ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А13-995 от 20.12.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      №4а13-995

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        20 декабря 2013 года г. Челябинск

        Заместитель председателя       Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу       Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа №9» на постановление мирового судьи судебного       участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля       2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области       от 02 октября 2013 года по делу об административном правонарушении,       предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного       образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа       №9»,

        установил:

        постановлением мирового судьи       судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от       19 июля 2013 года Муниципальное бюджетное образовательного учреждения       «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее - МБОУ «СОШ №9») привлечено       к административной ответственности за совершение административного       правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено       административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000       рублей.

        Решением судьи Саткинского       городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года указанное       постановление мирового судьи оставлено без изменения.

        В жалобе МБОУ «СОШ №9», поданной       в порядке надзора от имени учреждения законным представителем ФИО1, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их       незаконности.

        Изучив истребованное дело об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,       доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими       изменению в части по следующим основаниям.

        Правовое регулирование отношений       в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций       основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и       осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ       «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и       техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ),       а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными       законами

2

                      и иными нормативными правовыми       актами Российской Федерации.

        Обязанности организаций и       должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №       68-ФЗ.

        Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ       предусматривает административную ответственность за невыполнение       предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,       а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и       катастроф на объектах производственного или социального       назначения.

        Как следует из материалов дела об       административном правонарушении, 28 июня 2013 года на основании       распоряжения № 49/4 главного государственного инспектора ОНД № 4 по       пожарному надзору от

        27 мая 2013 года проведена       плановая выездная проверка в отношении МБОУ «СОШ №9», расположенного по       адресу: <...> по выполнению требований, установленных законодательными и иными       нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий       от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Копия распоряжения получена       директором МБОУ «СОШ №9» 04 июня 2013 года (л.д. 6-7).

        Таким образом, распоряжение о       проведении плановой выездной проверки № 49/4 от 27 мая 2013 года доведено       в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О       защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при       осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального       контроля» порядке до проверяемого лица.

        При проведении проверки принимала       участие директор МБОУ «СОШ №9» ФИО1 По результатам проверки       составлен акт № 49/4 от

        28 июня 2013 года, который       получен директором МБОУ «СОШ №9» ФИО1 (л.д. 8-10).

        В ходе проведения проверки       должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные       МБОУ «СОШ №9» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций:

        - в МБОУ «СОШ №9» не осуществляют       и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или       повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, должностными       лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных       (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных       ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами комиссии по       предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной       безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы       организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и       высшего профессионального образования, в

3

                      образовательных учреждениях       дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на       курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих       соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены       документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение       квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены       положения п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №       68-ФЗ; пп. «г, д, е» п. 2, пп. «д» п.4, п.5, пп. «б, в» п.6 Постановления       Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление       Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС       РФ № 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки       соответственно).

        - в МБОУ «СОШ №9» не       осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или       повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины       «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей-организаторов курсов       «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебных заведениях МЧС России, в       учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и       других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и       чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. «в» ст. 14       Федерального закона № 68-ФЗ; пп. «д» п. 2, пп. «д» п. 4, п. 5, пп. «в» п.       6 Постановления Правительства РФ № 547 от 04 сентября 2003 года;       Постановления Правительства РФ № 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта       проверки).

        - работники МБОУ «СОШ №9» не       обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей       численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и       изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры       защитные детские), чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального       закона № 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ № 993 от 21       декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ № 285 от 27 мая 2003 года (п.7 акта       проверки).

        - работники МБОУ «СОШ №9» не       обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты       от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от       их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем       нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п.9 раздела       II Приказа РФ № 993 от 21 декабря 2005 года (п. 8 акта       проверки).

        - в МБОУ «СОШ №9» не       планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости       функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников       организации в чрезвычайных ситуациях (отсутствует приказ о создании       комиссии по ПУФ, положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ,       отчетные документы, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона №       68-ФЗ; п. 8

4

                      Постановления Правительства РФ №       547 от 04 сентября 2003 года (п. 9 акта проверки).

        - не проводится       командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при       возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем       нарушены положения Постановления Правительства РФ от № 547 от 4.09.2003       года, пункт 8 (п. 10 акта проверки).

        - в МБОУ «СОШ №9» не       организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения       чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. «з» ст. 14 Федерального       закона № 68-ФЗ; п. 6 Постановления Правительства РФ № 794 от 30 декабря       2003 года;п.6 Постановления Правительства РФ №334 от 24.03.1997 года (п.       11 акта проверки).

        - не создан резерв       финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт       2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от       30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 12 акта проверки).

        - не создан резерв       материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт       2, пп. «ж»; Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от       30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 13 акта проверки).

        - не разработано Положение       об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной       системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены       положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5 Постановление       Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года (п. 14 акта       проверки).

        - не создан постоянно       действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения       Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, пп. «з»;       Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац       4; Приказ МЧС Российской Федерации № 687 от 14.11.2008 года, пункт 12 (п.       15 акта проверки).

        - отсутствует орган       повседневного управления единой системой РСЧС, а именно,       дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения       Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп.       «в»; Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года, пункт       11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением       Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст)(п. 16 акта       проверки).

        В связи с выявленными нарушениями       уполномоченным должностным лицом - инспектором ОНД №4 УНД ГУ МЧС РФ по       Челябинской области составлен протокол №66/4 об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013       года.

        В соответствии с ч. 2 ст. 2.1       КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении       административного правонарушения, если будет

5

                      установлено, что у него имелась       возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых       предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все       зависящие от него меры по их соблюдению.

        Из материалов дела следует, что       МБОУ «СОШ №9» является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном       законом порядке (л.д. 11-13). Директором МБОУ «СОШ №9» со 02 августа 2010       года назначена ФИО1 (л.д. 11).

        При рассмотрении дела мировым       судьей бездействие МБОУ «СОШ №9», в результате которого допущены названные       нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение,       предусмотренное чЛ ст. 20.6 КоАП       РФ.

        Вместе с тем, анализ       вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений       в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из       квалификации деяния должностного лица следующих вмененных ему       нарушений.

        Пункты 2 и 5 акта проверки - не       пройдено обучение (повышение квалификации) должностными лицами       (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных       (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий       от ЧС организации, а также руководителем и специалистами       дежурно-диспетчерской службы организации, чем нарушены положения       Постановления Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. «д»,       пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. «в»; Приложение к Приказу МЧС Российской       Федерации от 19.01.2004 года № 19, пункт 8.

        Постановлением Правительства РФ       от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области       защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",       установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой       системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты       населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим       группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а       также по месту жительства.

        Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного       Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от       чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов       исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской       Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально       уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных       ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной       системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Подготовка в области защиты от       чрезвычайных ситуаций предусматривает:

        а) для работающего населения -       проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и       самостоятельное изучение порядка

6

                      действий в чрезвычайных ситуациях       с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и       тренировках;

        б) для неработающего       населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов,       привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также       самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов,       прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от       чрезвычайных ситуаций;

        в) для обучающихся -       проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках       курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность       жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки       Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации       по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации       последствий стихийных бедствий;

        г) для руководителей органов       государственной власти - повышение квалификации в Российской академии       государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение       самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации       и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в       ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам       Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной       власти и органов исполнительной власти субъектов Российской       Федерации;

        д) для председателей       комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного       самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение       квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной       работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

        Между тем, в ходе проверки       установлено отсутствие в МБОУ «СОШ №9» постоянно действующего органа       управления единой системой РСЧС, а также органа повседневного управления       единой системой РСЧС - ДДС, соответственно прохождение обучения (повышения       квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных       подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области       защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и       специалистами дежурно-диспетчерской службы организации не может быть       обеспечено, следовательно вменение указанных в п.п. 2, 5 акта проверки       является необоснованным и излишним.

        Пункт 7. Работники МБОУ «СОШ №9»       не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей       численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и       изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры       защитные детские), чем нарушены положения п. «ж» ст. 14 Федерального       закона № 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ № 993 от 21       декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ № 285 от 27 мая 2003 года.

        Пункт 8. Работники МБОУ «СОШ №9»       не обеспечены

7

                      дополнительными патронами к       фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ       в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не       обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. «ж» ст. 14       Федерального закона № 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ № 993 от 21 декабря       2005 года.

        Приказом Министерства Российской       Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и       ликвидации стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993 утверждено       Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной       защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок       обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными       органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов       Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями,       независимо от их организационно-правовой формы.

        Абзацем пятым пункта 4 Положения       предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты       осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и       подведомственных им объектов производственного и социального       назначения.

        Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения       закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах       (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий       гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в       населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для       работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на       территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения       (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их       работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения       аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к       выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных       ситуаций.

        При этом количество запасов       противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и       замены неисправных противогазов.

        Пунктом 9 указанного Положения       также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий       населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):       медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на       100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей       численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты       от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета       на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от       аммиака.

