ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А13-1119 от 27.12.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      №4а13-1119

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      27 декабря 2013 года г.       Челябинск

        Заместитель председателя       Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу       Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа №40» на постановление мирового судьи судебного       участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 02       августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской       области от 31 октября 2013 года по делу об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении       Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа №40»,

        установил:

        постановлением мирового судьи       судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от       02 августа 2013 года Муниципальное казенное образовательное учреждение       «Средняя общеобразовательная школа №40» (далее - МКОУ СОШ №40) привлечено       к административной ответственности за совершение административного       правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено       административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000       рублей.

        Решением судьи Саткинского       городского суда Челябинской области от 31 октября 2013 года указанное       постановление мирового судьи изменено, исключено указание на нарушение       МКОУ СОШ №40 требований законодательства в области защиты населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций, отраженное в п. 6 протокола 46/4, а       именно указание на то, что в учреждении не проводится подготовка в области       защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а       именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов       преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и       преподавателей-организаторов курсов «Основы безопасности       жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях       повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других       учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и       чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. В остальной части постановление       оставлено без изменения.

        В жалобе МКОУ СОШ №40, поданной в       порядке надзора от имени учреждения законным представителем ФИО1,       поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их       незаконности.

        Изучив истребованное дело об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,       доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими       изменению в части по следующим основаниям.

        Правовое регулирование отношений в области защиты населения       и

                      территорий от чрезвычайных       ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного       права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994       № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от       21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним       Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской       Федерации.

        Обязанности организаций и       должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №       68-ФЗ.

        Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ       предусматривает административную ответственность за невыполнение       предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,       а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и       катастроф на объектах производственного или социального       назначения.

        Как следует из материалов дела об       административном правонарушении, с 14 июня по 17 июня 2013 года на       основании распоряжения № 282 главного государственного инспектора ОНД № 4       по пожарному надзору от 06 мая 2013 года проведена плановая выездная       проверка в отношении МКОУ СОШ №40, расположенного по адресу: <...> по выполнению       требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми       актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера.

        Копия распоряжения получена       директором МКОУ СОШ №40 06 мая 2013 года (л.д. 8-10).

        Таким образом, распоряжение о       проведении плановой выездной проверки № 282 от 06 мая 2013 года доведено в       установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О       защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при       осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального       контроля» порядке до проверяемого лица.

        При проведении проверки принимала       участие директор МКОУ СОШ №40 ФИО1 По результатам проверки       составлен акт № 38/4 от 17 июня 2013 года, который получен директором МКОУ       СОШ №40 Е.В.ИБ. 17.06.2013 года (л.д. 11-13).

        В ходе проведения проверки       должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные       МКОУ СОШ №40 в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций:

        - в МКОУ СОШ №40 не осуществляют       и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или       повышение квалификации не менее 72 часов руководителем организации,       должностными лицами (должностным

                      3

                      лицом) структурных подразделений,       уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от       чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами       комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и       обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами       дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях       среднего профессионального и высшего профессионального образования, в       образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях       повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и       иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических       центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение       переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение,       диплом и т.п.), чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона       от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ; пп. «г, д, е» п. 2, пп. «д» п.4, п.5, пп.       «б, в» п.6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года;       Постановление Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9,       21-22 Приказа МЧС РФ № 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки       соответственно).

        - в МКОУ СОШ №40 не       осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или       повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины       «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов       «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в       учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и       других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и       чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. «в» ст. 14       Федерального закона № 68-ФЗ; пп. «д» п. 2, пп. «д» п. 4, п. 5, пп. «в» п.       6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года;       Постановления Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта       проверки).

        - в МКОУ СОШ №40 не       осуществляется подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера с лицами, занятыми в сфере       производства и обслуживания, не включенными в состав органов единой       государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций       (нет приказа об организации подготовки в текущем году, нет перечня и       содержания тем на текущий год, расчета часов для подготовки, расписания       занятий, планы-конспекты, перечня тем учений, тренировок и дат их       проведения; журнала учетов подготовки и отчетных документов), чем нарушены       положения п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; Постановление       Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п. 7 акта       проверки).

