ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-95/19 от 08.11.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Мировой судья Каманджаев Д.А. Дело 4а-95/2019

Судья Манжееев Б.В.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 ноября 2019 года г. Элиста

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 мая 2019 года и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 26 июня 2019 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 26 июня 2019 года, ООО «ЕвроСибОйл» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с состоявшимися решениями судов, защитник ООО «ЕвроСибОйл» ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указывает на отсутствие доказательств вины юридического лица в совершении правонарушения, ссылаясь при этом на нарушения процессуального закона, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении. В частности, из жалобы следует, что протокол об административном правонарушении, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит сведений о месте и времени совершения правонарушения и составлен в отсутствие законного представителя юридического лица без его надлежащего извещения об этом, что влечет недопустимость протокола как доказательства.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 6 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункты 3 и 3.1 статьи 7 указанного закона предусматривают право налоговых органов осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом в целях осуществления налогового контроля могут производиться осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Как следует из материалов дела 29 марта 2019 года в период времени с 10 часов 50 мин. до 11 часов 55 мин. ООО «ЕвроСибОйл» воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Калмыкия путем их недопущения на территорию месторождений «<Данные изъяты>», «<Данные изъяты>» и «<Данные изъяты>» для проведения мероприятий налогового контроля – проверка наличия и арест сырой нефти в объеме 4904 тонны.

Факт совершенного юридическим лицом вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02 апреля 2019 года, приказом начальника Межрайонной инспекции ФНС России №3 по РК от 02 марта 2019 года №<Данные изъяты>, постановлением Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по РК от 11 марта 2019 года № 2 о наложении ареста на имущество налогоплательщика, актами о воспрепятствовании от 29 марта 2019 года, содержанием видеозаписи, лицензией на разведку и добычу полезных ископаемых, договором об оказании охранных услуг от 01 июня 2015 года.

При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии в действиях юридического лица, выразившихся в отказе в допуске должностных лиц налоговой инспекции на территорию месторождений «<Данные изъяты>», «<Данные изъяты>» и «<Данные изъяты>» для проверки наличия и ареста сырой нефти, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, являются правильными.

Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано место и время совершения правонарушения, являются несостоятельными.

Так, в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 16 от 02 апреля 2019 года, составленному заместителем начальника отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Калмыкия ФИО1, ООО «ЕвроСибОйл» воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Калмыкия путем их недопущения 29 марта 2019 года в 10 часов 50 минут, 11 часов 30 минут, 11 часов 55 минут на территории месторождений соответственно «<Данные изъяты>», «<Данные изъяты>» и «<Данные изъяты>» в Черноземельском районе Республики Калмыкия для проведения мероприятий налогового контроля – проверки наличия и ареста сырой нефти в объеме 4904 тонны.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 2 апреля 2019 года, составленный в отношении ООО «ЕвроСибОйл», содержит все предусмотренные законом и необходимые для разрешения дела сведения, в том числе сведения о месте и времени совершения правонарушения.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо не извещено надлежащим образом о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, протокол составлен в отсутствие представителя юридического лица и ему не направлен, не соответствуют материалам дела.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составляется с участием его законного представителя.

В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административных правонарушениях, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В материалах дела имеются сведения о своевременном извещении юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В частности, определение №1 от 01 апреля 2019 года о том, что рассмотрение материалов дела, указывающих на наличие события административного правонарушения, состоится 02 апреля 2019 года в 17 часов в помещении Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Калмыкия (л.д. 9), отправлено инспекцией на электронный адрес ООО «ЕвроСибОйл» 01 апреля 2019 года в 14 часов 27 мин. (л.д. 10) и получено юридическим лицом – 01 апреля 2019 года в 14 часов 37 мин. (л.д. 12).

02 апреля 2019 года в адрес налогового органа поступило заявление от ООО «ЕвроСибОйл», из текста которого следует, что генеральный директор юридического лица не может прибыть для участия в составлении протокола, при этом ходатайств об отложении указанного процессуального действия, не заявлялось.

Протокол об административном правонарушении от 02 апреля 2019 года, отправлен налоговым органом на электронный адрес ООО «ЕвроСибОйл» 03 апреля 2019 года в 11 часов 27 мин. и получено юридическим лицом – 03 апреля 2019 года в 12 часов 04 мин. (л.д. 6, 8)

Учитывая изложенное, полагаю, что составление должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении в отношении ООО «ЕвроСибОйл» в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени производства процессуального действия, соответствует требованиям части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «ЕвроСибОйл» к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «ЕвроСибОйл» в минимальных пределах санкции части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка Черноземельского судебного района Республики Калмыкия от 16 мая 2019 года и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 26 июня 2019 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев