ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А12-2 от 18.04.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-000403-02/2012       

                      № 4а12-2~6

                      П О С Т А Н О В Л ЕН И Е

                      18 апреля       2012       г.        г.Челябинск

        Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова       Н.В, рассмотрев жалобу директора Муниципального учреждения       Централизованной клубной системы Неплюевского сельского поселения       Слинкиной И.И. на постановление главного государственного инспектора       Карталинского, Варненского и Брединского муниципальных районов по       пожарному надзору от 26 декабря 2011г. и решение судьи Карталинского       городского суда Челябинской области от 06 февраля 2012г. по делу об       административных правонарушениях, предусмотренных ч.З ст. 20.4 КоАП РФ,       ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального учреждения       Централизованной клубной системы Неплюевского сельского поселения       Слинкиной И.И.,

        установил:

        постановлением главного государственного инспектора       Карталинского, Варненского и Брединского муниципальных районов по       пожарному надзору № 566/567/568 от 26 декабря 2011г. должностное лицо -       директор Муниципального учреждения Централизованной клубной системы (далее       МУ «ЦКС») Неплюевского сельского поселения Слинкина И.И. привлечена к       административной ответственности за совершение административных       правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП       РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей в соответствии с положением ч.2 ст.4.4       КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере       15000 рублей.

        Решением судьи Карталинского городского суда Челябинской       области от 06 февраля 2012г. указанное выше постановление изменено, из       резолютивной части постановления исключен вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1       ст. 20.4 КоАП РФ и назначении наказания по данной части.

        В жалобе директора МУ «ЦКС» ФИО1, поданной в порядке       надзора, поставлен вопрос об отмене указанных постановлений ввиду их       незаконности.

        Изучив материалы дела об административном правонарушении,       проверив доводы жалобы ФИО1, оснований для отмены или изменения       постановления главного государственного инспектора Карталинского,       Варненского и Брединского муниципальных районов по пожарному надзору и       судебного решения не нахожу.

        Как следует из материалов дела, 22 декабря 2011 г.       государственным инспектором ОНД № 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской       области на

1

                      основании распоряжения № 703 от 28 ноября 2011г. проведена       плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях       МУ «ЦКС», расположенных по адресам: Челябинская область, Карталинский       район, с. Неплюевка, ул. ****,       **** и Челябинская область, Карталинский       район, п. Акмула, ул. ****, ****.

        В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД № 9       УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в зданиях, занимаемых МУ «ЦКС»,       установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в       чердачном помещении по адресу: п. Акмула, ул. ****, д.****,       стропила и обрешетка не подвержены огнезащитной обработке (ст. 52       Федерального закона от 22 июня 2008г. № 123-ФЗ, СП 4.13130.2009       п.5.2.4.12); отсутствует план эвакуации людей в случае пожара (ст. 151 ФЗ       № 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной       безопасности», ППБ01-03 п. 16) (клуб по адресу: с. Неплюевка, ул. **** д.****); не проведена проверка первичных средств       пожаротушения (ст.ст. 60, 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008г., ППБ 01-03 прил. №       3 п. 17, СП 913130.2009 п.4,4 таблица № 1) (клуб по адресу: с. Неплюевка,       ул. **** д.****); не проведена проверка первичных средств       пожаротушения (ст.ст. 60, 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008г., ППБ 01-03 прил. №       3 п. 17, СП 913130.2009 п.4,4 таблица № 1) (клуб по адресу: п. Акмула,       ул.****, ****); помещения клуба не защищены автоматической       пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре (ст. 54, 151       ФЗ № 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной       безопасности», ППБ 01-03 п.З, п.16, НПБ 110-03, СП 5.131130.2009 п.1.2)       (клуб по адресу: п. Акмула, ул. ****, ****);       помещения клуба не защищены автоматической пожарной сигнализацией и       системой оповещения людей о пожаре (ст. 54, 151 ФЗ № 123 от 22.07.2008г.       «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППБ 01-03       п.З, п. 16, НПБ 1 10-03, СП 5.131130.2009 п. 1.2) (клуб по адресу: с.       Неплюевка, ул. **** д.****)

        Полагая, что лицом ответственным за соблюдение требований       пожарной безопасности в данном случае является директор МУ «ЦКС» ФИО1, государственный инспектор ОНД № 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской       области 23 декабря 2011г. составил в отношении ФИО1 протоколы N       566, 567, 568 об административных правонарушениях, ответственность за       которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч.З ст. 20.4 КоАП РФ, ч.4 ст.       20.4 КоАП РФ.

