Дело № 4а-П904-15
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 07 декабря 2015 года
Заместитель председателя Кемеровского областного суда Ордынский А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении
ФИО2 ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, проживающей по адресу: <адрес>,
по жалобе ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово от 22 декабря 2014 года и решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 05 февраля 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово от 22 декабря 2014 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, и подвергнута штрафу в размере <данные изъяты>
Решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 05 февраля 2015 года в удовлетворении жалобы на постановление ФИО2 отказано.
В жалобе ФИО2 просит постановление и решение отменить, ссылаясь на то, что правомерность самостоятельного установления тарифов на платные образовательные услуги установлена вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (апелляционное определение Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ№), от ДД.ММ.ГГГГ№ (апелляционное определение Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ№); при рассмотрении дела не рассматривалась возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ФИО2, являясь заведующей <данные изъяты> расположенного в <адрес>, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг», установила стоимость дополнительных образовательных услуг, оказываемых учреждением, и при заключении договоров об оказании платных образовательных услуг с ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО18, при этом, в нарушение п.п. 10, 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706, не указала в договорах с указанными заказчиками, место жительства заказчиков, место жительства воспитанников, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности; вид, уровень и (или) направленность образовательной программы.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, договорами об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Вместе с тем, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения судьей районного суда, ФИО2 признана также виновной в том, что, установив стоимость дополнительных образовательных услуг, нарушила требования, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 17, п.п. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 5.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 2006 года № 323 «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений», в соответствии с которыми тарифы на оказание услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления.
С указанным выводом согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, положения Федерального закона № 131-ФЗ применяются, если не предусмотрен иной, закрепленный федеральным законом, порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частями 1 и 3 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг; организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Согласно ч. 5. ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством РФ.
Частью 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, предусмотрено право организации, осуществляющей образовательную деятельность, снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
Согласно частям 9, 10 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации, примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706, вступившим в силу с 01 сентября 2013 года, утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.
Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Согласно п. 6 Правил, исполнитель (организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся) обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора.
В соответствии с п. 2.1.3. Примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 13.01.2014г. № 8, исполнитель (образовательная организация) вправе устанавливать и взимать с заказчика плату за дополнительные образовательные услуги.
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> создано в форме бюджетного учреждения.
В соответствии с Уставом МБДОУ № предметом деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования в соответствии с Уставом и муниципальным заданием, а также присмотр и уход за воспитанниками.
В качестве основного вида деятельности МБДОУ № осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности в соответствии с целями учреждения, ради которых оно создано при условии, что такая деятельность указана в Уставе.
В соответствии с пунктом 5.15 Устава МБДОУ № учреждение в соответствии со своими уставными целями, потребностями семьи, сверх установленного муниципального задания оказывает платные образовательные услуги, на основе договора с физическими и юридическими лицами, согласно действующему законодательству и настоящему Уставу. В перечне платных услуг, указаны программы «<данные изъяты>
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из муниципального бюджета <адрес> в соответствии с муниципальным заданием, имущество, закрепленное учредителем, плата за присмотр и уход за детьми, добровольные взносы и пожертвования, а также доход, полученный в результате оказания платных услуг (п. 8.7 Устава).
В компетенцию руководителя муниципального учреждения входит издание приказов (п. 7.7.3 Устава).
Размер платы за услугу по указанным программам установлен локальным нормативным актом учреждения – Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, за образовательными учреждениями закреплено право устанавливать плату за дополнительные образовательные услуги и издавать локальные акты, которые утверждают и изменяют установленную стоимость платных образовательных услуг.
При таких обстоятельствах, выводы судей первой и второй инстанций о нарушении ФИО2 требований, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 17, п.п. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 5.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 2006 года № 323 «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений», нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат изменению путем исключения из обжалуемых судебных актов указания на нарушение ФИО2 перечисленных требований закона.
Учитывая, что наказание ФИО2 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ, то основания для изменения обжалуемых судебных постановлений в части назначенного наказания, отсутствуют.
Основания, позволяющие применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат, в надзорной жалобе не приведены.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово от 22 декабря 2014 года и решение Центрального районного суда г. Кемерово от 05 февраля 2015 года изменить, исключив из них указание на нарушение ФИО2 требований, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 17, п.п. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 5.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 2006 года № 323 «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений», в остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Кемеровского областного суда А.В. Ордынский