, 23).

Ссылка в жалобе на то, что согласно ответу из Посольства Кыргызской Республики в РФ от 18.07.2017 г. сведения по форме на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют, в связи с чем оформление свидетельства на возвращение в Кыргызскую Республику ФИО1 не представляется возможным, в настоящее время он признан лицом без гражданства, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.

Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют, что ФИО1 длительное время (около семнадцати лет) незаконно пребывает на территории Российской Федерации, ранее судим, в отношении него Министерством юстиции РФ 25.03.2016 г. вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ и УФМС России по Самарской области 31.03.2016 г. вынесено решение о депортации за пределы РФ, которые не были отменены; зная о том, что оснований законного пребывания на территории РФ не имеется, не принял в указанный период времени надлежащих мер к легализации своего пребывания на территории РФ, в том числе и перед освобождением из мест лишения свободы намерений таких не имел.

Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим специалистом 3 разряда отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области ФИО5, личность ФИО1 установлена, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признан лицом без гражданства, так как отсутствуют доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Доводы надзорной жалобы ФИО1 об отсутствии принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства, не исключают возможность привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку субъектами данного правонарушения являются как иностранные граждане, так и лица без гражданства. При этом в рамках исполнения постановления о назначении данного вида наказания лица без гражданства подлежат высылке из страны по договору о реадмиссии с государством, с территории которого ими был осуществлен въезд в Российскую Федерацию, если таковой имеется.

Законность и обоснованность вынесенного 25.04.2017 г. судьей районного суда постановления проверены судьей областного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 16.05.2017 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы ФИО1 на постановление судьи районного суда, указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи районного суда.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Центрального районного суда г. Тольятти от 25.04.2017 г. и решение Самарского областного суда от 16.05.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров