ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-985м
город Казань 1 октября 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Натальи Тариеловны Болдыревой на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 5 апреля 2018 года и решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 14 мая 2018 года, вынесенные в отношении частного образовательного учреждения дополнительного образования учебный центр «Развитие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 6 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 5 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 14 мая 2018 года, частное образовательное учреждение дополнительного образования учебный центр «Развитие» (далее по тексту – ЧОУ ДО УЦ «Развитие», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Н.Т. Болдырева, просит судебные акты отменить, ввиду отсутствия со стороны Учреждения оснований для выполнения требований предписания.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к мнению, что жалоба Н.Т. Болдыревой, подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства –
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что с 15 по 16 февраля 2018 года во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.02.2018 № 557/18-Д, проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 11.08.2017, в соответствии с которым ЧОУ ДО УЦ «Развитие» надлежало переоформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества по месту осуществления образовательной деятельности.
В связи с неисполнением в срок до 9 февраля 2018 года предписания в отношении ЧОУ ДО УЦ «Развитие» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, а именно: протокол об административном правонарушении (л.д.6-7); приказ от 09.02.2018 № 557/18-Д (л.д.10-13); распоряжение от 11.08.2017 № П 2585/17-Д (л.д.14-15); акт проверки от 16.02.2018 № А557/18-Д (л.д.16-17); предписание от 18.02.2018 № П 557/18-Д (л.д.18), судьи пришли к выводу о доказанности факта совершения ЧОУ ДО УЦ «Развитие» административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с подпунктами «б», «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются в том числе:
наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ.
Из пункта 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 следует, что санитарно-эпидемиологическое заключение это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Согласно пункту 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (далее – Порядок) санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.
Пунктом 9 указанного Порядка установлен бессрочный срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на виды деятельности, работы, услуги, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения.
Исходя из пункта 10 Порядка, санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции.
В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.
Из материалов дела следует, что ЧОУ ДО УЦ «Развитие» Министерством образования и науки Республики Татарстан выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности от 17.07.2017 № 9710.
В соответствии с Приложением № 1 к лицензии Учреждению представлено право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по следующим подвидам дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Кроме того ЧОУ ДО УЦ «Развитие» Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 19 июля 2013 года о том, что здания, строения, помещения, оборудование и иное имущество, которое предполагается использовать для осуществления дополнительного образования по курсу английского языка, бухгалтерского учёта и налогообложения, сметное дело «ПК «Гранд-смета» в Учреждении соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.
По результатам проведенной проверки установлено, что Учреждением так же реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования «Ландшафтный дизайн» и «Пользователь ПК», которые не отражены в санитарно-эпидемиологическом заключении от 19 июля 2013 года, в связи с чем, 11.08.2017 вынесено предписание о необходимости переоформления санитарно-эпидемиологического заключения.
Вместе с тем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Согласно материалам дела ЧОУ ДО УЦ «Развитие» нарушение лицензионных требований не вменяется и переоформление лицензии для осуществления Учреждением образовательной деятельности не требуется, что свидетельствует об отсутствии необходимости оформления нового санитарно-эпидемиологического заключения.
В свою очередь пунктом 10 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, влекущих переоформление санитарно-эпидемиологического заключения.
Кроме того решением Вахитовского районного суда города Казани от 25 апреля 2018 года, вступившим в законную силу 29 мая 2018 года, повторное предписание Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.02.2018 № П557/18-Д о возложении на Учреждение обязанности переоформления санитарно-эпидемиологического заключения признано незаконным.
Изложенное свидетельствует о том, что выводы судей о совершении ЧОУ ДО УЦ «Развитие» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах судебные акты, вынесенные в отношении ЧОУ ДО УЦ «Развитие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу защитника Натальи Тариеловны Болдыревой удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 5 апреля 2018 года и решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 14 мая 2018 года, вынесенные в отношении частного образовательного учреждения дополнительного образования учебный центр «Развитие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров