№4а13-1120
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 декабря 2013 года г. Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 02 августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 31 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 02 августа 2013 года директор Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» (далее - МКОУ СОШ №40) ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 31 октября 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключено указание на нарушение директором МКОУ СОШ №40 ФИО1 требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отраженное в п. 6 протокола 45/4, а именно указание на то, что в МКОУ СОШ №40 не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, ФИО1 просит об отмене судебных постановлений, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных
2
принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, с 14 июня по 17 июня 2013 года на основании распоряжения № 282 главного государственного инспектора ОНД № 4 по пожарному надзору от 06 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ СОШ №40, расположенного по адресу: <...> по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МКОУ СОШ №40 06 мая 2013 года (л.д. 8-10). Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 282 от 06 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МКОУ СОШ №40 ФИО1 По результатам проверки составлен акт № 38/4 от 17 июня 2013 года, который получен директором МКОУ СОШ №40 ФИО1 17.06.2013 года (л.д. 11-13).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные МКОУ СОШ №40 в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МКОУ СОШ №40 не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем организации, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами комиссии по предупреждению и
3
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ; пп. «г, д, е» п. 2, пп. «д» п.4, п.5, пп. «б, в» п.6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС РФ № 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
- в МКОУ СОШ №40 не осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; пп. «д» п. 2, пп. «д» п. 4, п. 5, пп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта проверки).
- в МКОУ СОШ №40 не осуществляется подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (нет приказа об организации подготовки в текущем году, нет перечня и содержания тем на текущий год, расчета часов для подготовки, расписания занятий, планы-конспекты, перечня тем учений, тренировок и дат их проведения; журнала учетов подготовки и отчетных документов), чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п. 7 акта проверки).
- не проводится командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003 года, пункт 8 (п. 8 акта проверки).
- не проводится тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
4
формирований 1 раз в 3 года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов, чем нарушены ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ, п.9 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п.9 акта проверки).
- не проведены комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в три года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 года, пункт 10 (п. 10 акта проверки).
- в МКОУ СОШ №40 не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. «з» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 6 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года;п.6 Постановления Правительства РФ №334 от 24.03.1997 года (п. 11 акта проверки).
- не разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 23 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года; п. 46 Приказа МЧС РФ № 105 от 28 февраля 2003 года (п. 12 акта проверки).
- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 13 акта проверки).
- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 14 акта проверки).
- не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года (п. 15 акта проверки).
- не разработано положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, и утверждают в установленном порядке, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, пункт 8 (п. 16 акта проверки).
- не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года,
5
статья 11, пункт 2, пп. «з»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 4; Приказ МЧС Российской Федерации № 687 от 14.11.2008 года, пункт 12 (п. 17 акта проверки).
- не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5 (п. 18 акта).
- не создан орган повседневного управления единой системой РСЧС, а именно, дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «в»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст)(п. 19 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом - инспектором ОНД №4 УНД ГУ МЧС РФ по Челябинской области в отношении должностного лица - директора МКОУ СОШ №40 ФИО1 составлен протокол №45/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 17 июня 2013 года.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к этой норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что МКОУ СОШ №40 является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 14-23). Директором МКОУ СОШ №40 с 16.02.2005 года назначена ФИО1 (л.д. 25).
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом МКОУ СОШ №40 и как должностное лицо правомерно привлечена к административной ответственности.
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие директора МКОУ СОШ №40, в результате которого допущены названные нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Решением судьи городского суда из квалификации действий директора МКОУ СОШ №40 ФИО1 исключены нарушения, указанные в пункте 6 протокола 45/4 от 17 июня 2013 года, а именно то, что в учреждении не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины
6
«Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. Указанное нарушение правомерно исключено судьей из квалификации действий должностного лица в связи с тем, что в его действиях не усматривается события нарушения, поскольку преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподаватель - организатор курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет удостоверение о прохождении повышения квалификации по программе обучения в объеме 72 часов в установленном законом порядке.
Анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния должностного лица также следующих вмененных ему нарушений.
Пункты 2 и 5 акта проверки - не пройдено обучение (повышение квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. «д», пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. «в»; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года № 19, пункт 8.
В ходе проверки установлено отсутствие в МКОУ СОШ №40 постоянно действующего органа управления единой системой РСЧС, а также органа повседневного управления единой системой РСЧС - ДДС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации не может быть обеспечено, следовательно вменение указанных в п.п. 2, 5 акта проверки является необоснованным и излишним.
Пункт 9. В МКОУ СОШ №40 не проводится тактико-специальное учение в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года, продолжительностью до 8 часов, а с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности - 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.
Пункт 9 Постановления Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003 года «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что тактико-специальные
7
учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
Согласно п. 3 того же Положения методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Соответственно указанное нарушение вменено директору МКОУ СОШ №40 необоснованно.
