№ 4а-98/17
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Махачкала 16 марта 2017 г.
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Дагестан Сулейманов С.М., рассмотрев поданную в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ жалобу директора ООО «<.>» Х. на решение судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 09.11.2016 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «<.>»,
установил:
постановлением №<.> заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по РД А. от 26.08.2016 г. ООО «<.>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <.> рублей <.> копейки.
Решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы от 09.11.2016 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2017 г., отказано в удовлетворении жалоб ООО «<.>» на указанное постановление.
В жалобе, поданной в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, Заявитель просит отменить вышеназванные акты, в обоснование жалобы указывая, что административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, обществом не совершено, поскольку правообладатели земельного участка вправе использовать его в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом видом использования; размещение на земельном участке временного торгового павильона, не являющегося объектом капитального строительства, не влечет нарушения разрешенного использования земельного участка; при осуществлении проверки Обществ нарушены процессуальные требования, оснований для проведения государственным органом внеплановой проверки не имелось; объекты строительства, о которых идет речь, не находятся на территории, принадлежащей ООО «<.>».
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с требованиями подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Статья 42 ЗК РФ предписывает собственникам земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ приказом Минэкономразвития РФ от 1.09.2014 г. № 540 утвержден (п. 1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено (п. 2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
П.13 ст.34 указанного закона предписывает, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, помимо прочего и разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Материалами дела установлено, что 19.07.2016 г. государственным инспектором по использованию и охране земель ГД Б. в рамках внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства проведено обследование земельного участка площадью 4735 кв. м, находящегося в собственности ООО «<.>», кадастровый номер <.>, с разрешенным видом использования под строительство многоэтажных жилых домов.
Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположены торговые павильоны.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: актом внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства №<.> (л.д. 20-23); фототаблицей (л.д. 50); протоколом об административном правонарушении (л.д. 26-27); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 28-35); копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.8), копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (л.д. 9); копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 10), отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования, с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «<.>» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований в ходе оформления административного материала не допущено. Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, в соответствии с п.2 ч.6 ст.71.2 Земельного Кодекса проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Основанием для проведения внеплановой проверки послужило административное обследование земельного участка.
Довод заявителя о том, что торговые павильоны на земельном участке размещены на основании Постановления главы администрации г.Махачкалы №<.> от 04.11.2007г. согласно которому правообладателем данного земельного участка получено разрешение органов местного самоуправления на строительство магазинов и возведения соответствующих конструкций и тем самым не влечет нарушения разрешенного использования земельного участка, является необоснованным, поскольку целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах, которым в данном случае являются выписка из ЕГРЮЛ на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельство о государственной регистрации права. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением и разрешенным использованием. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ. Кроме того, в указанном Постановлении №<.> от 04.11.2007г. речь идет о земельном участке площадью 9028,75 кв.м., тогда как объектом нарушения земельного законодательства по данному делу выступает земельный участок площадью 4735 кв.м.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Получил соответствующую правовую оценку и довод заявителя о том, что торговые павильоны находятся за границами принадлежащего ему земельного участка. Заключение кадастрового инженера от 3.11.2016 г. по этому поводу признано недопустимым доказательством, как проведенное с нарушением требований ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных решений, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок привлечения ООО «<.>» к административной ответственности соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<.>» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Советского районного суда г.Махачкалы от 09.11.2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20.01.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении ООО «<.>», оставить без изменения, а жалобу директора ООО «<.>» Х. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда РД С.М. Сулейманов