ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-965/2015 от 20.11.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)

№ 4а-965/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

г. Екатеринбург 20 ноября 2015 года

Заместитель председателя Свердловского областного суда В.А. Дмитриев, рассмотрев жалобу законного представителя Беляева С.И. на вступившие в законную силу постановление и решениепо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного района г.Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Екатеринбурга, от 03 июля 2015 года

Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник»

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 августа 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе законный представитель юридического лица Беляев С.И. просит об отмене вынесенных решений и о прекращении производства по делу, поскольку Свердловская региональная общественная организация «Сутяжник» не является иностранным агентом. Кроме того, ссылается на нарушение процессуальных требований и истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены судебных решений не нахожу.

Частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

В силу п. 7 ст. 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела, на основании решения рабочей группы от 01 апреля 2015 года и поступившего сообщения Управления Федеральной службы безопасности по Свердловской области от 31 марта 2015 года Главным управлением Министерства юстиции России по Свердловской области в отношении Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» был проведен анализ материалов учетного дела, мониторинг деятельности указанной организации, а также осмотр ее официального сайта, в результате чего было установлено, что в феврале 2014 года данное юридическое лицо получало финансирование из иностранного источника, а именно были получены денежные средства в размере 1265 594 рублей от посольства Великобритании на реализацию проекта «Интернет-медиа как средство защиты свободы выражения». При этом организацией осуществлялось систематическое проведение публичных мероприятий, направленных на привлечение внимания со стороны гражданского общества и (или) государственного аппарата к вопросам деятельности государственных органов и гражданского общества.

Так, 16-20 сентября 2014 года Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» реализовалась программа «Стратегическое ведение судебных дел: опыт юристов США, Европы, России» - IV Уральская (летняя) школа прав человека», одной из тем которой являлось «Введение в стратегическое ведение дел (также известное как ведение судебных процессов в целях реформирования законодательства)». Также организацией была проведена видео-трансляция выступления на тему «Стратегическое ведение судебных дел: Принести Европейскую конвенцию по правам человека в Россию», которое, согласно информации, размещенной на сайте, демонстрировало некоторые примеры «маленьких» людей, несущих «большие» изменения в законодательство России через ведение судебных дел. 11 марта 2014 года была проведена прямая видео-трансляция выступлений Г. и Б. на круглом столе, посвященном теме «Верховенство права и демократии в России» и проведенном в Университете Массачусетса в Бостоне и в Университете Гарварда. 19 сентября 2013 года проведена пресс-конференция на тему «Блогеры против чиновников», где организация указала, что в рамках проекта «Интернет-медиа как средство защиты свободы выражения и консолидации гражданского общества» она поставила своей целью осуществление контроля над деятельностью Правительства области и отраслевых Министерств.

Деятельность Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник», результаты проводимых ею мероприятий и предлагаемые ею решения также освещались в печатных изданиях и на сайте организации.

Факт совершения Свердловской региональной общественной организацией «Сутяжник» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-18), который вопреки доводам жалобы составлен уполномоченным должностным лицом, на основании п. 4 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; справкой по результатам мониторинга деятельности организации (л.д. 19-31); актом о документировании материалов электронного ресурса (л.д. 32-42) и информацией, сохраненной в ходе указанного документирования на диск; выпиской из протокола заседания рабочей группы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия экстремизму, возникающим на политической, религиозной и национальной основе при ГУ Министерства юстиции России по Свердловской области (л.д. 43); Уставом Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» (л.д. 50-59); распоряжением первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 15 мая 2015 года № 665-р о включении Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 92); банковской выпиской с расчетного счета Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» за период с 28 января 2013 года по 13 мая 2014 года (л.д. 100-107).

Кроме того, согласно пояснениям специалистов ГУ Министерства юстиции России по Свердловской области К.Л., К.О., К.И., допрошенных мировым судьей в ходе рассмотрения дела, Свердловская региональная общественная организация «Сутяжник» получает финансирование от иностранного источника и участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации. Об этом свидетельствует выписка с расчетного счета организации и информация, размещенная на ее официальном сайте, согласно которой одной из целей организации является оказание влияния на законодательство Российской Федерации и ее политических деятелей путем ведения «стратегических» дел. Однако, на момент проведения политических мероприятий сведения об указанном юридическом лице были не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, всесторонне и полно исследовав представленные по делу доказательства, оценив их в совокупности, мировой судья пришел к правильному выводу о виновности Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание юридическому лицу назначено справедливое, с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, данных об имущественном и финансовом положении, в пределах санкции указанной статьи.

Законность и обоснованность постановления мирового судьи в полном объеме проверены судьей районного суда с соблюдением требований, установленных статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что Свердловская региональная общественная организация «Сутяжник» не участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, опровергается вышеуказанными доказательствами, при этом проведение ряда мероприятий на территории США не влияет на выводы судей о виновности указанного юридического лица, поскольку данные мероприятия транслировались на территории Российской Федерации, их тематика была направлена на формирование общественного мнения, и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти и общественности.

Довод жалобы о рассмотрении дела за пределами срока давности привлечения к административной ответственности является необоснованным, так как факт совершения правонарушения выявлен в результате мониторинга, проведенного 24 апреля 2015 года, в связи с чем постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением установленного срока давности. Включение Свердловской региональной общественной организации «Сутяжник» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, 15 мая 2015 года, то есть после совершения правонарушения, не влияет на законность привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, поэтому оснований для отмены вынесенных судебных решений не имеется.

Руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Свердловского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного района г.Екатеринбурга от 03 июля 2015 года о назначении Свердловской региональной общественной организацией «Сутяжник» административного наказания по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 31 августа 2015 годаоставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Беляева С.И. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

областного суда В.А. Дмитриев