Пункт 10. Не проведены комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в три года продолжительностью до 8 часов, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 года, пункт 10.
В силу п 10 названного Постановления комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов. В силу п. 11 тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и - высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
При этом, в материалы дела не представлено сведений, что МКОУ СОШ №40 является организацией, имеющей опасные производственные объекты, МКОУ СОШ №40 не является лечебно-профилактическим учреждением. При этом нарушение п. 11 Постановления в части не проведения учреждением тренировок не вменялось.
Пункт 15. Не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года.
Согласно п. 5 Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8
Из анализа указанной нормы, следует, что данное положение не предусматривает деление территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, следовательно, у организаций не возникает обязанность по принятию Положения об объектовом звене, в связи с чем нарушение, указанное в п. 15 протокола об административном правонарушении № 46/4 от 17 июня 2013 года вменено директору МКОУ СОШ №40 необоснованно.
Пункт 18. Не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 5.
Согласно абзацу 5 пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 19.11.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Между тем, из материалов дела и акта проверки следует, что нарушение, указанное в пункте 17 - не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, выявлено в результате непредставления юридическим лицом положения о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны может иметь место при наличии (создании) вышеуказанного органа, в связи с чем вменение указанного нарушения как самостоятельного также является излишним.
Нарушения, указанные в п.п. 1, 3, 4, 7, 8, 11-14, 16, 17, 19 протокола об административном правонарушении № 45/4 от 17 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на директора МКОУ СОШ №40 как на должностное лицо возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
9
ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных
10
сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Доводы жалобы о том, что курсы гражданской обороны не относятся к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования и соответственно осуществляют курсовое обучение специалистов в области гражданской обороны в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года №19 и от 13 ноября 2006 года №646 по 36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года №1-4-54-370-14, несостоятельны.
Указанные нормативные акты устанавливают перечень уполномоченных работников, проходящих обучение и повышение квалификации, и учреждений, в которых она проводится.
Примерная программа, утвержденная МЧС России от 28 марта 2006 года №1-4-54-370-14, нормативным правовым актом не является и не устанавливает для указанных лиц иных обязанностей в части переподготовки, чем установлено законодательством.
При этом, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение переподготовки в количестве менее 72 часов.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», нарушения, указанные в 1, 3-4 акта проверки, вменены директору МКОУ СОШ №40 ФИО1 как должностному лицу обосновано.
Согласно пунктам «а, г, д» части 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11
Невыполнение данных требований нашло свое отражение в п.7 акта проверки 17 июня 2013 года.
Обязанность по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток, предусмотрена п.8 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п.8 акта проверки).
В п. «з» ст. 14 Закона № 68-ФЗ предусмотрена обязанность организации по оповещению работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (п.11 акта проверки).
Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490), предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций (п. 12 акта проверки).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждении не разработан, не имеется.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 14-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 6 Положения №794 предусмотрено также, что на каждом уровне единой системы создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Положения п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы местного самоуправления так и на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Отсутствие в МКОУ СОШ №40 резервов финансовых и материальных ресурсов установлено в результате проведенной органом надзора проверки (п.п. 13-14 акта).
Пунктом 7, 8 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года предусмотрено, что на объектовом уровне координационными органами единой системы являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
12
организации. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Отсутствие в МКОУ СОШ №40 положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, было установлено должностным лицом в ходе проведения проверки и отражено в п. 16 акта проверки.
Пунктами 10, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на организации возложена обязанность по созданию органа повседневного управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления единой системы (на объектовом уровне -структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны) (п.п. 17,19 акта проверки).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, не имеется.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия судебных решений не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у директора МКОУ СОШ №40 отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что должностным лицом - директором МКОУ СОШ №40 ФИО1 не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение директором МКОУ СОШ №40 ФИО1 предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе №45/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 17 июня 2013
13
года (л.д. 4-7); распоряжением № 282 от 06 мая 2013 года (л.д. 12-14), актом проверки №38/4 от 17 июня 2013 года (л.д. 9-11) и другими материалами дела.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора МКОУ СОШ №40 ФИО1, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ФИО1 разъяснены, протокол подписан ФИО1 без замечаний, в протоколе имеются пояснения ФИО1 о том, что указанные нарушения будут устранены в кратчайшие сроки. Копия протокола об административном правонарушении вручена ФИО1 в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе ФИО1 дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств,
14
отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ФИО1 назначен минимальный размер административного штрафа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и его пересмотре по жалобе судьей городского суда ФИО1 принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала свою позицию по делу, представляла доказательства, не была лишена возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 02 августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 31 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» ФИО1 изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение ФИО1 нарушений, изложенных в пунктах 2, 5, 6, 9, 10, 15, 18 протокола № 45/4 от 17 июня 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда