ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А10-1013 от 27.10.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-001486-03/2010       

                      №4а10-1013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        27 октября 2010       года        г. Челябинск

        Заместитель       председателя Челябинского областного суда Каширина Е.П., рассмотрев жалобу       ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 6       Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челя­бинской области от 16       августа 2010 г. и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.       Магнитогорска Челябинской области от 09 сентября 2010 г. по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ,       в отношении ФИО1,

        установил:

        постановлением мирового судьи судебного участка № 6       Орджоникид­зевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 16       августа 2010 г. ФИО1 привлечен к административной       ответственности за совершение административного правонарушения,       предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в       виде лишения права управления транспорт­ными средствами сроком на 4       месяца.

        Решением       судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской       области от 09 сентября 2010 г. указанное выше постановление мирового судьи       оставлено без изменения.

        В жалобе,       поданной в порядке надзора, ФИО1 просит отменить судебные       постановления ввиду их незаконности, отсутствия события и состава       правонарушения.

        Изучив       материалы дела об административном правонарушении, прове­рив доводы       жалобы, оснований для отмены или изменения судебных поста­новлений не       нахожу.

        При       рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 16 мая 2010 г. в 15       часов 55 минут в районе дома 68 на ул. Суворова в пос. Б.Оёш Колыванского       района Новосибирской области водитель ФИО1 управлял       авто­мобилем марки «Вольво FH 12», перевозил тяжеловесный груз без       специаль­ного разрешения, тем самым совершил административное       правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

        Факт       совершения административного правонарушения и виновность Че­репанова       Л.Г. подтверждены протоколом об административном правонаруше­нии,       актом о превышении транспортным средством установленных ограниче­ний       по общей массе и нагрузке на ось, рапортом сотрудника милиции, в связи с       чем вывод мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава       административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП       РФ является правильным.

2

                      Ссылки в       жалобе на ст. ст. 47, 57 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв.       Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12) несостоя­тельны,       поскольку данный Устав утратил силу 18 марта 2009 года.

        Согласно п.       23.1 Правил дорожного движения РФ масса перевозимого груза и распределение       нагрузки по осям не должны превышать величин, уста­новленных       предприятием - изготовителем для данного транспортного       средст­ва.

        В       соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка       тя­желовесных грузов осуществляется в соответствии со специальными       правила­ми.

        Такие       правила установлены Инструкцией по перевозке крупногабарит­ных и       тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ (утв.       Минтрансом РФ 27.05.1996 г.). Пунктом 1.4 названной Инструкции       установле­но, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных       грузов может осуществляться только на основании специальных       разрешений.

        В       соответствии с п. 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом       подразу­мевается транспортное средство, масса которого с грузом или       без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров,       приведенных в разделе I Приложения 1.

        Доводы       жалобы о том, что в протоколе об административном правона­рушении       отсутствует ссылка на нарушение ФИО1 п. 23.5 ПДД РФ, не могут       быть приняты во внимание.

        В протоколе       подробно описано событие правонарушения, указано, что ФИО1       управлял автомобилем марки «Вольво FH 12», перевозил тя­желовесный       груз без специального пропуска и специального разрешения с превышением       разрешенной максимальной массы транспортного средства. С протоколом       ФИО1 ознакомился, давал свои объяснения, копию про­токола       получил, то есть знал, какие требования Правил дорожного движения нарушил       и на каком основании составлен протокол.

        Таким       образом, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что ФИО1       управляя автомобилем, перевозил тяжеловесный груз без спе­циального       разрешения, чем нарушил пункт 23.5 Правил дорожного движения       РФ.

        То       обстоятельство, что в протоколе не указан государственный       регист­рационный знак полуприцепа, в котором перевозился груз, не       свидетельствует о нарушении ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку информация о       полуприцепе «Лам-борет» государственный регистрационный знак ****** содержится в акте о       превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе       и нагрузке на ось (л.д.7).

        Доводы о       том, что автомобиль с полуприцепом, которым управлял Чере­панов Л.Г.,       не предназначен для перевозки тяжеловесных грузов, опроверга­ются       материалами дела.

                      3

                      Все       движения транспортных средств, перевозящих груз, масса которого либо       осевая масса автомобиля превышают хотя бы одно из значений, указан­ных       в пункте 1.2 Инструкции, рассматриваются как перевозка тяжеловесного       груза.

