ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А15-157 от 12.03.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      №4а15-157

                      Судья Обвинцева Л.Ю. Судья Жуков       А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        12 марта 2015 года г< Челябинск

        Заместитель председателя       Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу администрации       Златоустовского городского округа на вступившие в законную силу решение       судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 19 ноября       2014 года и решение судьи Челябинского областного суда от 14 января 2015       года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями       1, 4 статьи 20.4 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении       администрации Златоустовского городского округа,

        установил:

        постановлением главного       государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского       муниципального района по пожарному надзору от 15 июля 2014 года       юридическое лицо -администрация Златоустовского городского округа,       признано виновным в совершении административного правонарушения,       предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено       наказание в виде административного штрафа в размере 150000       руб.

        Решением судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 19 ноября 2014 года, оставленным       без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 14 января       2015 года, постановление главного государственного инспектора       Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по       пожарному надзору от 15 июля 2014 года изменено; размер назначенного       юридическому лицу административного штрафа снижен до ста тысяч рублей, в       остальной части постановление оставлено без изменения.

        В жалобе, поданной на вступившие       в законную силу судебные акты от имени администрации Златоустовского       городского округа, ФИО1, действующий на основании доверенности       просит их отменить, считая незаконными.

        Изучив материалы истребованного       дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований       для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных       постановлений не нахожу.

        В соответствии с ч. 1 ст. 20.4       КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением       случаев, предусмотренных

                      2

                      статьями 8.32, 11.16 настоящего       Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет наложение административного       штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

        В соответствии с ч. 4 ст. 20.4       КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям,       эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического       пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей       о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях       или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет       наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти       тысяч до двухсот тысяч рублей.

        Из материалов дела следует, что       на основании распоряжения начальника ОНД № 1 УВД ГУ МЧС России по       Челябинской области от 02 июля 2014 года №291 в период с 03 по 10 июля 2014       года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований       пожарной безопасности в отношении нежилых помещений №9 и №14,       расположенных по адресу: <...>, принадлежащих       муниципальному образованию -Златоустовскому городскому округу, и       используемых администрацией Златоустовского городского округа (л.д.       39).

        Проведение внеплановой выездной       проверки согласовано с прокуратурой города Златоуста, о чем прокурорам       вынесено решение 03 июля 2014 года (л.д. 41)

        Копия распоряжения получена       представителем администрации 03 июля 2014 года. Таким образом,       распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки № 291 от 02 июля       2014 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008       года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных       предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и       муниципального контроля» порядке до проверяемого лица.

        В ходе проведения проверки       государственным инспектором по пожарному надзору установлены нарушения       требований пожарной безопасности, в том числе: не назначено лицо,       ответственное за пожарную безопасность в помещениях №9, №14, которое       должно обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, чем       нарушены требования п.4 Правил противопожарного режима в Российской       Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N       390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР); в нарушение п.61 ППР       отсутствует исполнительная документация на автоматическую пожарную       сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при       пожаре, установленных в помещениях №14; в нарушение п.п. «д» п.23 ППР в       помещении №9 отсутствует входная дверь, препятствующая распространению       опасных факторов пожара на пути эвакуации; в нарушение СП 5.13130.2009       приложение А, п. А. 10, табл. А.З (позиция 38), СП 3.13130.2009 п.7, табл.       2 (позиция 16) помещение № 9 не защищено установками пожарной автоматики -       автоматической пожарной

                      3

                      сигнализацией и системой       оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в нарушение п. 61 ПНР       автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления       эвакуацией людей при пожаре в помещении № 14 находятся в неработоспособном       состоянии.

        По результатам проверки составлен       акт проверки № 291 от 03 июля 2013 года, копия которого получена       администрацией Златоустовского городского округа (л.д. 43).

        В связи с выявленными нарушениями       требований пожарной безопасности в отношении администрации Златоустовского       городского округа составлены протоколы об административных       правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, №       407, 408 от 08 июля 2014 года.

        Факты допущенных нарушений       требований пожарной безопасности и виновность администрации       Златоустовского городского округа в совершении правонарушений,       предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, подтверждены представленными в дело       доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколах об       административных правонарушениях № 407, 408 от 08 июля 2014 года (л.д.       47-48); распоряжением о проведении проверки №291 от 02 июля 2014 года       (л.д. 39); актом проверки № 291 от 03 июля 2014 года (л.д. 42); копиями       свидетельств о внесении записи об администрации Златоустовского городского       округа в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на       учет в налоговом органе (л.д. 50-51); Уставом Златоустовского городского       округа; копиями свидетельств о государственной регистрации права       собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, копиями кадастровых паспортов данных помещений (л.д.       33-36) и другими материалами дела.

        Указанным доказательствам судьями       дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в       соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

        Требования ст.ст. 10, 12, 13, 14,       16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав       юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении       государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при       проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст. 20 указанного       Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не       установлено.

        Выявленные в ходе проверки в       помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и       требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте       проверки.

