ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А10-758 от 13.08.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-001117-03/2010       

                      №4а10-758

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        13 августа 2010       года        г. Челябинск

        Заместитель       председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу       защитника ФИО1 - Никулиной Н.В. на постанов­ление мирового       судьи судебного участка № 5 г. Златоуста Челябинской об­ласти от 14       мая 2010 г. и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской       области от 11 июня 2010 г. по делу об административном       пра­вонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении       Кли­мова А.А.,

        установил:

        постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г.       Златоуста Челябинской области от 14 мая 2010 г. ФИО1 привлечен к       админист­ративной ответственности за совершение административного       правонаруше­ния, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему       назначено наказание в виде лишения права управления транспортными       средствами на срок 4 меся­ца.

        Решением       судьи Златоустовского городского суда Челябинской облас­ти от 11 июня       2010 г. указанное выше постановление мирового судьи остав­лено без       изменения.

        В жалобе       защитника ФИО1 - Никулиной Н.В., поданной в по­рядке надзора,       поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности,       нарушения материальных и процессуальных норм, отсутст­вия события и       состава правонарушения.

        Изучив       материалы дела об административном правонарушении, прове­рив доводы       жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения       принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

        При       рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 19 марта 2010 г. в 08       часов 24 минуты ФИО1, управляя транспортным средст­вом, на 1758       км автодороги Москва-Челябинск нарушил требование дорож­ного знака       3.20 «Обгон запрещен», произвел выезд на полосу встречного движения,       совершив тем самым административное правонарушение, преду­смотренное       ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

        Поскольку       факт совершения административного правонарушения под­твержден       протоколом об административном правонарушении, схемой, объ­яснениями       свидетеля К.А.Г., другими       доказательствами, вывод миро­вого судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.       12.15 КоАП РФ, является пра­вильным.

                      2

                      Утверждения       в жалобе, что в протоколе не указано конкретное нару­шение Правил       дорожного движения РФ, имеется лишь ссылка на п. 1.3 ПДД РФ, опровергаются       данными протокола, в котором правильно описано собы­тие       административного правонарушения, указано, что ФИО1, управляя       автомобилем, совершил обгон транспортного средства с выездом на сторону       дороги, предназначенную для встречного движения, в зоне действия знака       3.20 «Обгон запрещен» (л.д. 4). Это же обстоятельство установлено мировым       судьей.

        Знак 3.20       применяется для запрещения обгона, если в зависимости от интенсивности       движения, ширины, состояния проезжей части создается по­вышенная       опасность встречных и попутных столкновений.

        В       соответствии с п. 5.4.21 ГОСТ Р 52289-2004 знак 3.20 устанавливают на       участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля,       зо­на действия знака в этом случае определяется протяженностью       опасного уча­стка.

        К участкам       дорог с зоной ограниченной видимости относят закругле­ния малого       радиуса, извилистые участки, проходящие через лесные массивы или по       застроенной территории. В конце подъема видимость ограничивает перелом       продольного профиля дороги.

        Из       представленных по делу доказательств, в том числе дислокации до­рожных       знаков и дорожной разметки, усматривается, что на 1758 км автодо­роги       Москва-Челябинск действует знак 3.20 «Обгон запрещен», следователь­но,       на данном участке дороги видимость встречных автомобилей не       обеспе­чена (л.д. 41-48).

        Как       разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября       2006 г. № 18 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11       ноября 2008 г. № 23), нарушение водителями требований до­рожного знака       3.20 «Обгон запрещен», повлекшее выезд на сторону проез­жей части       дороги, предназначенную для встречного движения, следует       ква­лифицировать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

        Ссылка в       жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 25 ян­варя 2007 г. №       71-0-0 несостоятельна, основана на неправильном толкова­нии его       содержания и смысла. Из названного Определения не следует, что протокол об       административном правонарушении и другие документы не мо­гут являться       доказательствами по делу об административном правонаруше­нии.       Напротив, в силу чч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ протокол об       администра­тивном правонарушении, схема и видеозапись являются одними       из докумен­тов, в которых излагаются сведения, имеющие значение для       выяснения об­стоятельств совершенного правонарушения, и которые       подлежат оценке в качестве доказательств по делу по правилам ст. 26.11       КоАП РФ, с учетом по­ложений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

        Доводы о       том, что ФИО1 совершил объезд стоящих автомобилей без выезда на       сторону дороги, предназначенную для встречного     движения,

                      3

                      проверялись       судьями, обоснованно отвергнуты с приведением надлежащих мотивов принятого       решения.