        - не проводится       командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при       возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем       нарушены положения Постановления Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003       года, пункт 8 (п. 8 акта проверки).

                      4

                      - не проводится       тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и       навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием       аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3       года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных       служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в       год продолжительностью до 8

JL         часов, чем нарушены ст.       14 Федерального закона № 68-ФЗ, п.9 Постановления Правительства РФ № 547       от 04 сентября 2003 года (п.9 акта проверки).

        - не проведены комплексные       учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты       от чрезвычайных ситуаций 1 раз в три года продолжительностью до 8 часов,       чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года,       статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от       04.09.2003 года, пункт 10 (п. 10 акта проверки).

        - в МКОУ СОШ №40 не       организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения       чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. «з» ст. 14 Федерального       закона № 68-ФЗ; п. 6 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря       2003 года;п.6 Постановления Правительства РФ №334 от 24.03.1997 года (п. 1       1 акта проверки).

        - не разработан План       действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем       нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 23 Постановления       Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года; п. 46 Приказа МЧС РФ № 105       от 28 февраля 2003 года (п. 12 акта проверки).

        - не создан резерв       финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт       2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от       30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 13 акта проверки).

        - не создан резерв       материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт       2, пп. «ж»; Постановление

JL.   Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. пункт       6, пункт 20 (п. 14 акта проверки).

        - не разработано Положение       об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной       системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановление       Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года (п. 15 акта       проверки).

        - не разработано положение о       комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной       безопасности организации, и утверждают в установленном порядке, чем       нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья       14; Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003       года, пункт 8 (п. 16 акта проверки).

                      - не создан постоянно       действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения       Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, пп. «з»;       Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац       4; Приказ МЧС Российской Федерации № 687 от 14.11.2008 года, пункт 12 (п.       17 акта проверки).

        - не разработано положение о       структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в       области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)       гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от       21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской       Федерации № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5 (п. 18       акта).

        - не создан орган       повседневного управления единой системой РСЧС, а именно,       дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения       Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп.       «в»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт       11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением       Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст)(п. 19 акта       проверки).

        В связи с выявленными Нарушениями       уполномоченным должностным лицом - инспектором ОНД №4 УНД ГУ МЧС РФ по       Челябинской области составлен протокол №46/4 об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 17 июня 2013       года.

        В соответствии с ч. 2 ст. 2.1       КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении       административного правонарушения, если будет установлено, что у него       имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых       предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все       зависящие от него меры по их соблюдению.

        Из материалов дела следует, что       МКОУ СОШ №40 является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном       законом порядке (л.д. 14-23). Директором МКОУ СОШ №40 со 16.02.2005 года       назначена ФИО1 (л.д. 25).

        При рассмотрении дела мировым       судьей бездействие МКОУ СОШ №40, в результате которого допущены названные       нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение,       предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

        Решением судьи городского суда из       квалификации действий МКОУ СОШ №40 исключены нарушения, указанные в пункте       6 протокола 46/4 от 17 июня 2013 года, а именно то, что в учреждении не       проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного       и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение       квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины «Безопасность       жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов «Основы       безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в       учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и       других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и       чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. Указанное нарушение       правомерно

                      исключено судьей из квалификации       действий юридического лица в связи с тем, что в его действиях не       усматривается события нарушения, поскольку преподаватель дисциплины       «Безопасность жизнедеятельности» и преподаватель - организатор курсов       «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет удостоверение о прохождении       повышения квалификации по программе обучения в объеме 72 часов в       установленном законом порядке.

        Анализ вышеприведенных пунктов во       взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области,       свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния       юридического лица также следующих вмененных ему нарушений.

        Пункты 2 и 5 акта проверки - не       пройдено обучение (повышение квалификации) должностными лицами       (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных       (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий       от ЧС организации, а также руководителем и специалистами       дежурно-диспетчерской службы организации, чем нарушены положения       Постановления Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. «д»,       пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. «в»; Приложение к Приказу МЧС Российской       Федерации от 19.01.2004 года № 19, пункт 8.

