№4а13-976
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 декабря 2013 года г. Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 - Стахеевой О.А. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица -директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района г. Челябинска от 25 июля 2013 года должностное лицо - директор ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере
10 000 рублей.
Решением судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от
11 сентября 2013 года указанное постановление и.о. мирового судьи изменено: из постановления исключено указание на совершение ФИО1 следующих нарушений в области гражданской обороны: не создан страховой фонд документации ООО «Теплоприбор-Сенсор»; не организованы занятия с работающим населением по месту работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; не утверждены и не согласованы в установленном законом порядке план основных мероприятий на 2013 года и положение о гражданской обороне ООО «Теплоприбор-Сенсор»; не определен порядок организации накопления, освежения средств индивидуальной защиты на предприятии. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, защитник ФИО1, действующая по доверенности Стахеева О.А., просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
2
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 апреля 2013 года на основании распоряжения № 254/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности № 3 от 28 февраля 2013 года в отношении ООО «Теплоприбор-Сенсор», расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. *** д. 36, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.
Копия распоряжения получена ООО «Теплоприбор-Сенсор» 12 марта 2013 года (л.д. 14). Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 254/3 от 28 февраля 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, допущенные ФИО1 как должностным лицом, в том числе:
- в организации не созданы в целях гражданской обороны запасы иных средств: запасы вещевого имущества, средств связи и оповещения, спички, свечи и другие средства, чем нарушены положения абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; Постановление Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1994 года №330-15; п. 13 Постановления Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16 Приказа МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 года (п. 3 акта проверки).
По результатам проверки составлен акт № 254/3 от 26 апреля 2013 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения и который получен законным представителем юридического лица 18 мая 2013 года (л.д. 11).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21 февраля 1994г. № 28-ФЗ и п. 11 вышеуказанного Приказа МЧС РФ руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Из материалов дела следует, что ООО «Теплоприбор-Сенсор» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке
3
(л.д. 16). Согласно выписке из протокола заседания Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» от 27 мая 2010 года директором ООО «Теплоприбор-Сенсор» является ФИО1 (л.д. 15).
В связи с выявленными нарушениями и с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом ОНД № 3 в отношении директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, №269/3 от 29 мая 2013 года..
Факт допущенных нарушений и невыполнение ФИО1 как должностным лицом предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе №287/3 об административном правонарушении от 29 мая 2013 года (л.д. 4-5); распоряжением № 254/3 от 28 февраля 2013 года (л.д. 12-13), актом проверки №254/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 9-10), выпиской из протокола заседания Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.
Вменяемое ФИО1 нарушение обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области гражданской обороны.
Установленный факт нарушения свидетельствует о том, что директором ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны, и он как должностное лицо правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что законодательство не обязывает ООО «Теплоприбор-Сенсор» в целях гражданской обороны создавать запасы иных средств,несостоятельны.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 № 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4
Полномочия организаций в области гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля 1994г. № 28-ФЗ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 804 от 26.11.2007 года организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Таким образом, на основании указанных норм планирование и организация мероприятий в области гражданской обороны являются обязанностью всех без исключения юридических лиц.
В силу пп. 16.6 пункта 16 Приказа МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 года на организации в целях решения задач в области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что законодательством не определены номенклатура, вид и количество запасов иных средств, подлежащих накоплению организациями в целях гражданской обороны; ссылки в этой связи на то, что протокол не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, безосновательны.
Постановлением Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение). Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно Положению запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно п. 4 Положению и п. 4 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, разработанных в соответствии Постановлением Правительства РФ № 379 от 27 апреля 2000 года (далее Методические рекомендации) номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской
5
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Методическими рекомендациями организации создают запасы для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, установлено, что номенклатура запасов должна включать, в том числе в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Методические рекомендации Приложение N 2); в районах радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ), приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Методические рекомендации Приложение N 2); во всех районах создаются запасы продуктов питания (Методические рекомендации Приложение N 4).
Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, продовольствия и приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик.
Согласно сводным данным о химически опасных объектах экономики Челябинской области, представленным в материалы дела, ООО «Теплоприбор-Сенсор» находится в зоне возможного заражения
6
химическими веществами, следовательно, обязано выполнять мероприятия в области гражданской обороны, в том числе связанные с накоплением запасов иных средств с учетом данного обстоятельства.
Кроме того, ООО «Теплоприбор-Сенсор» расположено на территории г. Челябинска, который на основании п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 года № 1149, относится к первой группе территорий по гражданской обороне.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении ФИО1 извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Уведомление направлено в адрес директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» заказным письмом и получено 18.05.2013 года (л.д. 6-7); для составления протокола и иных материалов дела ФИО1 в отдел надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой ФИО1 протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ФИО1 в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ; выводы судьи районного суда как в части исключения из квалификации деяния части вменяемых ФИО1 как должностному лицу нарушений требований в области гражданской обороны, так и в части признания доказанности его виновности в невыполнении мероприятий в области гражданской обороны, выразившихся в непринятии мер по созданию в целях гражданской обороны запасов иных средств,
7
являются обоснованными.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Металлургического района г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица -директора ООО «Теплоприбор-Сенсор» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - Стахеевой О.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда