№ 4а 10-55
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2010 года г. Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу О.И.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. и решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в отношении О.И.С.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. О.И.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на 4 месяца.
Решением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе О.И.С., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. и решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. подлежащими изменению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 17 сентября 2009 г. в 18 часов 40 минут на 33 километре автодороги Челябинск - Троицк О.И.С. управлял транспортным средством ЗИЛ-130, перевозил опасный груз - номер вещества по списку ООН 1203 (бензин автомобильный) с недействительным свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, чем нарушил п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения О.И.С. подтвержден протоколом об административном правонарушении, другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, вывод мирового судьи о наличии з действиях О.И.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. I ст. 12.21.2 КоАП РФ, является правильным.
2
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. Приказом Минтранса РФ от 08 августа 1995 г. № 73) устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 1.4 Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
В соответствии с п. 2.2.2 Правил свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспотроного средства после технического осмотра транспортного средства.
В п. 28.2 Наставлений по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240) указано, что допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов производится посредством выдачи свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. На каждое транспортное средство должно выдаваться отдельное свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Бланки свидетельств о допуске к перевозке изготавливаются типографским способом и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию (код субъекта Российской Федерации), номер (шестизначное число) и являются документами строгой отчетности.
В силу пп. 28.5, 28.6 Наставлений, выдача свидетельства о допуске к перевозке производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств. Срок действия свидетельства о допуске к перевозке устанавливается в пределах срока действия талона о прохождении государственного технического осмотра.
Имеющаяся в материалах дела копия свидетельства о допущении к перевозке транспортных средств, перевозящих некоторые опасные грузы, не соответствует форме свидетельства, утвержденной Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (л.д. 4). Из копии свидетельства следует, что оно выдано юридическим лицом ОАО «Птицефабрика Челябинская», а не органами ГИБДД по месту регистрации автомобиля ЗИЛ-130 после прохождения им технического осмотра.
Таким образом, фактически свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов у водителя О.И.С. отсутствовало,
в связи с чем действия О.И.С. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе о том, что О.И.С. перевозил бензин, а не дизельное топливо как указано в протоколе об административном правонарушении, являлись предметом рассмотрения в судебных заседаниях. Мировым судьей признано технической ошибкой (опиской) указание в протоколе об административном правонарушении опасного груза «топливо дизельное» вместо «бензин автомобильный». При этом мировым судьей приняты во внимание требование - накладная № АСП00012190 и объяснения самого О.И.С. в судебном заседании. Указанная техническая ошибка не повлияла на законность и обоснованность вынесенных судебных постановлений.
Доводы о том, что к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ за перевозку опасных грузов водителем без свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов должно быть привлечено ОАО «Птицефабрика Челябинская», основаны на неправильном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
Часть 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе за перевозку опасных грузов водителем без свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ могут быть привлечены как водители транспортных средств, так и юридические лица, осуществляющие перевозку опасных грузов.
Более того, по смыслу ст. ст. 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, привлекаемого к ответственности, в связи с чем, постановление или решение по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось. Виновность иного лица в силу ст. 261 КоАП РФ не является предметом доказывания по делу.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.
Вместе с тем, постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. и решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. подлежат изменению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 12.21.2 KoAП РФ установлена административная ответственность для водителей в виде административного штрафа в размере oт двух
4
тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Поскольку лишение права управления транспортными средствами являлось более строгим наказанием по отношению к административному штрафу, необходимость его применения, во всяком случае, должна быть мотивирована судьей.
Между тем выводы мирового судьи о назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не достаточно мотивированы, данные о личности О.И.С. надлежащим образом не исследованы.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. и решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. подлежат изменению в части снижения назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Копейска Челябинской области от 16 ноября 2009 г. и решение судьи Копейского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в отношении О.И.С. изменить: снизить назначенное ему наказание до 2000 (двух тысяч) рублей административного штрафа.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу О.И.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда