ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А13-968 от 09.12.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      №4а13-968

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      09 декабря 2013 года г.       Челябинск

        Заместитель председателя       Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО       Торговый дом «Теплоприбор» - ФИО1 на постановление исполняющего       обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района       г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в       отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом       «Теплоприбор»,

        установил:

        постановлением и.о. мирового       судьи судебного участка № 5 Металлургического района г. Челябинска от 25       июля 2013 года ООО Торговый дом «Теплоприбор» (далее ООО ТД «Теплоприбор»)       привлечено к административной ответственности за совершение       административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и       ему назначено административное наказание виде административного штрафа в       размере 100 000 рублей.

        Решением судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года указанное       постановление и.о. мирового судьи изменено: из постановления исключено       указание на совершение ООО ТД «Теплоприбор» следующих нарушений в области       гражданской обороны: в ООО ТД «Теплоприбор» не создан страховой фонд       документации; не организованы занятия с работающим населением по месту       работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; не       утверждены и не согласованы в установленном законом порядке план основных       мероприятий на 2013 год и положение о гражданской обороне ООО ТД       «Теплоприбор»; не определен порядок организации накопления, освежения       средств индивидуальной защиты на предприятии. В остальной части       постановление оставлено без изменения.

        В жалобе, поданной в порядке       надзора, защитник ООО ТД «Теплоприбор» - ФИО1, действующая по       доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая       их незаконными.

        Изучив истребованное дело об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,       доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или       изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

        В соответствии с частью 2 статьи       20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,       материальных и культурных

2

                      ценностей на территории       Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных       действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в       виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот       тысяч рублей.

        Как следует из материалов дела об       административном правонарушении, 26 апреля 2013 года на основании       распоряжения № 260/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности       № 3 от 28 февраля 2013 года, в отношении ООО ТД «Теплоприбор»,       расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. *** д. 36, проведена плановая выездная       проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными       нормативными правовыми актами РФ в области гражданской       обороны.

        Копия распоряжения получена ООО       ТД «Теплоприбор» 12 марта 2013 года (л.д. 13). Таким образом, распоряжение       о проведении плановой выездной проверки № 260/3 от 28 февраля 2013 года       доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №       294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей       при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального       контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) порядке до проверяемого       лица.

        В ходе проведения проверки       должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения, допущенные ООО ТД       «Теплоприбор» в области гражданской обороны, в том числе:

        - В организации не созданы в       целях гражданской обороны запасы иных средств: запасы вещевого имущества,       средств связи и оповещения, средства радиационной, химической и       биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической       разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички,       табачные изделия, свечи и другие средства, чем нарушены положения абзац 5       пункт 1 статья 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года;       Постановления Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года; Постановления       Правительства РФ от 15 апреля 1994 года №330-15; пункт 13 Постановления       Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16 Приказа МЧС       РФ № 687 от 14.11.2008 года Методические рекомендации по определению       номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов       материально - технических, продовольственных, медицинских иных средств,       накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами       исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и       организациями (утверждены МЧС России от 23 марта 2012 года № 43-2047-14)       (п. 3 акта проверки).

        По результатам проверки составлен       акт № 260/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 8-9), в котором зафиксированы все       выявленные нарушения и который получен юридическим лицом 18 мая 2013 года       (л.д. 10).

        В связи с выявленными нарушениями       должностным лицом ОНД № 3 в отношении ООО ТД «Теплоприбор» составлен       протокол №271/3 об

3

                      административном правонарушении,       предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ от 29 мая 2013 года.

        Факт допущенных нарушений и       невыполнение ООО ТД «Теплоприбор» предусмотренных законодательством       мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и       культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,       возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,       подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе:       сведениями, указанными в протоколе №271/3 об административном       правонарушении от 29 мая 2013 года (л.д. 4-5); распоряжением № 260/3 от 28       февраля 2013 года (л.д. 11-12), актом проверки №260/3 от 26 апреля 2013       года (л.д. 8-9), копией устава ООО ТД «Теплоприбор» и другими материалами       дела.

        Всем представленным в материалы       дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости,       достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП       РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях ООО ТД «Теплоприбор»       административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,       являются правильными.

        Вменяемое Обществу нарушение       обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области       гражданской обороны.

        Оснований не доверять сведениям       должностного лица ОНД № 3 по пожарному надзору о том, что на момент       проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения в области гражданской       обороны, не имеется.

        Доводы жалобы о том, что       законодательство не обязывает ООО ТД «Теплоприбор» в целях гражданской       обороны создавать запасы иных средств, несостоятельны.

        Согласно сводным данным о       химически опасных объектах экономики Челябинской области, представленным в       материалы дела, ООО ТД «Теплоприбор» находится в зоне возможного заражения       химическими веществами. Таким образом, ООО ТД «Теплоприбор» расположено в       пределах границ зоны возможного опасного химического загрязнения при       авариях на химически опасных объектах, следовательно, обязано выполнять       мероприятия в области гражданской обороны.

        Кроме того, ООО ТД «Теплоприбор»       расположено на территории г. Челябинска, который на основании п. 6 Порядка       отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного       постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 года       № 1149, относится к первой группе территорий по гражданской       обороне.

        Правовое регулирование отношений       в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным       законом от 21.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный       закон от 21.02.1998 № 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним       федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской       Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов       Российской Федерации.

4

                      Полномочия организаций в области       гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля       1994г. № 28-ФЗ.