        Согласно       акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по       общей массе и нагрузке на ось № 982 от 16 мая 2010 г. при взвешивании       транспортного средства «Вольво FH 12» с полуприцепом «Лам-борет» на       автомобильных весах С AS RW ЮР № 070827613-614 выявлено пре­вышение       предельно допустимой полной массы транспортного средства, а именно:       фактическая полная масса транспортного средства составила 40,575 тонн,       вместо допустимой полной массы транспортного средства - 37,64 тонны, при       этом специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у       Чере­панова Л.Г. отсутствовало.

        От       контрольного взвешивания ФИО1 отказался, о чем имеется его       подпись в акте (л.д. 7).

        При       составлении протокола об административном правонарушении Че­репанов       Л.Г. пояснял, что перевозил скоропортящиеся продукты питания. Об иных       обстоятельствах при составлении протокола и других материалов дела, в том       числе о своем несогласии с результатами взвешивания не заявлял (л.д.       6).

        Указания в       жалобе о том, что допустимая полная масса транспортного средства, которым       управлял ФИО1, составляет 38 тонн, а не 37,64 тонны как указано       в акте, не могут быть приняты во внимание, поскольку со­гласно акту       фактическая полная масса транспортного средства составила 40,575 тонн.       Данный факт свидетельствует о нарушении ФИО1 Правил дорожного       движения РФ и Инструкции по перевозке крупногабарит­ных и тяжеловесных       грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ.

        Взвешивание       проведено весами CAS RW ЮР № 070827613-614, дата по­верки которых 11       марта 2010 г. (л.д. 6, 7). Оснований сомневаться в достовер­ности       взвешивания не имеется.

        Сертификат       на автомобильные весы и данные об организации, прово­дившей поверку       весов, не являются необходимыми доказательствами для при­влечения       водителя к административной ответственности за перевозку тяжело­весных       грузов без специального разрешения, доводы жалобы об этом       несо­стоятельны.

        Основания       полагать, что автомобильные весы не соответствуют требо­ваниям       Межгосударственного стандарта ГОСТ 29329-92 «Весы для статиче­ского       взвешивания. Общие технические требования», отсутствуют.

        Регламент       функционирования службы весового контроля государствен­ной службы       дорожного хозяйства Минтранса Российской Федерации (утв. Распоряжением       Минтранса РФ от 10.11.2002 N ИС-1004-р) не содержит требо­вания о       необходимости заверения акта личной печатью инспектора, об указа­нии в       нем номеров и дат товаросопроводительных документов, а также о вы­даче       водителю бумажного носителя (чека) с результатами взвешивания.       Копия

                      4

                      акта о       превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе       и нагрузке на ось вручена ФИО1 под роспись (л.д.       7).

        Не могут       быть приняты во внимание и ссылки в жалобе на п. 3.1 выше­названного       Регламента, согласно которому при проверке соответствия факти­ческих       весовых параметров транспортного средства данным, указанным в       раз­решении, нарушением не является расхождение между их значениями,       если оно не превышает величину погрешности измерительного прибора,       установ­ленную заводом - изготовителем весового       оборудования.

        Таким       образом, пункт 3.1 Регламента определяет порядок проведения работы на       пунктах весового контроля по контролю за перевозкой тяжеловес­ных       грузов автомобильным транспортом, когда у водителя транспортного средства       (лица, сопровождающего груз) имеется разрешение на перевозку       тя­желовесного груза.

        В       рассматриваемом же случае у ФИО1 при перевозке       тяжело­весного груза отсутствовало специальное разрешение, после       проведения взве­шивании транспортного средства в установленном порядке       выявлено превы­шение предельно допустимой полной массы транспортного       средства, в связи с чем в отношении него был составлен протокол об       административном правона­рушении поч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

        Контроль за       соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств       осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной       инспекции и Государственной автомобильной ин­спекции, как указано в п.       6.1 Инструкции.

        В       соответствии с п. 6.2 Инструкции работники ГАИ обязаны контроли­ровать       у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и       тяжеловесные грузы, в том числе наличие оформленных в установленном       по­рядке разрешений на перевозку, соблюдение водителями правил       перевозки грузов.

        Пунктом 4.4       Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного       хозяйства Министерства транспорта РФ (утв. Распоряже­нием Министерства       транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р) служба весо­вого контроля       наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных       органов проверять наличие у перевозчика специального разре­шения на       транспортировку тяжеловесного груза.

        Разделом 8       Инструкции предусмотрены обязанности перевозчиков крупногабаритных и       тяжеловесных грузов. В частности перевозчики таких грузов обязаны       предоставлять по требованию инспекторов ГАИ транспортные средства для       проведения весового контроля.