        Исходя из смысла указанных       положений, данные требования направлены на обеспечение проведения       мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению       задач в области

8

                      гражданской обороны не входит в       объективную строну состава административного правонарушения,       предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

        С учетом изложенного, нарушения,       изложенные в пунктах 7, 8 протокола № 66/4 от 28 июня 2013 года, об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в       отношении МБОУ «СОШ №9» подлежат исключению как необоснованно       вмененные.

        Пункт 14. Не разработано       Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой       государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,       чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ; п. 5       Постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003       года.

        Согласно п. 5 Правительства       Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 года территориальные подсистемы       единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для       предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий       и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному       делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных       подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них,       утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти       субъектов Российской Федерации.

        Из анализа указанной нормы,       следует, что данное положение не предусматривает деление территориальной       подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации       чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, следовательно, у организаций       не возникает обязанность по принятию Положения об объектовом звене, в       связи с чем п. 14 протокола об административном правонарушении № 65/4 от       28 июня 2013 года вменен МБОУ «СОШ №9» необоснованно.

        Нарушения, указанные в п.п. 1, 3,       4, 6, 9-13, 15, 16 протокола об административном правонарушении № 65/4 от       28 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего       законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных       ситуаций. В силу требований действующего законодательства МБОУ «СОШ №9»       возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в       области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного       и техногенного характера.

        В соответствии со ст. 14       Федерального закона № 68-ФЗ организации в области защиты населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и проводить       мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и       обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных       ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к       применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных       ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и       действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и       поддерживать

9

                      в постоянной готовности локальные       системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых       и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Пунктами 10, 11 Постановления       Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на       организации возложена обязанность по созданию органа повседневного       управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские       службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления       единой системы (на объектовом уровне - структурные подразделения       организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и       территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской       обороны).

        Оснований не доверять сведениям       должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки       указанные нарушения имели место, не имеется.

        Представленные в материалы дела       документы: приказ «О порядке создания единой дежурно-диспетчерской службы»       от 21 января 2013 года; справка о составе дежурно-диспетчерской службы       МБОУ «СОШ №9»; положение о единой дежурно-диспетчерской службе и иные       документы, об обратном не свидетельствует. Сведений, подтверждающих       наличие указанных документов и доказательства их фактической реализации,       должностному лицу ГУ МЧС при проведении проверки не представлено. Законный       представитель МБОУ «СОШ №9» ФИО1 не отрицала наличие указанных       нарушений и отсутствие в МБОУ «СОШ №9» - органа повседневного управления       единой системой РСЧС - ДДС.

        Доводы жалобы о том, что       собственником и учредителем МБОУ «СОШ №9» является администрация       Саткинского муниципального района, в связи с чем источником формирования       финансовых ресурсов для данного учреждения являются средства бюджета;       ссылка о том, что МБОУ «СОШ №9» самостоятельно создан дополнительный       резерв финансовых ресурсов, основанием к отмене состоявшихся по делу       постановлений не являются и повлиять на обоснованность выводов судебных       инстанций не могут, поскольку не исключают виновность МКОУ «Средняя       общеобразовательная школа №9» в невыполнении требований законодательства в       области защиты населения и территории от чрезвычайных       ситуаций.

        Вышеприведенные положения п. 20       Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N       794 о создании резервов финансовых ресурсов распространяются как на органы       местного самоуправления так и на организации независимо от их       организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания,       использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов       определяется законодательством Российской Федерации, законодательством       субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов       местного самоуправления и организациями. Номенклатура и       объем

10

                      резервов материальных ресурсов       для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием,       хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их       органом.

        Довод жалобы о том, что во       исполнение обязанности по созданию материальных ресурсов для ликвидации       чрезвычайных ситуаций МБОУ «СОШ №9» заключены договоры на поставку товаров       для указанных целей, несостоятелен и опровергается материалами       дела.

        Пункт «ж» ст. 14 Закона N 68-ФЗ и       п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794       предусматривают обязанность организаций создавать резервы материальных       ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Постановлением Правительства РФ       от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение, которое определяет       материальные ресурсы как материально-технические, продовольственные,       медицинские и иные средства. Согласно пунктам 5, 6, 9 данного Положения       запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах,       определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти,       органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами       местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих       установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Резервы       материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на       объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная       доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

        Наличие договоров, заключенных       администрацией Саткинского района муниципального района, на поставку       товаров в состав материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных       ситуаций, не свидетельствуют о принятии должностным лицом МБОУ «СОШ №9» в       полной мере всех зависящих от него мер по выполнению данных требований,       поскольку доказательств фактического наличия запасов материальных ресурсов       для нужд МБОУ «СОШ №9» на складах или объектах предназначенных для их       хранения в материалах дела не имеется.

        Доводы жалобы о том, что курсовое       обучение лицами, указанными в п.п. 1-6 в области гражданской обороны в       соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года №19 и от 13       ноября 2006 года №646 пройдено по 36 часовой Примерной программе,       утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года №1-4-54-370-14,       несостоятельны.

        Пункт 7 Постановления       Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового       положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального       образования (повышения квалификации) специалистов», указывающий, что целью       повышения квалификации является обновление теоретических и практических       знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации       и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных       задач, не предусматривает прохождение

        переподготовки в количестве менее       72 часов.

11

                      Доказательств наличия       обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области       защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено.       Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению       требований не является обстоятельством, исключающим виновность       должностного лица в невыполнении требований в области защиты населения и       территории от чрезвычайных ситуаций.

        Частичное устранение нарушений,       указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении,       на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену       вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о       том, что на момент выявления правонарушения у должностного лица МБОУ «СОШ       №9» отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по       защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или       техногенного характера.

        Установленный факт правонарушения       свидетельствует о том, что юридическим лицом - МБОУ «СОШ №9» не были       приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований,       предусмотренных законодательством в области защиты населения и территорий       от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Факт допущенных нарушений и       невыполнение МБОУ «СОШ №9» предусмотренных законодательством обязанностей       по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или       техногенного характера, и виновность в совершении административного       правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том       числе: сведениями, указанными в протоколе №66/4   об административном       правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013 года       (л.д. 3-5); распоряжением № 49/4 от 27 мая 2013 года (л.д. 6-7), актом       проверки №49/4 от 28 июня 2013 года (л.д. 8-10) и другими материалами       дела.

        Нарушений процессуальных норм при       рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административлом правонарушении не       допущено.

        Протокол об административном       правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем       отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об       административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным       лицом с участием директора ФИО1 Копия протокола об       административном правонарушении вручена законному представителю МБОУ «СОШ       №9» ФИО1 в установленном законом порядке.

        В ходе рассмотрения данного дела       об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1       КоАП РФ выполнены.

        Постаногление мирового судьи       соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на       обстоятельства, установленные

12

                      при рассмотрении дела, приведены       доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные       выводы о виновности.

        Судьей городского суда по жалобе       законного представителя МБОУ «СОШ №9» ФИО1 дело проверено в       полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности не нарушены.

        Довод жалобы о малозначительности       совершенного МБОУ «СОШ №9» правонарушения не может повлечь отмену       обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.

        Понятие малозначительности       административного правонарушения является категорией оценочной и       определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных       обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не       обязанностью суда. Состав административного правонарушения,       предусмотренного чЛ тс. 20.6 КоАП       РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного       условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не       наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не       свидетельствует о малозначительности деяния.

        Административное наказание       назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с       требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер       совершенного административного правонарушения, объектом которого являются       правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных       ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие       административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств,       отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст.       2.9 КоАП РФ у судей не имелось.

        Назначенное наказание в виде       административного штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам       справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что МБОУ «СОШ №9»       назначен минимальный размер административного штрафа.

        При рассмотрении дела об       административном правонарушении мировым судьей и его пересмотре по жалобе       судьей городского суда законный представитель МБОУ «СОШ №9» ФИО1 принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию       юридического лица по делу, представляла доказательства, таким образом МБОУ       «СОШ №9» не было лишено возможности реально защищать свои права и законные       интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ       прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов       презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП       РФ, при рассмотрении дела не допущено.

        Доводы надзорной жалобы заявителя       не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и       обоснованность

13

                      обжалуемых судебных       актов.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

        На основании изложенного,       руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях,

                      постановил:

                      постановление мирового судьи       судебного участка № 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от       19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской       области от 02 октября 2013 года по делу об административном       правонарушении, предусмотренном чЛ ст.20.6 КоАП РФ, в отношении       Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя       общеобразовательная школа №9» изменить: исключить из       описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на       совершение МБОУ «СОШ №9» нарушений, изложенных в пунктах 2, 5, 7, 8, 14       протокола № 66/4 от 28 июня 2013 года об административном правонарушении,       предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

        В остальной части эти же судебные       постановления оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без       удовлетворения.

                      Заместитель председателя       областного суда