        Согласно       письменным объяснениям и показаниям свидетеля К.А.Г., водитель ФИО1, управляя       автомобилем, совершил обгон попутно движущихся транспортных средств в зоне       действия знака 3.20 «Обгон за­прещен» с выездом на сторону дороги,       предназначенную для встречного движения. Обгоняемые автомобили на обочину       не съезжали, аварийную све­товую сигнализацию не включали. Сотрудники       ГИБДД ознакомили ФИО1 с видеозаписью совершенного правонарушения,       а также с протоколом и схемой, при этом вину в нарушении Правил дорожного       движения РФ ФИО1 не отрицал, несогласия с вменяемым ему       правонарушением не выражал, объяснения в протоколе писал самостоятельно       (л.д. 5, 66-67).

        Повода для       оговора ФИО1 сотрудниками милиции, составив­шими протокол об       административном правонарушении и другие материалы дела, не усматривается.       Выполнение сотрудниками милиции своих служеб­ных обязанностей само по       себе не является основанием полагать, что они за­интересованы в исходе       дела. Объяснения и показания К.А.Г. получе­ны в соответствии с требованиями ст. 17.9 КоАП РФ,       ничем не опорочены, согласуются с другими представленными по делу       доказательствами, в связи с чем обоснованно приняты в качестве       доказательства вины ФИО1

        Отсутствие в       материалах дела сведений об обгоняемых транспортных средствах и об их       водителях не влияет на доказанность вины ФИО1 и не влечет за собой       отмену судебных постановлений. Имеющиеся в деле дока­зательства       являются допустимыми и достаточными для установления его ви­ны в       совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.       12.15 КоАП РФ.

        Как       обоснованно указано в решении судьи городского суда, для       рас­сматриваемого дела не имеет значения количество обгоняемых       транспортных средств. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ,       обгоном является опережение одного или нескольких движущихся транспортных       средств, свя­занное с выездом из занимаемой полосы.

        Требования к       схеме места совершения правонарушения процессуаль­ными нормами КоАП РФ       не установлены, в связи с чем ссылки в жалобе, что схема не отражает       реального расположения транспортных средств на проез­жей части, их       габариты, дорожную разметку, являются несостоятельными. Дорожный знак 3.20       «Обгон запрещен» в схеме указан.

        Согласно       схеме места совершения правонарушения, водитель ФИО1 в нарушение       знака 3.20 совершил обгон транспортных средств с выез­дом на сторону       дороги, предназначенную для встречного движения (л.д. 6). Схема места       совершения правонарушения подписана должностным лицом, её составившим,       ФИО1 со схемой ознакомился, подписал без замечаний.

        Доводы о       том, что дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» должен обя­зательно       сопровождаться разметкой 1.1, являются необоснованными,       по-

                      4

                      скольку       такого требования Правила дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 не       содержат.

        Вместе с       тем, отсутствие дорожной разметки само по себе не отменяет действие знака       3.20 «Обгон запрещен», требованиями которого должен руко­водствоваться       водитель транспортного средства как участник дорожного дви­жения, что       определено п. 1.3 Правил дорожного движения.

        Кроме того,       согласно схеме и дислокации дорожных знаков и дорож­ной разметки, в       месте совершения правонарушения наряду со знаком 3.20 «Обгон запрещен»       имеется дорожный знак 5.15.7 «Направление движения по полосам», согласно       которому в попутном ФИО1 направлении была одна полоса для движения       и две полосы для встречного движения при этом ширина одной полосы       составляет 3,50 метра (л.д. 41-48).

        Таким       образом, не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что в       протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о       количестве полос для движения на рассматриваемом участке       до­роги.

        Более того,       для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП       РФ в данном случае имеет значение не количество полос для движения       транспортных средств, а сам факт выезда на сторону дороги, предназначенную       для встречного движения в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон       запрещен». Такой факт установлен судьями, подтверждается ма­териалами       дела,-сомнений не вызывает.

        Место и       время совершения правонарушения установлено на основании исследованных в       судебном заседании доказательств.

        Правонарушение ФИО1 совершено 19 марта 2010 г. в 08       ча­сов 24 минуты на 1758 км автодороги Москва - Челябинск, что видно       из про­токола об административном правонарушении, схемы, объяснений и       показа­ний свидетеля К.А.Г.