        В ходе проверки установлено       отсутствие в МКОУ СОШ №40 постоянно действующего органа управления единой       системой РСЧС, а также органа повседневного управления единой системой       РСЧС - ДДС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации)       должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений,       уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты       населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и       специалистами дежурно-диспетчерской службы организации не может быть       обеспечено, следовательно вменение указанных в п.п. 2, 5 акта проверки       является необоснованным и излишним.

        Пункт 9. В МКОУ СОШ №40 не       проводится тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний,       умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием       аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3       года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных       служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в       год продолжительностью до 8 часов.

        Пункт 9 Постановления       Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003 года «О подготовке населения в       области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного       характера» установлено, что тактико-специальные учения продолжительностью       до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и       аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования)       организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной       готовности - 1 раз в год.

                      7

                      Согласно п. 3 того же Положения       методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения       в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложены на Министерство       Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям       и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        Соответственно указанное       нарушение вменено МКОУ СОШ №40 необоснованно.

        Пункт 10. Не проведены       комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в       области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в три года       продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона       № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства       Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 года, пункт 10.

        В силу п 10 названного       Постановления комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся       1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих       опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических       учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года       проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов. В силу п. 11       тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального,       среднего и высшего профессионального образования проводятся       ежегодно.

        При этом, в материалы дела не       представлено сведений, что МКОУ СОШ №40 является организацией, имеющей       опасные производственные объекты, МКОУ СОШ №40 не является       лечебно-профилактическим учреждением. При этом нарушение п. 11       Постановления в части не проведения учреждением тренировок не       вменялось.

        Пункт 15. Не разработано       Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой       государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,       чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5       Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003       года.

        Согласно п. 5 Правительства       Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года территориальные подсистемы       единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для       предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий       и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному       делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных       подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них,       утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти       субъектов Российской Федерации.

        Из анализа указанной нормы,       следует, что данное положение не предусматривает деление территориальной       подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации       чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, следовательно, у организаций       не возникает обязанность по принятию Положения об объектовом звене, в       связи с чем

                      8

                      нарушение, указанное в п. 15       протокола об административном правонарушении № 46/4 от 17 июня 2013 года       вменено МКОУ СОШ №40 необоснованно.

        Пункт 18. Не разработано       положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на       решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального       закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства       Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5. JL   Согласно       абзацу 5 пункта 10 Постановления Правительства РФ от

        30.12.2003 N 794 (ред. от       19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации       чрезвычайных ситуаций" постоянно действующими органами управления единой       системы на объектовом уровне являются структурные подразделения       организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.       Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой       системы определяются соответствующими положениями о них или уставами       указанных органов управления.

        Между тем, из материалов дела и       акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 17 - не создано       структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в       области защиты населения JL.   и территорий       от ЧС и гражданской обороны, выявлено в результате непредставления       юридическим лицом положения о структурном подразделении организации,       уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от       ЧС и гражданской обороны. Положение о структурном подразделении       организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и       территорий от ЧС и гражданской обороны может иметь место при наличии       (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного       нарушения как самостоятельного также является излишним.

        Нарушения, указанные в п.п. 1, 3,       4, 7, 8, 11-14, 16, 17, 19 протокола об административном правонарушении №       46/4 от 17 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего       законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций. В силу требований действующего законодательства на МКОУ СОШ №40       возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в       области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного       и техногенного характера.

        В соответствии с пунктом «в» ст.       14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения       и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»       (далее Закон № 68-ФЗ) организации обязаны, в том числе, обеспечивать       создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств       предупреждения и

                      ликвидации чрезвычайных ситуаций,       осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям       в чрезвычайных ситуациях.

        Постановлением Правительства РФ       от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области       защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",       установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой       системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты       населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим       группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а       также по месту жительства.

        Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного       Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от       чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов       исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской       Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально       уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных       ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной       системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Подготовка в области защиты от       чрезвычайных ситуаций предусматривает:

        а) для работающего населения       - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и       самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с       последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и       тренировках;

        б) для неработающего       населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов,       привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также       самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов,       прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от       чрезвычайных ситуаций;

        в) для обучающихся -       проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках       курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность       жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки       Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации       по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации       последствий стихийных бедствий;

        г) для руководителей органов       государственной власти - повышение квалификации в Российской академии       государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение       самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации       и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в       ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам       Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной       власти и органов исполнительной власти субъектов Российской       Федерации;

10

                      д) для председателей комиссий по       чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и       организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже       одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в       сборах, учениях и тренировках.

        Доводы жалобы о том, что курсы       гражданской обороны не относятся к образовательным учреждениям       дополнительного профессионального образования и соответственно       осуществляют курсовое обучение специалистов в области гражданской обороны       в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года №19 и от 13       ноября 2006 года №646 по 36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС       России от 28 марта 2006 года №1-JL   4-54-370-14,       несостоятельны.

        Указанные нормативные акты       устанавливают перечень уполномоченных работников, проходящих обучение и       повышение квалификации, и учреждений, в которых она       проводится.

        Примерная программа, утвержденная       МЧС России от 28 марта 2006 года №1-4-54-370-14, нормативным правовым       актом не является и не устанавливает для указанных лиц иных обязанностей в       части переподготовки, чем установлено законодательством.

        При этом, пункт 7 Постановления       Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового       положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального       образования (повышения квалификации) специалистов», указывающий, что целью       повышения квалификации является обновление теоретических и практических       знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации       и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных       задач, не предусматривает прохождение переподготовки в количестве менее 72       часов.

        Учитывая вышеизложенные правовые       нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30       декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и       ликвидации чрезвычайных ситуаций», нарушения, указанные в 1, 3-4 акта       проверки, вменены МКОУ СОШ №40 обосновано.

        Согласно пунктам «а, г, д» части       2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением       Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010)       подготовку в области защиты от -4-   чрезвычайных ситуаций       проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные       в состав органов управления единой государственной системы предупреждения       и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Невыполнение данных требований,       нашло свое отражение в п.7 акта проверки 17 июня 2013       года.

                      и

        Обязанность по проведению       командно-штабных учений или штабных X тренировок в организациях 1 раз       в год продолжительностью до 1 суток,

        предусмотрена п.8 Постановления       Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п.8 акта       проверки).

        В п. «з» ст. 14 Закона № 68-ФЗ       предусмотрена обязанность организации по оповещению работников организаций       об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (п.11       акта проверки).

        Пунктом 23 Положения о единой       государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,       утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30       декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490),       предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации       чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе       планов организаций (п. 12 акта проверки). X Оснований не доверять       сведениям должностного лица ГУ МЧС о том,

        что на момент проведения проверки       План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в       учреждении не разработан, не имеется.

        В соответствии с пунктом "ж"       статьи 14 Закона N 14-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых       и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Пунктом 6 Положения №794       предусмотрено также, что на каждом уровне единой системы создаются резервы       финансовых и материальных ресурсов.

        Положения п. 20 Постановления       Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о       создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы       местного самоуправления так и на организации независимо от их       организационно-правовых форм и форм JL собственности. Порядок создания, использования       и восполнения резервов

        финансовых и материальных       ресурсов определяется законодательством Российской Федерации,       законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми       актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и       объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,       а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением       устанавливаются создающим их органом.

        Отсутствие в МКОУ СОШ №40       резервов финансовых и материальных ресурсов установлено в результате       проведенной органом надзора проверки (п.п. 13-14 акта).

        Пунктом 7, 8 Постановления       Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на       объектовом уровне координационными JL органами единой системы являются комиссия по       предупреждению и

        ликвидации чрезвычайных ситуаций       и обеспечению пожарной безопасности организации. Образование,       реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации       чрезвычайных ситуаций и обеспечению

                      12

                      пожарной безопасности,       определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального       состава осуществляются организациями. Компетенция комиссий по       предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной       безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о       них или в решениях об их образовании.

