№4а13-995
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 декабря 2013 года г. Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года Муниципальное бюджетное образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее - МБОУ «СОШ №9») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе МБОУ «СОШ №9», поданной в порядке надзора от имени учреждения законным представителем ФИО1, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами
2
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 июня 2013 года на основании распоряжения № 49/4 главного государственного инспектора ОНД № 4 по пожарному надзору от
27 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ «СОШ №9», расположенного по адресу: <...> по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МБОУ «СОШ №9» 04 июня 2013 года (л.д. 6-7).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 49/4 от 27 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МБОУ «СОШ №9» ФИО1 По результатам проверки составлен акт № 49/4 от
28 июня 2013 года, который получен директором МБОУ «СОШ №9» ФИО1 (л.д. 8-10).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные МБОУ «СОШ №9» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МБОУ «СОШ №9» не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в
3
образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ; пп. «г, д, е» п. 2, пп. «д» п.4, п.5, пп. «б, в» п.6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС РФ № 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
- в МБОУ «СОШ №9» не осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; пп. «д» п. 2, пп. «д» п. 4, п. 5, пп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта проверки).
- работники МБОУ «СОШ №9» не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ № 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ № 285 от 27 мая 2003 года (п.7 акта проверки).
- работники МБОУ «СОШ №9» не обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ № 993 от 21 декабря 2005 года (п. 8 акта проверки).
- в МБОУ «СОШ №9» не планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (отсутствует приказ о создании комиссии по ПУФ, положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ, отчетные документы, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 8
4
Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года (п. 9 акта проверки).
- не проводится командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003 года, пункт 8 (п. 10 акта проверки).
- в МБОУ «СОШ №9» не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. «з» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 6 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года;п.6 Постановления Правительства РФ №334 от 24.03.1997 года (п. 11 акта проверки).
- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 12 акта проверки).
- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 13 акта проверки).
- не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года (п. 14 акта проверки).
- не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, пп. «з»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 4; Приказ МЧС Российской Федерации № 687 от 14.11.2008 года, пункт 12 (п. 15 акта проверки).
- отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС, а именно, дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. «в»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст)(п. 16 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом - инспектором ОНД №4 УНД ГУ МЧС РФ по Челябинской области составлен протокол №66/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет
5
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что МБОУ «СОШ №9» является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д. 11-13). Директором МБОУ «СОШ №9» со 02 августа 2010 года назначена ФИО1 (л.д. 11).
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие МБОУ «СОШ №9», в результате которого допущены названные нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное чЛ ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния должностного лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункты 2 и 5 акта проверки - не пройдено обучение (повышение квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. «д», пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. «в»; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года № 19, пункт 8.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка
6
действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Между тем, в ходе проверки установлено отсутствие в МБОУ «СОШ №9» постоянно действующего органа управления единой системой РСЧС, а также органа повседневного управления единой системой РСЧС - ДДС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации не может быть обеспечено, следовательно вменение указанных в п.п. 2, 5 акта проверки является необоснованным и излишним.
Пункт 7. Работники МБОУ «СОШ №9» не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ № 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ № 285 от 27 мая 2003 года.
Пункт 8. Работники МБОУ «СОШ №9» не обеспечены
7
дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ № 993 от 21 декабря 2005 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области
8
гражданской обороны не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 7, 8 протокола № 66/4 от 28 июня 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении МБОУ «СОШ №9» подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Пункт 14. Не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года.
Согласно п. 5 Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанной нормы, следует, что данное положение не предусматривает деление территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, следовательно, у организаций не возникает обязанность по принятию Положения об объектовом звене, в связи с чем п. 14 протокола об административном правонарушении № 65/4 от 28 июня 2013 года вменен МБОУ «СОШ №9» необоснованно.
Нарушения, указанные в п.п. 1, 3, 4, 6, 9-13, 15, 16 протокола об административном правонарушении № 65/4 от 28 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства МБОУ «СОШ №9» возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать
9
в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктами 10, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на организации возложена обязанность по созданию органа повседневного управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления единой системы (на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, не имеется.
Представленные в материалы дела документы: приказ «О порядке создания единой дежурно-диспетчерской службы» от 21 января 2013 года; справка о составе дежурно-диспетчерской службы МБОУ «СОШ №9»; положение о единой дежурно-диспетчерской службе и иные документы, об обратном не свидетельствует. Сведений, подтверждающих наличие указанных документов и доказательства их фактической реализации, должностному лицу ГУ МЧС при проведении проверки не представлено. Законный представитель МБОУ «СОШ №9» ФИО1 не отрицала наличие указанных нарушений и отсутствие в МБОУ «СОШ №9» - органа повседневного управления единой системой РСЧС - ДДС.
Доводы жалобы о том, что собственником и учредителем МБОУ «СОШ №9» является администрация Саткинского муниципального района, в связи с чем источником формирования финансовых ресурсов для данного учреждения являются средства бюджета; ссылка о том, что МБОУ «СОШ №9» самостоятельно создан дополнительный резерв финансовых ресурсов, основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений не являются и повлиять на обоснованность выводов судебных инстанций не могут, поскольку не исключают виновность МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» в невыполнении требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Вышеприведенные положения п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы местного самоуправления так и на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем
10
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Довод жалобы о том, что во исполнение обязанности по созданию материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций МБОУ «СОШ №9» заключены договоры на поставку товаров для указанных целей, несостоятелен и опровергается материалами дела.
Пункт «ж» ст. 14 Закона N 68-ФЗ и п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 предусматривают обязанность организаций создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение, которое определяет материальные ресурсы как материально-технические, продовольственные, медицинские и иные средства. Согласно пунктам 5, 6, 9 данного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Наличие договоров, заключенных администрацией Саткинского района муниципального района, на поставку товаров в состав материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не свидетельствуют о принятии должностным лицом МБОУ «СОШ №9» в полной мере всех зависящих от него мер по выполнению данных требований, поскольку доказательств фактического наличия запасов материальных ресурсов для нужд МБОУ «СОШ №9» на складах или объектах предназначенных для их хранения в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что курсовое обучение лицами, указанными в п.п. 1-6 в области гражданской обороны в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года №19 и от 13 ноября 2006 года №646 пройдено по 36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года №1-4-54-370-14, несостоятельны.
Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение
переподготовки в количестве менее 72 часов.
11
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено. Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению требований не является обстоятельством, исключающим виновность должностного лица в невыполнении требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у должностного лица МБОУ «СОШ №9» отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - МБОУ «СОШ №9» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение МБОУ «СОШ №9» предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе №66/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013 года (л.д. 3-5); распоряжением № 49/4 от 27 мая 2013 года (л.д. 6-7), актом проверки №49/4 от 28 июня 2013 года (л.д. 8-10) и другими материалами дела.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административлом правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора ФИО1 Копия протокола об административном правонарушении вручена законному представителю МБОУ «СОШ №9» ФИО1 в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постаногление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные
12
при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе законного представителя МБОУ «СОШ №9» ФИО1 дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного МБОУ «СОШ №9» правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Состав административного правонарушения, предусмотренного чЛ тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что МБОУ «СОШ №9» назначен минимальный размер административного штрафа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и его пересмотре по жалобе судьей городского суда законный представитель МБОУ «СОШ №9» ФИО1 принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла доказательства, таким образом МБОУ «СОШ №9» не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность
13
обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение МБОУ «СОШ №9» нарушений, изложенных в пунктах 2, 5, 7, 8, 14 протокола № 66/4 от 28 июня 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда