№ 4а14-54
Судья Дегтярев А. Ф. Судья Зарипова Ю. С.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 апреля 2014 года г.Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» - ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр»,
установил:
постановлением мирового судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2013 года, автономная некоммерческая организация «Южно-Уральский учебно-производственный центр» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе законного представителя автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» -ФИО2, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Копия жалобы автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» направлялась в адрес Министерства образования и науки по Челябинской области для ознакомления и предоставления отзыва.
В отзыве, представленном на жалобу, Министерство образования и науки по Челябинской области просит судебные решения оставить без изменения, а жалобу автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» без удовлетворения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не нахожу.
Как видно из материалов дела, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области 26.04.2013 года проведена плановая выездная проверка автономной
2
некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» (далее АНО «ЮжУралУПЦ»), расположенной по адресу: г.Челябинск, ***, офисы ***. В ходе проверки выявлен факт реализации образовательной программы профессиональной подготовки «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» сроком обучения 112 часов и программы дополнительного профессионального образования «Специальная подготовка водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов» сроком обучения 78 часов, не указанных в лицензии, с выдачей свидетельств об образовании.
Факт совершения АНО «ЮжУралУПЦ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, от 29.04.2013 года (л.д.3-6); актом проверки № 299/2013 от 26.04.2013 года (л.д.14-16); договорами, заключенными АНО «ЮжУралУПЦ» с ***» от 30.12.2011 года и ***» от 04.07.2012 года (л.д.49-56); приказом о зачислении обучающихся в группу для повышения квалификации по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» от 27.09.2012 года (л.д.57); расписанием занятий в период с 27.09.2012 года по 17.10.2012 года (л.д.58-62); свидетельством о праве работы с опасными отходами (л.д.63); учебно-тематическим планом по специальной подготовке водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов (л.д.69,70); договором, заключенным с Д.В.А.. на выполнение услуг по подготовке и переподготовке водителей и специалистов по вопросам дорожной перевозки опасных грузов от 25.06.2012 года (л.д.83,84) и другими материалами дела.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях АНО «ЮжУралУПЦ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит
3
образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки, определен в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174.
В п.п. «а» п. 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Кроме того, согласно п. 21 Положения документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата, место нахождения лицензиата, адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности. По каждому филиалу лицензиата оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения филиала. Документ, подтверждающий наличие лицензии, без приложения (приложений) недействителен.
При проведении проверки главным специалистом отдела лицензирования образовательной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области выявлены нарушения лицензионных требований и условий, установлено, что в нарушение п.2 ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» в организации осуществляется реализация программ «Профессиональная, подготовка лиц на право работы с опасными отходами» сроком обучения 112 часов, «Специальная подготовка водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов» сроком обучения 78 часов, без лицензии, с выдачей документов об образовании.
4
Таким образом, судьей районного суда установлено, что АНО «ЮжУралУПЦ» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам без специального разрешения (лицензии).
Факт отсутствия у АНО «ЮжУралУПЦ» лицензии на осуществление образовательной деятельности подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, вывод судьи районного суда о наличии в действиях АНО «ЮжУралУПЦ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, является правильным.
Форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий, поскольку с субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. При осуществлении деятельностью АНО «ЮжУралУПЦ» обязано было обеспечить своевременное получение лицензии, предоставляющей право осуществления образовательной деятельности, а также выполнение всех лицензионных требований.
Ссылки в жалобе на то, что АНО «ЮжУралУПЦ» не была извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не нашли своего подтверждения.
При личном вручении АНО «ЮжУралУПЦ» уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 26 апреля 2013 года главным специалистом отдела лицензирования образовательной деятельности ФИО3 был составлен акт об отказе в получении и регистрации уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 16 июля 2013 года (л.д.107).
Кроме того, о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении директор АНО «ЮжУралУПЦ» ФИО1 была уведомлена о необходимости явки к главному специалисту отдела лицензирования образовательной деятельности в отдел надзорной деятельности, при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления (л.д.100).
Таким образом, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области приняты все необходимые меры по извещению лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо было извещено надлежащим образом. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке (л.д.3-6).
5
Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности АНО «ЮжУралУПЦ» за административное правонарушение, предусмотренное чЛ ст. 19.20 КоАП РФ, истек на момент проведения проверки, поскольку в 2013 году организация не осуществляла деятельность, влекущую привлечение к ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, необоснованны.
Из материалов дела видно, что АНО «ЮжУралУПЦ» в 2012году заключались договоры на оказание услуг по подготовке специалистов на право работы с опасными отходами, подготовке водителей по вопросам дорожной перевозке опасных грузов.
Реестр образовательных учреждений, допущенных к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, согласно официальному сайту Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, содержит запись о том, что АНО «ЮжУралУПЦ» имела удостоверение об утверждении курсов № 74-0005 от 19 апреля 2013 года сроком до 20 декабря 2013 года.
Правонарушение выявлено 26 апреля 2013 г., постановление судьи Центрального районного суда г. Челябинска вынесено 25 июля 2013 года, т.е. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Кроме того, в силу пунктов 1.2, 1.3.4 Правил приема в образовательную организацию АНО «ЮжУралУПЦ», утвержденных директором ФИО1 10 мая 2013 года, и представленных с отзывом на надзорную жалобу, следует, что АНО «ЮжУралУПЦ» осуществляет реализацию программы «Курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы».
Приведенные в судебных постановлениях доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины АНО «ЮжУралУПЦ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ. Положения, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Постановление судьи районного суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы законного представителя автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» - ФИО1 на постановление судьи районного суда судьей областного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В судебном акте дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
6
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 июля 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» оставить без изменения, а жалобу представителя автономной некоммерческой организации «Южно-Уральский учебно-производственный центр» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя ?—-*-л
областного суда