        В пп. 5.2,       5.3 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного       хозяйства Минтранса РФ указано, что места работы пере­движного пункта       весового контроля определяются дорожным органом по со­гласованию с       территориальными подразделениями ГАИ МВД РФ. Местом ра­боты       передвижного пункта весового контроля следует считать участок       авто-

                      5

                      мобильной       дороги или специально оборудованную площадку, на которых про­изводится       измерение весовых параметров транспортных средств.

        Как       усматривается из акта о превышении транспортным средством       уста­новленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось       взвешивание прове­дено в пункте весового контроля, расположенном на 53       км автодороги Ново­сибирск - Колывань - Томск, оператором передвижного       пункта весового кон­троля совместно с сотрудником ГИБДД, о чем имеются       соответствующие под­писи данных лиц (л.д. 7).

        Таким       образом, необоснованны доводы жалобы о том, что указанный пункт весового       контроля не может являться органом, осуществляющим кон­троль за       соблюдением допустимых весовых параметров транспортных       средств.

        Ссылки на       то, что к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ за       перевозку тяжеловесных грузов без специального разре­шения должен быть       привлечен грузоотправитель, основаны на неправильном толковании закона и       не могут быть приняты во внимание.

        Часть 1       статьи 12.21.1. предусматривает административную ответствен­ность за       перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специально­го       разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого       про­пуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в       специальном разре­шении маршрута движения, что влечет наложение       административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч       пятисот рублей или лише­ние права управления транспортными средствами       на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за       перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических       лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

        Таким       образом, к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ могут быть       привлечены как водители транспортных средств, так и юридические ли­ца,       осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.

        Более того,       по смыслу ст. ст. 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ при рассмотре­нии дела об       административном правонарушении судья разрешает вопрос о на­личии вины       в совершении административного правонарушения исключитель­но в       отношении лица, привлекаемого к ответственности, в связи с чем,       поста­новление или решение по делу об административном правонарушении       не мо­жет содержать выводов о виновности иных лиц, производство по       делу в отно­шении которых не осуществлялось. Виновность иного лица в       силу ст. 26.1 Ко­АП РФ не является предметом доказывания по       делу.

        Вина       ФИО1 в совершении административного правонаруше­ния,       предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, установлена. Форма вины не       влияет на квалификацию противоправных действий, поскольку с субъективной       стороны данное правонарушение характеризуется как умыслом, так и       неосто­рожностью.

        Всем       доказательствам, обстоятельствам дела судьи дали надлежащую правовую       оценку в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.       Принципы

                      6

                      презумпции       невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не       нарушены.

        Ходатайства       об истребовании товарно-транспортных накладных на груз ни ФИО1,       ни его защитник Барабанов П.Н. и Комлева Н.А. не заявля­ли. В       материалах дела указанное ходатайство отсутствует. В соответствии со ст.       24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется в письменной форме. Необходимо­сти       в истребовании данных документов не имелось, поскольку представленные в       дело доказательства являются допустимыми и достаточными для       установле­ния вины ФИО1 в содеянном.

        Наличие на       иждивении дочери, смерть супруги и затраты на ремонт ав­томобиля не       могут служить основанием для освобождения ФИО1 от       административной ответственности.

        Порядок и       срок давности привлечения к административной ответствен­ности не       нарушены. Административное наказание назначено в пределах санк­ции ч.       1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1       КоАП РФ. При этом мировой судья учел личность виновного, характер       совер­шенного административного правонарушения, объектом которого       является безопасность дорожного движения.

        Согласно       справке ГИБДД ФИО1 является лицом, ранее привле­кавшимся к       административной ответственности, в том числе за совершение       административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ с назначением       наказания в виде административного штрафа. В соответствии со ст. 4.6 КоАП       РФ срок, в течение которого лицо считается подвергнутым       административно­му наказанию, не истек. Таким образом, оснований для       снижения наказания не имеется.

        На       основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП       РФ,

        постановил:

        постановление мирового судьи судебного участка № 6       Орджоникидзев­ского района г. Магнитогорска Челябинской области от 16       августа 2010 г. и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.       Магнитогорска Челя­бинской области от 09 сентября 2010 г. по делу об       административном право­нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1       КоАП РФ, в отношении Черепа­нова Л.Г. оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без       удовлетворения.

        Заместитель       председателя областного суда