        По результатам проверки постановлением главного       государственного инспектора Карталинского, Варненского и Брединского       муниципальных районов по пожарному надзору от 26 декабря 2011г. директор       МУ «ЦКС» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.       1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч.З ст. 20.4 КоАП РФ, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде       штрафа в размере 15 000 рублей.

        Поскольку приказом директора МУ «ЦКС» от 01 января 2011г.       ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации       здания и помещений, расположенных по адресу: Челябинская       область,

                      Карталинский район, и. Акмула, ул. ****, ****,       возложена на заведующего клубом Б.Л.М. (л.д. 36), то судьей правомерно исключен вывод из       постановления должностного лица о виновности ФИО1 в совершении       административного правонарушения по адресу: п. Акмула, ул. ****, ****,       предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначении наказания по данной       части.

        Факт совершения административных правонарушений и виновность       директора МУ «ЦКС» ФИО1 подтверждаются протоколом об       административном правонарушении требований пожарной безопасности № 567 от       23 декабря 2011г., предусмотренном ч.З ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 20),       протоколом об административном правонарушении требований пожарной       безопасности № 568 от 23 декабря 2011 года, предусмотренном ч.4 ст. 20.4       КоАП РФ (л.д. 19), объяснениями ФИО1 в указанных протоколах, из       которых следует, что ФИО1 с нарушениями согласна, обязуется их       устранить по мере поступления денежных средств из бюджета (л.д. 19 оборот,       20 оборот), актом проверки № 703 от 22 декабря 2011г. (л.д. 24-25),       оцененными в совокупности с другими материалами дела об административных       правонарушениях по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

        Нарушения Учреждением требований пожарной безопасности,       определенных Правилами, в рассматриваемой жалобе не       оспариваются.

        Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной       безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению,       электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической       продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной       безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными       средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на       граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц -       от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих       предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от       двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста       пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

        Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной       безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо       системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации,       системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в       зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий,       сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на       граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных       лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих       предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от       тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста       пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

        В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №       69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать       требования пожарной безопасности, а также выполнять       предписания,

                      4

                      постановления и иные законные требования должностных лиц       пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной       безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства       противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц       государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии       пожарной безопасности на предприятиях.

        Как установлено судьей и подтверждается материалами дела,       здания, занимаемые МУ «ЦКС», являются собственностью администрации       Неплюевского сельского поселения Карталинского муниципального района       Челябинской области и переданы МУ «ЦКС», директором которого является       ФИО1, в оперативное управление.

        Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение       требований пожарной безопасности в соответствии с действующим       законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица,       уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том       числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке       назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности.

        Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации       (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003г. № 313,       установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть,       пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и       должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные       ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать       своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний,       постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по       пожарному надзору.

        В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное       предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного       управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных       законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого       имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим       имуществом с согласия собственника этого имущества.

        С учетом изложенного, судья пришел к обоснованному выводу о       наличии в действиях должностного лица - директора МУ «ЦКС» ФИО1       составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 20.4       КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

        Всем доказательствам, обстоятельствам дела, дана надлежащая       правовая оценка в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.1 1 КоАП РФ. Принцип       презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не       нарушен.