        Отсутствие в МКОУ СОШ №40       положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,       было установлено должностным лицом в ходе проведения проверки и отражено в       п. 16 акта проверки.

        Пунктами 10, 11 Постановления       Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на       организации возложена обязанность по созданию органа повседневного       управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские       службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления       единой системы (на объектовом уровне -структурные подразделения       организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны) (п.п.       17,19 акта проверки).

        Оснований не доверять сведениям       должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки       указанные нарушения имели место, не имеется.

        Доказательств наличия       обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области       защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не       представлено.

        Частичное устранение нарушений,       указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении,       на момент принятия судебных решений не влечет отмену вынесенных по делу       судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент       выявления правонарушения у МКОУ СОШ №40 отсутствовали препятствия по       выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от       чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

        Установленный факт правонарушения       свидетельствует о том, что юридическим лицом - МКОУ СОШ №40 не были       приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований,       предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий       от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Факт допущенных нарушений и       невыполнение МКОУ СОШ №40 предусмотренных законодательством обязанностей       по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или       техногенного характера, и виновность в совершении административного       правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том       числе: сведениями, указанными в протоколе №46/4 об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 17 июня 2013 года       (л.д. 4-7); распоряжением № 282 от 06 мая 2013 года (л.д. 8-10), актом       проверки №38/4 от 17 июня 2013 года (л.д. 11-13) и другими       материалами

                      13

                      дела.

        Нарушений процессуальных норм при       рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административном правонарушении не       допущено.

        Протокол об административном       правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем       отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об       административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным       лицом с участием директора МКОУ СОШ №40 ФИО1 Копия протокола об       административном правонарушении вручена законному представителю МКОУ СОШ       №40 в установленном законом порядке.

        В ходе рассмотрения данного дела       об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1       КоАП РФ выполнены.

        Постановление мирового судьи       соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на       обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены       доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные       выводы о виновности.

        Судьей городского суда по жалобе       законного представителя МКОУ СОШ №40 дело проверено в полном объеме в       соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушены.

        Довод жалобы о малозначительности       совершенного МКОУ СОШ №40 правонарушения не может повлечь отмену       обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.

        Понятие малозначительности       административного правонарушения является категорией оценочной и       определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных       обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не       обязанностью суда. Состав административного правонарушения,       предусмотренного ч.1 тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не       предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий.       В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных       нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о       малозначительности деяния.

        Административное наказание       назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с       требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер       совершенного административного правонарушения, объектом которого являются       правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие       административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств,       отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст.       2.9 КоАП РФ у судей не имелось.

        Назначенное наказание в виде административного штрафа в       размере

                      14

                      100 ООО рублей отвечает принципам       справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что МКОУ СОШ №40       назначен минимальный размер административного штрафа.

        При рассмотрении дела об       административном правонарушении мировым судьей и его пересмотре по жалобе       судьей городского суда законный представитель МКОУ СОШ №40 принимала       участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по       делу, представляла доказательства, таким образом, МКОУ СОШ №40 не было       лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы.       Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том       числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции       невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при       рассмотрении дела не допущено.

        Доводы надзорной жалобы заявителя       не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и       обоснованность обжалуемых судебных актов.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

        На основании изложенного,       руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях,

        постановил:

        постановление мирового судьи       судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от       02 августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда       Челябинской области от 31 октября 2013 года по делу об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении       Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа №40» изменить: исключить из       описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на       совершение Муниципальным казенным образовательным учреждением «Средняя       общеобразовательная школа №40» нарушений, изложенных в пунктах 2, 5, 6, 9,       10, 15, 18 протокола № 46/4 от 17 июня 2013 года об административном       правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

        В остальной части эти же судебные       постановления оставить без изменения, жалобу Муниципального казенного       образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» - без       удовлетворения.

        Заместитель председателя       областного суда