ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А16-453 от 07.06.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а 16-453

Мировой судья Дюрягина О.И. Судья Баукин А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июня 2016 года г.Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 30 сентября 2015 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Челябинска от 30 сентября 2015 года Министерство дорожного хозяйства и транспорта (далее - Министерство) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2015 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1 просит их отменить, считая незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

В соответствии частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать


2

безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пп. «а» п. 11 и пп. «б» п. 12 Положения «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на неё обязанностей имеет право, в том числе давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 01 июня 2015 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области в адрес Министерства вынесено предписание № 105, в котором установлены требования: в срок 30 суток с момента получения предписания в соответствии с требованиями п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-1993г, п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004г нанести дорожную разметку на участке автомобильной дороги областного значения общего пользования с 10км+130м по 16км+401м Сатка-рабочий поселок Бердяуш-Пороги (74 ОП РЗ К-202) в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения. Предписание получено Министерством 02 июня 2015 года (л.д. 9).

Как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01 июня 2015 года с 10км+130м по 16км+401м автодороги «Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги» отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки (в границах населенного пункта р.п. Бердяуш).

Согласно акту контрольной проверки от 03 июля 2015 года по выполнению предписания № 105 от 01 июня 2015 года, на 03 июля 2015 года работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на участке с 10км+130м по 16км+401м автодороги «Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги» не выполнены (л.д. 7).

По факту невыполнения предписания № 105 от 01 июня 2015 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Саткинскому району Челябинской области в отношении Министерства 14 июля 2015 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.


3

Факт совершения юридическим лицом - Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении 74 АА№211651 от 14 июля 2015 года (л.д. 4); предписанием № 105 от 01 июня 2015 года (л.д. 9); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01 июня 2016 года (л.д. 10), актом контрольной проверки (л.д. 7).

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что требование о нанесении горизонтальной дорожной разметки является необоснованным, поскольку должностное лицо требует совершить действия, обязанность совершения которых законом не предусмотрена, нельзя признать состоятельными.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иные лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.п. 1, 7, 8 Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014г. № 280, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, к основным задачам которого относятся разработка и реализация единой государственной политики Челябинской области в подведомственных отраслях, в том числе, в


4

сфере дорожного хозяйства, при этом Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по разработке и осуществлению мероприятий по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог Челябинской области, охране окружающей среды, организации движения и доведения информации до пользователей дорог об условиях движения; изучение транспортных связей, грузопотоков, учет и прогнозирование интенсивности движения на автомобильных дорогах Челябинской области и его состава (п.п. 16, 17 п. 8 Положения).

При этом материалами дела достоверно подтверждается, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, как уполномоченный на то орган исполнительной власти, не предприняло мер по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при наличии у него указанной обязанности, не выполнило требования предписания в установленный срок - 02 июля 2015 года.

Доводы жалобы о том, что среднесуточная интенсивность движения на автомобильной дороге «Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги» составляет 400 автомобилей в сутки, в связи с чем у Министерства отсутствовала обязанность по нанесению горизонтальной дорожной разметки, являлись предметом рассмотрения мирового судьи, получили надлежащую оценку с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств, обосновано отвергнуты.

В соответствии с п.6.2.2. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.

Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как видно из материалов дела, участок автомобильной дороги, указанный в предписании, находится в границах рабочего поселка Бердяуш, где осуществляется движение маршрутных транспортных средств, применение горизонтальной разметки на данном участке дороги не зависит от интенсивности движения автомобилей.

Указание в жалобе на то, что согласно акту обследования автомобильных дорог от 07 октября 2015 года на участке 10км-17км автомобильной дороги «Сатка - р.п. Бердяуш - Пороги» нанесена горизонтальная дорожная, не влечет отмену судебных актов. Должностным лицом ГИБДД выявлено неисполнение предписания № 105 от 01 июня 2015


5

года в установленный срок (л.д. 7 акт проверки).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований предписания об устранении нарушений.

Судьями сделан правильный вывод о невыполнении Министерством в установленный срок законного предписания главного государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Саткинскому району Челябинской области, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в области безопасности

дорожного движения.

С учетом изложенного, действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда защитник юридического лица принимал участие в судебных заседаниях и обосновывал позицию Министерства по делу, представлял доказательства. Таким образом, Министерство не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы судьи,


6

изложенные в постановлении, мотивированны.

Постановление о назначении юридическому лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, вынес законное и обоснованное решение.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Челябинска от 30 сентября 2015 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области оставить без изменения, жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - без удовлетворения.

Заместитель председателя областного суда

Козлова Н.В.