        То обстоятельство, что с 18 апреля 201 1г. здание МУ «ЦКС» по       адресу: Челябинская область, Карталинский район, с. Неплюевка, ул. ****, **** закрыто на капитальный ремонт, собственником здания       заключены договора со сторонними организациями на выполнение подрядных       работ, в т.ч. муниципальные контракты, не освобождает ФИО1 от       обязанности руководителя учреждения по соблюдению правил пожарной       безопасности.

                      Согласно Уставу МУ «ЦКС», должностной инструкции директора МУ       «ЦКС» в обязанности ФИО1 как руководителя учреждения входит       организация своевременного капитального и текущего ремонта зданий,       сооружений, помещений дома культуры (п.2.6.2 инструкции), соблюдение       правил пожарной безопасности.

        Материалы дела не содержат сведений об изъятии здания клуба,       расположенного по адресу: Челябинская область, Карталинский район, с.       Неплюевка, ул. ****, ****, из владения учреждения.

        Также из пояснений ФИО1, государственного инспектора       Р.А.О., приведенных в       судебном решении, следует, что 04 декабря 2011г. в здании клуба в с.       Неплюевка проходили выборы, что свидетельствует о фактическом       использовании данного здания (л.д. 67).

        Доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения к       административной ответственности не нашли своего       подтверждения.

        В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от       26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных       предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и       муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз       в три года.

        Плановые проверочные мероприятия проводились на основании       распоряжения N 703 от 28.1 1.2011г., предусматривающего период проверки с       07 декабря 201 1 по 26 декабря 2011. В качестве правового основания       проверки указаны ст.ст.6, 6.1, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994г.       №69 «О пожарной безопасности», ст.ст. 4, 5, 9, 10 Федерального закона от       26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных       предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и       муниципального контроля" ( л.д. 23 оборот).

        Из материалов дела следует, что плановая проверка проведена 22       декабря 201 1г. государственным инспектором ОНД № 9 УНД ГУ МЧС России по       Челябинской области Р.А.О. в       отношении МУ «ЦКС», доказательств нарушения срока проведения такой       проверки в материалы дела не представлено.

        Внеплановые проверки противопожарного состояния объектов, где       предусмотрены встречи, размещение детей и сопровождающих лиц, а также мест       проведения новогодних мероприятий с массовым пребыванием детей, к каковым       относится здание клуба в с. Неплюевка, проводятся ежегодно по распоряжению       Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному       надзору. Ссылки на то, что в декабре 2010г. проводилась плановая проверка       по соблюдению требований пожарной безопасности,       несостоятельны.

        Вопреки доводам апелляционной жалобы учреждение было       уведомлено о проведении плановой проверки, о чем имеется подпись директора       МУ «ЦКС» ФИО1 в распоряжении № 707 от 28 ноября 201 1г. (л.д. 23       оборот). Кроме того, ФИО1 присутствовала при проведении проверки,       о чем свидетельствует акт проверки № 703 от 22 декабря 201 1г.(л.д.       24).

                      6

                      Протоколы об административных правонарушениях № 567 от       23.12.2011г., № 568 от 23.12.2011г. составлены уполномоченным должностным       лицом, соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и обоснованно признаны       судом допустимыми доказательствами по делу.

        Ссылки на п.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N       294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей       при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального       контроля" необоснованны, поскольку касаются оснований проведения       внеплановой проверки, 22 декабря 2011г. проведена плановая       проверка.

        Нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного       лица и судебных решений, не допущено.

        Порядок и срок давности привлечения к административной       ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в       пределах одной санкции статьи с применением положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ,       в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ. Оснований для       снижения наказания не имеется, назначено оно в минимальном       размере.

        На       основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 - 30.18 КоАП       РФ,

        постановил:

        постановление главного государственного инспектора       Карталинского, Варненского и Брединского муниципальных районов по       пожарному надзору от 26 декабря 2011г. и решение судьи Карталинского       городского суда Челябинской области от 06 февраля 2012г. по делу об       административных правонарушениях, предусмотренных ч.З ст. 20.4 КоАП РФ,       ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального учреждения       Централизованной клубной системы Неплюевского сельского поселения       ФИО1 оставить без       изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

        Заместитель председателя областного суда