        Согласно п. 3 Постановления       Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года организации в целях решения       задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными       полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской       обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и       иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской       обороне.

        Таким образом, на основании       указанных норм планирование и организация мероприятий в области       гражданской обороны являются обязанностью всех без исключения юридических       лиц.

        В силу пп. 16.6 пункта 16 Приказа       МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 года на организации в целях решения задач в       области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и       поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по       предназначению запасов материально-технических, продовольственных,       медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил       гражданской обороны.

        Накопление, хранение, освежение и       использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения       являются основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в       целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и       средств индивидуальной защиты, которые обязательны для исполнения всеми       указанными выше субъектами, в том числе и организациями независимо от       принадлежности территории, на которой находится организация к той или иной       категории по гражданской обороне.

        Доводы жалобы о том, что       законодательством не определены номенклатура, вид и количество запасов       иных средств, подлежащих накоплению организациями в целях гражданской       обороны, ссылки в этой связи о том, что протокол не отвечает требованиям       ст. 28.2 КоАП РФ, безосновательны.

        Постановлением Правительства РФ №       379 от 27 апреля 2000 года утверждено Положение о накоплении, хранении и       использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических       средств, продовольственных, медицинских и иных средств (далее -       Положение). Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и       использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических       средств, продовольственных, медицинских и иных средств.

        Согласно Положению запасы иных       средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения,       средства радиационной, химической и биологической защиты, средства       радиационной, химической и биологической разведки и радиационного       контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие       средства.

        Согласно п. 4 Положения и п. 4       Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов       создаваемых в целях гражданской

5

                      обороны запасов       материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных       средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти,       органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного       самоуправления и организациями, разработанных в соответствии       Постановлением Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года (далее       Методические рекомендации) номенклатура и объемы запасов определяются       создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций,       разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской       обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных       бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской       Федерации, исходя из возможного характера военных действий на территории       Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и       инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий,       условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой       достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и       объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы,       накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного       характера.

        В соответствии с Методическими       рекомендациями организации создают запасы для работников этих организаций       и подведомственных им объектов производственного и социального назначения       исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и       характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или       вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера.

        При этом, установлено, что       номенклатура запасов должна включать, в том числе в районах химического и       биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские       средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений       опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты,       приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и       контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и       другие средства (Методические рекомендации Приложение N 2); в районах       радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты,       медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства       ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ),       приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства       дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Методические рекомендации       Приложение N 2); во всех районах создаются запасы продуктов питания       (Методические рекомендации Приложение N 4).

        Выбор конкретной марки (модели)       средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты,       продовольствия и приборов (технических средств) радиационной, химической и       биологической разведки

6

                      и контроля для создания запасов       осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов,       возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и       чрезвычайных ситуациях, а также с учетом выполняемых задач, области       применения, предназначения и основных технических       характеристик.

        В соответствии с ч. 2 ст. 2.1       КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении       административного правонарушения, если будет установлено, что у него       имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых       предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все       зависящие от него меры по их соблюдению.

        Установленный факт правонарушения       свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО ТД «Теплоприбор» не       были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований,       предусмотренных законодательством в области гражданской       обороны.

        Нарушений процессуальных норм при       рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административном правонарушении не       допущено.

        Протокол об административном       правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем       отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте       составления протокола по делу об административном правонарушении ООО ТД       «Теплоприбор» извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости       явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении       протокола об административном правонарушении указано время и место его       составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ.       Уведомление направлено в адрес директора ООО ТД «Теплоприбор» заказным       письмом и получено 18.05.2013 года (л.д. 6-7); для составления протокола и       иных материалов дела законный представитель ООО ТД «Теплоприбор» в отдел       надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой законного       представителя протокол об административном правонарушении был составлен       уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что согласуется с       требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об       административном правонарушении направлена в адрес ООО ТД «Теплоприбор» в       установленном законом порядке.

        В ходе рассмотрения данного дела       об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1       КоАП РФ выполнены.

        Постановление мирового судьи       соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушены.

        Административное наказание       назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с       требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер       совершенного административного

7

                      правонарушения, объектом которого       являются правоотношения в области гражданской обороны, обстоятельства,       смягчающие административную ответственность, а также отсутствие       обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

        Назначенное наказание в виде       административного штрафа в размере 100 ООО рублей отвечает принципам       справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ООО ТД       «Теплоприбор» назначен минимальный размер административного       штрафа.

        Судья районного суда, рассмотрев       жалобу на постановление и.о. мирового судьи, проверил дело в соответствии       с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение,       все доводы жалобы ООО ТД «Теплоприбор» получили надлежащую правовую       оценку.

        При рассмотрении дела об       административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда       защитник ООО ТД «Теплоприбор» С.О.АБ. принимала участие в судебных       заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла       доказательства, таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности       реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных       Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не       усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности,       закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не       допущено.

        Доводы надзорной жалобы заявителя       не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и       обоснованность обжалуемых судебных актов.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

        На основании изложенного,       руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях,

        постановил:

        постановление исполняющего       обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района       г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от 10 сентября 2013 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в       отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом       «Теплоприбор» оставить без изменения, жалобу защитника ООО Торговый дом       «Теплоприбор» ФИО1 - без удовлетворения.

        Заместитель       председателя

        областного     суда