        Оснований не доверять сведениям       инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки       имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не       имеется, в ходе

                      4

                      рассмотрения дела их наличие не       опровергнуто, устранение допущенных нарушений входит в обязанности       указанного лица.

        Общие правовые вопросы       регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между       учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их       организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными       объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным       законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В       соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение       требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица,       уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в       установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности.

        Как следует из материалов дела,       собственником нежилых помещений №9 и №14, расположенных по адресу:       <...>, является       Муниципальное образование Златоустовский городской округ (свидетельства о       государственной регистрации права серии 74АВ № 949793, серии 74АВ №       0586279).

        Администрация Златоустовского       городского округа в соответствии с положениями ст. 26 Устава       Златоустовского городского округа является юридическим лицом и       исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным       собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и       полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий,       переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными       законами и законами Челябинской области.

        Пунктом 21 части 1 статьи 27       Устава на администрацию возложены обязанности по обеспечению первичных мер       пожарной безопасности в границах городского округа.

        В соответствии со статьей 63       Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о       требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности       включают в себя, в том числе, разработку и осуществление мероприятий по       обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной       собственности.

        В связи с изложенным доводы       жалобы о том, что администрация Златоустовского городского округа не       является субъектом административного правонарушения, предусмотренного       частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, ссылки на то, что указанные помещения до 18 апреля 2014       года находились в аренде у индивидуального предпринимателя, доводы о том,       что полномочия по владению, пользованию и распоряжению указанным       имуществом осуществляет Комитет по управлению имуществом Златоустовского       городского округа, являющийся самостоятельным органом местного       самоуправления, несостоятельны и не исключают виновности администрации в       совершении административного правонарушения.

                      5

                      Администрация Златоустовского       городского округа является лицом, ответственным за соблюдение требований       пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений №9 и №14,       расположенных по адресу: <...>, находящихся в собственности Муниципального образования Златоустовский       городской округ, поскольку данные полномочия предусмотрены Уставом       Златоустовского городского округа.

        Иная оценка лицом, привлекаемым к       административной ответственности, обстоятельств дела и представленных в       материалы дела доказательств, иное толкование норм права, не       свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица, судей и       незаконности вынесенных по делу постановлений.

        В соответствии с ч. 2 ст. 2.1       КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении       административного правонарушения, если будет установлено, что у него       имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых       предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все       зависящие от него меры по их соблюдению.

        Установленный факт правонарушения       свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией       Златоустовского городского округа не были приняты все зависящие от него       меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии       обстоятельств, объективно препятствующих администрации выполнению       установленных законом обязанностей, в материалы дела не       представлено.

        Обстоятельства дела выяснены       всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях       администрации Златоустовского городского округа состава административных       правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, являются       обоснованными.

        Нарушений процессуальных норм,       влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся       существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно,       всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства,       при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении       постановления по делу об административном правонарушении и судебных       решений не допущено.

        Протоколы об административных       правонарушениях составлены в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них       отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О дате, времени и       месте составления протоколов об административных правонарушениях       администрация Златоустовского городского округа была уведомлена, на       составление протоколов представитель администрации Златоустовского       городского округа не явился, в связи с чем протоколы об административных       правонарушениях правомерно составлены в его отсутствие в соответствии с       требованиями ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.

                      6

                      Копии протоколов администрации       Златоустовского городского округа направлены в установленном законом       порядке, администрацией получены (л.д. 47-48). О времени и месте       рассмотрения дела администрация уведомлена надлежащим образом, данные       сведения указаны в протоколах об административных       правонарушениях.

        На рассмотрение дела       администрация представителей не направила, об уважительности причин неявки       представителей должностному лицу, рассматривающему дело, не сообщила, в       связи с чем дело правомерно рассмотрено без участия представителей       администрации. По результатам рассмотрения дела об административных       правонарушениях главным государственным инспектором Златоустовского       городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору       15 июля 2014 года вынесено постановление №407/408, в соответствии с       требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в котором содержатся все сведения,       предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушений,       квалификация деяния, копия постановления администрацией Златоустовского       городского округа получена 17 июля 2014 года.

        Порядок и срок давности       привлечения администрации Златоустовского городского округа к       административной ответственности не нарушены. Административное наказание,       с учетом изменений внесенных судебными решениями, назначено в пределах       санкций ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст.       3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является справедливым.

        Обстоятельств, исключающих       производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных       ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

        Доводы жалобы заявителя не       содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и       обоснованность обжалуемых судебных актов.

        На основании изложенного,       руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях,

                      постановил:

                      Решение судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 19 ноября 2014 года и решение судьи       Челябинского областного суда от 14 января 2015 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 4 статьи 20.4       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в       отношении администрации Златоустовского городского округа оставить без       изменения, жалобу администрации Златоустовского городского округа - без       удовлетворения.

        Заместитель председателя .

                      областного суда

                  Н.В. Козлова