ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-94/19 от 28.02.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

№4А-94/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2019 года г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу Васильевой Ю.А. на постановление мирового судьи судебного участка №10 г. Энгельса Саратовской области от 16 ноября 2018 года, решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 15 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области Васильевой Ю.А.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №10 г. Энгельса Саратовской области от 16 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 15 января 2019 года, должностное лицо - директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области Васильева Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе Васильева Ю.А. просит об отмене судебных постановлений, прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что договоры с поставщиками тепловой, электроэнергии, водоснабжения и водоотведения заключались на обслуживание здания школы целиком, без вычета помещений, переданных в безвозмездное пользование, поскольку коллектив школы и обучающиеся также пользовались помещениями, переданными в безвозмездное пользование, наряду с ссудополучателями. Ссылается на несогласие с выводом контрольно-счетной палаты ЭМР об оплате денежных средств в размере 26 238 руб. 24 коп. из средств бюджета, а не из внебюджетных средств организации. Также указывает, что в представленных в материалы административного дела платежных документах отсутствует подпись должностного лица, в то время как правом подписи финансовых документов на время отсутствия директора школы имеет также заместитель директора по УВР. Судом не исследованы данные материалы и не запрошены в комитете финансов администрации ЭМР документы с целью установления должностного лица, их подписавшего. Ссылается на отсутствие доказательств прямого или косвенного умысла на нецелевое использование бюджетных средств.

Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ч.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абз.2 ч.1 ст.78.1 БК РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз.4 п.1 ст.78.1 БК РФ).

Согласно ч.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с соглашением №14 от 09 января 2017 года Комитетом по образованию и молодежной политики администрации Энгельсского муниципального района из бюджета Энгельсского муниципального района МОУ «СОШ №19» (далее по тексту – Учреждение) в 2017 году предоставлена субсидия на выполнение муниципального задания в сумме <...> руб. (с учетом дополнительного соглашения №9 от 27 декабря 2017 года – в сумме <...> руб. <...> коп.) (т.1 л.д.39-40, 30).

В соответствии с п.5.1 указанного соглашения, предоставленная субсидия не может быть использована Учреждением в целях финансового обеспечения содержания переданного в установленном порядке в аренду третьим лицам недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением органом администрации Энгельсского муниципального района по управлению имуществом или приобретено Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение имущества.

Планом финансово-хозяйственной деятельности МОУ «СОШ №19» на 2017 год от 31 декабря 2017 года на оплату коммунальных услуг утверждено направление бюджетных средств в 2017 году в сумме 1 545 134 руб. 73 коп (т.1 л.д.41-56 – раздел 6.2 Плана).

Согласно сведениям, предоставленным Комитетом по образованию в 2017 году МОУ «СОШ №19» начислено коммунальных услуг 1 937 906 руб. 08 коп., оплачено 1 740 732 руб. 45 коп., в том числе из бюджета Энгельсского муниципального района в размере 1 545 134 руб. 73 коп. (т.1 л.д.86).

На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Энгельсского муниципального района от 21 декабря 2017 года №24 (т.1 л.д.29), проведена проварка порядка формирования и финансового обеспечения муниципального задания комитетом по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района в 2016-2017 гг.

В ходе проверки установлено, что денежные средства в сумме 26 238 руб. 24 коп., выделенные из бюджета Энгельсского муниципального района на выполнение муниципального задания, в 2017 году использованы МОУ «СОШ №19» на оплату коммунальных услуг по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование иным бюджетным учреждениям, то есть установлено использование денежных средств на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением №14 от 09 января 2017 года.

Из материалов административного дела следует, что за МОУ «СОШ №19» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание школы площадью 4277,50 кв.м, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Студенческая, д.26 «А». В свою очередь, МОУ «СОШ №19» переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения в здании школы следующим учреждениям: ГУЗ «Энгельсская городская детская поликлиника №1», площадью <...> кв.м, ГАУЗ «Энгельсская городская стоматологическая поликлиника», площадью <...> кв.м, МБУ ДО «Энгельсская станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)», площадью <...> кв.м, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами.

Усматривается, что в течение 2017 года директором МОУ «СОШ №19» Васильевой Ю.А. подписаны финансово-хозяйственные документы на оплату коммунальных услуг за помещения, переданные в безвозмездное пользование (платежные поручения за период с 27 февраля 2017 года по 23 декабря 2017 года). При этом, ссудополучатели, которым передавались в пользование соответствующие помещения не производили возмещение потребленных коммунальных услуг, что привело к нецелевому использованию МОУ «СОШ № 19» средств субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания в 2017 году в сумме 26 238 руб. 24 коп.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МОУ «СОШ №19» в соответствии с должностной инструкцией осуществляет директор Учреждения. В соответствии с должностной инструкцией директора Учреждения директор:

- в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность их эффективного использования (п. 3.10);

- несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (п. 5.1);

- несет ответственность за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ (п. 5.3).

Приказом от 09 сентября 2013 года №506л/с на должность директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области назначена Васильева Ю.А. с возложением материальной ответственности, с правом первой подписи на финансово-распорядительных документах (т.1. л.д.9).

Таким образом, Васильева Ю.А., являясь должностным лицом, допустив направление денежных средств – субсидии на выполнение муниципального задания, выделенной из бюджета Энгельсского муниципального района, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением (оплату содержания (коммунальных услуг) за помещения, переданные образовательным учреждением по договорам безвозмездного пользования муниципальным имуществом), совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения Васильевой Ю.А. правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №21 от 23 мая 2018 года; соглашением о предоставлении Учреждению субсидии из бюджета ЭМР №14 от 09 января 2017 года; дополнительными соглашениями к нему; планом финансово-хозяйственной деятельности МОУ «СОШ №19» на 2017 год от 31 декабря 2017 года; платежными поручениями; приказом от 09 сентября 2013 года №506л/с о назначении на должность директора; должностной инструкцией директора Учреждения; распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Энгельсского муниципального района от 21 декабря 2017 года №24; и иными материалами дела.

Вопреки доводу жалобы, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Васильевой Ю.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Васильева Ю.А. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, как должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные функции, а также контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МОУ «СОШ №19», что соответствует критериям вины должностного лица, указанным в ст.2.4 КоАП РФ.

В силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение требований бюджетного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ мировой судья обоснованно исключил вменяемые периоды совершения административного правонарушения с 27 февраля 2017 года по 20 октября 2017 года в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

По существу в жалобе на судебные решения не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. С учетом установленных фактических обстоятельств, доводы жалобы выводы судов не опровергают.

Постановление о привлечении Васильевой Ю.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных решений, в ходе производства по делу об административном правонарушении, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №10 г. Энгельса Саратовской области от 16 ноября 2018 года, решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 15 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области Васильевой Ю.А. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заместитель председателя суда О.М. Ляпин