ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А13-976 от 09.12.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      №4а13-976

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        09 декабря 2013 года г. Челябинск

        Заместитель председателя       Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника       ФИО1 - Стахеевой О.А. на постановление исполняющего обязанности       мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района г.       Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в       отношении должностного лица -директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1,

        установил:

        постановлением и.о. мирового       судьи судебного участка № 5 Металлургического района г. Челябинска от 25       июля 2013 года должностное лицо - директор ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение       административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и       ему назначено административное наказание виде административного штрафа в       размере

        10 000 рублей.

        Решением судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от

        11 сентября 2013 года       указанное постановление и.о. мирового судьи изменено: из постановления       исключено указание на совершение ФИО1 следующих нарушений в области       гражданской обороны: не создан страховой фонд документации ООО       «Теплоприбор-Сенсор»; не организованы занятия с работающим населением по       месту работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; не       утверждены и не согласованы в установленном законом порядке план основных       мероприятий на 2013 года и положение о гражданской обороне ООО       «Теплоприбор-Сенсор»; не определен порядок организации накопления,       освежения средств индивидуальной защиты на предприятии. В остальной части       постановление оставлено без изменения.

        В жалобе, поданной в порядке       надзора, защитник ФИО1, действующая по доверенности Стахеева О.А.,       просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их       незаконными.

        Изучив истребованное дело об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,       доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или       изменения принятых по делу судебных постановлений не       нахожу.

2

                      В соответствии с частью 2 статьи       20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,       материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от       опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих       действий, влечет административное наказание в виде административного       штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч       рублей.

        Как следует из материалов дела об       административном правонарушении, 26 апреля 2013 года на основании       распоряжения № 254/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности       № 3 от 28 февраля 2013 года в отношении ООО «Теплоприбор-Сенсор»,       расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. *** д. 36, проведена плановая выездная       проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными       нормативными правовыми актами РФ в области гражданской       обороны.

        Копия распоряжения получена ООО       «Теплоприбор-Сенсор» 12 марта 2013 года (л.д. 14). Таким образом,       распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 254/3 от 28 февраля       2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008       года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных       предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и       муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) порядке до       проверяемого лица.

        В ходе проведения проверки       должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения требований в области       гражданской обороны, допущенные ФИО1 как должностным лицом, в том       числе:

        - в организации не созданы в       целях гражданской обороны запасы иных средств: запасы вещевого имущества,       средств связи и оповещения, спички, свечи и другие средства, чем нарушены       положения абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998       года; Постановление Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года;       Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1994 года №330-15; п. 13       Постановления Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16       Приказа МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 года (п. 3 акта проверки).

        По результатам проверки составлен       акт № 254/3 от 26 апреля 2013 года, в котором зафиксированы все выявленные       нарушения и который получен законным представителем юридического лица 18       мая 2013 года (л.д. 11).

        В соответствии с ч. 4 ст. 11       Федерального закона от 21 февраля 1994г. № 28-ФЗ и п. 11 вышеуказанного       Приказа МЧС РФ руководители организаций несут персональную ответственность       за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите       населения.

        Из материалов дела следует, что       ООО «Теплоприбор-Сенсор» является юридическим лицом, зарегистрированным в       установленном законом порядке

3

                      (л.д. 16). Согласно выписке из       протокола заседания Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор»       от 27 мая 2010 года директором ООО «Теплоприбор-Сенсор» является ФИО1       (л.д. 15).

        В связи с выявленными нарушениями       и с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом ОНД       № 3 в отношении директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 составлен       протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7       КоАП РФ, №269/3 от 29 мая 2013 года..

        Факт допущенных нарушений и       невыполнение ФИО1 как должностным лицом предусмотренных       законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите       населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской       Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или       вследствие этих действий, подтверждены представленными в дело       доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе №287/3       об административном правонарушении от 29 мая 2013 года (л.д. 4-5);       распоряжением № 254/3 от 28 февраля 2013 года (л.д. 12-13), актом проверки       №254/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 9-10), выпиской из протокола заседания       Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» и другими       материалами дела.

        Всем представленным в материалы       дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости,       достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП       РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях директора ООО       «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 административного правонарушения,       предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.

        Вменяемое ФИО1 нарушение       обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области       гражданской обороны.

        Установленный факт нарушения       свидетельствует о том, что директором ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1       не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований,       предусмотренных законодательством в области гражданской обороны, и он как       должностное лицо правомерно привлечен к административной ответственности       по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.

        Доводы жалобы о том, что       законодательство не обязывает ООО «Теплоприбор-Сенсор» в целях гражданской       обороны создавать запасы иных средств,несостоятельны.

        Правовое регулирование отношений       в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным       законом от 21.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный       закон от 21.02.1998 № 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним       федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской       Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов       Российской Федерации.