        Доводы       жалобы о том, что согласно видеозаписи, временем соверше­ния       правонарушения является 19 марта 2010 г. 09 часов 25 минут, не могут быть       приняты во внимание. Допрошенный в судебном заседании свидетель К.А.Г. показал, что расхождение во       времени совершения правонару­шения, указанном на видеосъемке,       произошло в связи с переводом часов на летнее время (л.д. 66       оборот).

        Видеозапись       совершенного правонарушения просматривалась в судеб­ных заседаниях^       судьи дали ей надлежащую правовую оценку наряду с дру­гими       доказательствами по делу.

        Ссылки в       жалобы на то, что инспектора ГИБДД не разъясняли Климо­ву А.А. право       вносить замечания на протокол и схему, необоснованны. Пра­ва,       предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, в том числе       право давать объяснении, разъяснялись ФИО1 при составлении       про­токола об административном правонарушении, о чем свидетельствует       его подпись (л.д. 4).

                      5

                      В протоколе       об административном правонарушении ФИО1 соб­ственноручно внес       запись: «обогнал, потому что думал, что зона действия знака «Обгон       запрещен» закончилась».

        Утверждения       о том, что объяснения в протоколе об административном правонарушении       ФИО1 написал под диктовку инспекторов ГИБДД, не могут быть приняты       во внимание, поскольку ФИО1 является совер­шеннолетним,       вменяемым лицом, несколько лет управляет транспортным средством, знает или       должен знать, как водитель, о последствиях составления протокола об       административном правонарушении, имел возможность само­стоятельно       написать объяснения по обстоятельствам дела.

        В       соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорога - это       обустроенная или приспособленная и используемая для движения       транс­портных средств полоса земли либо поверхность искусственного       сооруже­ния. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих       частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы       при их нали­чии. Оснований полагать, что автодорога Москва - Челябинск       не является автомобильной дорогой М-5 «Урал» и не соответствует       определению «доро­ги», не усматривается.

        Ссылки в       жалобе, что невозможно за одиннадцать минут остановить транспортное       средство и составить материалы дела об административном правонарушении,       несостоятельны, поскольку совершение указанных дейст­вий не требует       больших временных затрат.

        Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4       ст. 12.15 КоАП РФ, установлена. Форма вины не влияет на квалификацию       противоправных действий, поскольку с субъектив­ной стороны данное       правонарушение характеризуется как умыслом, так и       неосторожностью.

        Каких-либо       противоречий в представленных доказательствах не имеет­ся. Все       доказательства, обстоятельства дела оценены судьями в соответствии с       правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принципы презумпции       невиновно­сти и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, и       ст. 49 Конститу­ции РФ соблюдены.

        Водительское удостоверение изымается по правилам ч. 3 ст.       27.10 Ко­АП РФ, которая не требует присутствия понятых при применении       такой ме­ры обеспечения производства по делу. В силу ч. 5 ст. 27.10       КоАП РФ прото­кол об изъятии водительского удостоверения не       составляется.

        Постановление мирового судьи отвечает требованиям ст. 29.10       КоАП РФ. Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление       ми­рового судьи положения ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ соблюдены, дело       прове­рено в полном объеме. В постановлении мирового судьи и решении       судьи приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела,       доказа­тельства вины, исследованные в судебном заседании, содержится       мотивиро­ванное решение по делу. В связи с чем оснований полагать, что       судебные по­становления имеют обвинительный уклон, не       имеется.

                      6

                      Порядок и       срок давности привлечения к административной ответст­венности не       нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст.       12.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ.       При этом мировой судья учел личность виновного, харак­тер совершенного       административного правонарушения, объектом которого является безопасность       дорожного движения. Оснований для снижения нака­зания не имеется,       назначено оно в минимальном размере.

                              На       основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16 - 30.18 КоАП       РФ,

                              постановил:

                              постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.       Златоуста Че­лябинской области от 14 мая 2010 г. и решение судьи       Златоустовского город­ского суда Челябинской области от 11 июня 2010       г. по делу об администра­тивном правонарушении, предусмотренном ч. 4       ст. 12.15 КоАП РФ, в отно­шении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу       за­щитника ФИО1 - Никулиной Н.В. - без       удовлетворения.

                              Заместитель       председателя областного суда