4

                      Полномочия организаций в области       гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля       1994г. № 28-ФЗ.

        Согласно п. 3 Постановления       Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года организации в целях решения       задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными       полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской       обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и       иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской       обороне.

        Таким образом, на основании       указанных норм планирование и организация мероприятий в области       гражданской обороны являются обязанностью всех без исключения юридических       лиц.

        В силу пп. 16.6 пункта 16 Приказа       МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 года на организации в целях решения задач в       области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и       поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по       предназначению запасов материально-технических, продовольственных,       медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил       гражданской обороны.

        Доводы жалобы о том, что       законодательством не определены номенклатура, вид и количество запасов       иных средств, подлежащих накоплению организациями в целях гражданской       обороны; ссылки в этой связи на то, что протокол не отвечает требованиям       ст. 28.2 КоАП РФ, безосновательны.

        Постановлением Правительства РФ №       379 от 27 апреля 2000 года утверждено Положение о накоплении, хранении и       использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических       средств, продовольственных, медицинских и иных средств (далее -       Положение). Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и       использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических       средств, продовольственных, медицинских и иных средств.

        Согласно Положению запасы иных       средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения,       средства радиационной, химической и биологической защиты, средства       радиационной, химической и биологической разведки и радиационного       контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие       средства.

        Согласно п. 4 Положению и п. 4       Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов       создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических       средств, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых       федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной       власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями,       разработанных в соответствии Постановлением Правительства РФ № 379 от 27       апреля 2000 года (далее Методические рекомендации) номенклатура и объемы       запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом       методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством       Российской

5

                      Федерации по делам гражданской       обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных       бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской       Федерации, исходя из возможного характера военных действий на территории       Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и       инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий,       условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой       достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и       объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы,       накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного       характера.

        В соответствии с Методическими       рекомендациями организации создают запасы для работников этих организаций       и подведомственных им объектов производственного и социального назначения       исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и       характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или       вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера.

        При этом, установлено, что       номенклатура запасов должна включать, в том числе в районах химического и       биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские       средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений       опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты,       приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и       контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и       другие средства (Методические рекомендации Приложение N 2); в районах       радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты,       медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства       ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ),       приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства       дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Методические рекомендации       Приложение N 2); во всех районах создаются запасы продуктов питания       (Методические рекомендации Приложение N 4).

        Выбор конкретной марки (модели)       средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты,       продовольствия и приборов (технических средств) радиационной, химической и       биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется по       результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении       военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях, а       также с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и       основных технических характеристик.

        Согласно сводным данным о       химически опасных объектах экономики Челябинской области, представленным в       материалы дела, ООО «Теплоприбор-Сенсор» находится в зоне возможного       заражения

6

                      химическими веществами,       следовательно, обязано выполнять мероприятия в области гражданской       обороны, в том числе связанные с накоплением запасов иных средств с учетом       данного обстоятельства.

        Кроме того, ООО       «Теплоприбор-Сенсор» расположено на территории г. Челябинска, который на       основании п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской       обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации       от 03 октября 1998 года № 1149, относится к первой группе территорий по       гражданской обороне.

        Нарушений процессуальных норм при       рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административном правонарушении не       допущено.

        Протокол об административном       правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем       отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте       составления протокола по делу об административном правонарушении ФИО1       извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел       надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об       административном правонарушении указано время и место его составления, а       также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Уведомление       направлено в адрес директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» заказным письмом и       получено 18.05.2013 года (л.д. 6-7); для составления протокола и иных       материалов дела ФИО1 в отдел надзорной деятельности не явился. В       связи с неявкой ФИО1 протокол об административном правонарушении был       составлен уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что       согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола       об административном правонарушении направлена в адрес ФИО1 в       установленном законом порядке.

        В ходе рассмотрения данного дела       об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1       КоАП РФ выполнены.

        Постановление мирового судьи       соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушены.

        Административное наказание       назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в       соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является       обоснованным и справедливым.

        Судьей районного суда дело       проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ; выводы       судьи районного суда как в части исключения из квалификации деяния части       вменяемых ФИО1 как должностному лицу нарушений требований в области       гражданской обороны, так и в части признания доказанности его виновности в       невыполнении мероприятий в области гражданской обороны, выразившихся в       непринятии мер по созданию в целях гражданской обороны запасов иных       средств,

7

                      являются обоснованными.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

        Доводы надзорной жалобы заявителя       не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и       обоснованность обжалуемых судебных актов.

        На основании изложенного,       руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях,

        постановил:

        постановление исполняющего       обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района       г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического       районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в       отношении должностного лица -директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 оставить без       изменения, жалобу защитника ФИО1 - Стахеевой О.А. - без       удовлетворения.

        Заместитель председателя       областного суда