ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А17-733 от 30.06.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4al 7-733

Судья Меркулова Ю.С. Судья Жуков А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 июня 2017 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Сад №1 им. Козелова» на постановление главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности №4 по пожарному надзору от 03 июня 2016 года, на решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 30 сентября 2016 года и на решение судьи Челябинского областного суда от 07 декабря 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Сад №1 им. Козелова»,

установил:

постановлением № 040057 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности №4 по пожарному надзору М.Д.В.. от 03 июня 2016 года Садоводческое некоммерческое товарищество «Сад №1 им. Козелова» (далее - СНТ «Сад №1 им. Козелова») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 30 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 07 декабря 2016 года, указанное постановление главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности от 03 июня 2016 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные решения от имени юридического лица СНТ «Сад №1 им. Козелова», его законный представитель - председатель правления ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решения, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ( в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями,


2

должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что 25 апреля 2016 года на основании распоряжения №29 главного государственного инспектора ОНД №4 по пожарному надзору УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 01 апреля 2016 года проведена плановая выездная проверка юридического лица СНТ «Сад №1 им. Козелова» по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации территории СНТ «Сад №1 им. Козелова», расположенного по адресу: Челябинская область, Катав-Ивановский район, г. Юрюзань.

В ходе проведения проверки инспектором ОНД № 4 по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. в нарушение п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент); п.п. 5.8, 5.9 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97, (СП 53.13330.2011), утвержденных Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 года № 849 (далее - СП 53.13330.2011) садоводческое товарищество не имеет прицепной пожарной мотопомпы.

2. в нарушение п. 1 ст. 151 Технического регламента; п. 78 «Правил Противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Правила) для объекта защиты, граничащего с лесничествами, не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 5 метров, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие возникновение огня при природных пожарах.

3. в нарушение п. 1 ст. 151 Технического регламента; п. 5.8 СП 53.13330.2011 на проездах не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров, включая ширину проезжей части.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении СНТ инспектором отдела надзорной деятельности № 4 по пожарному надзору составлен протокол от 25 апреля 2016 года №37 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицам органа пожарной безопасности установлено, что нарушение, указанное в пункте 1 акта проверки (садоводческое товарищество не имеет прицепной пожарной мотопомпы) устранено, заключен договор


3

хранения № 1 от 17 мая 2016 года между МКУ «Спортивно-культурные сооружения», именуемым «Поклажедателем» и СНТ «Сад № 1 им. Козелова», именуемым «Хранителем» о хранении и использовании в соответствии с назначением имущества водяного насоса.

Доводы жалобы о неправомерности привлечения юридического лица к административной ответственности, со ссылками на то, что обстоятельства по делу в полном объеме не установлены, а также несогласие заявителя с выявленными нарушениями, несостоятельны и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений.

Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности СНТ «Сад №1 им. Козелова» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено.

Доводы жалобы о том, что юридическим лицом в обоснование отсутсвия нарушения, изложенного в п. 2 акта проверки, представлен акт выполненных работ «Создание минерализованной полосы» от 27 мая 2016 года, из которого следует, что проведена опашка, при этом заказчиком работ по представленному акту по созданию «Минерализованной полосы» выступает Администрация Юрюзанского городского поселения, в связи с чем у СНТ «Сад №1 им. Козелова» не имелось возможности предоставить оригинал акта выполненных работ, ссылки на то, что вменение в вину СНТ «Сад №1 им. Козелова» неудаления сухой растительности незаконно ввиду ненаступления летнего сезона, заслуживают внимания, однако они не являются основанием для отмены состоявшихся по делу решений.

В соответствии с п. 1 ст. 151 Технического регламента со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В силу п. 78 вышеназванных Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных


4

минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

При этом Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 года № 807 в Правила внесены дополнения и изменения, которые вступили в силу с 01 марта 2017 года. В соответствии с п. 72.3 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Таким образом, в соответствии с п. 73.2 Правил собственник объекта самостоятельно выбирает способ защиты имущества, предупреждающий распространение огня при природных пожарах, при этом при принятии решения об устройстве противопожарной минерализованной полосы достаточно ширины не менее 0, 5 метра.

В постановлении должностного лица № 040057 от 03 июня 2016 года имеется указание на то, что пункт 2 исполнен частично, поскольку не подтверждено создание защитных противопожарных минерализированных полос шириной не менее 5 метров.

Таким образом, поскольку действующими Правилами требование о создании минерализованных полос шириной не менее 5 метров отсутствует, а факт наличия минерализованных полос в СНТ «Сад № 1 им. Козелова» не оспаривается административным органом, при этом административным органом не установлена ширина имеющихся в СНТ «Сад № 1 им. Козелова» минерализованных полос, то нарушение, изложенное в п. 2 акта проверки вменено преждевременно и подлежит исключению.

Доводы жалобы о том, что разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части не были предусмотрены законодательством на момент основания коллективного сада, являлись предметом рассмотрения должностного лица и судей, обоснованно отвергнуты. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо Садоводческое некоммерческое товарищество «Сад №1 им. Козелова» создано 14 октября 1994 года. Согласно постановлению Главы администрации города Юрюзани Челябинской области № 22 от 03 февраля 1993 года коллективному саду им. Козелова был выдан акт на право пользования землей с закреплением земельного участка общей площадью - 31, 55 га в 1993 году. Сам земельный участок отведен в соответствии с решением Исполкома Катав-Ивановского


5

городского совета депутатов трудящихся № 34 от 10 февраля 1967 года. Требование по созданию разъездных площадок подлежит исполнению и предусмотрено как ранее действовавшими актами - п. 1.4 «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения. Нормы проектирования. Ведомственные строительные нормы. ВСН 43-85**, согласованы Госстроем СССР 06.12.1985 № ДП-5897, МВД СССР 08.08.1985 № 716/2842, Минздравом СССР 17.07.1985 № 121-12/1054-6, п. 5.8 СНиП 30-02-97*, п. 5.8 СП 53.133330.2011, так и действующими нормативными актами.

Выявленное в ходе проверки территории нарушение требований пожарной безопасности обосновано нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелось вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности, не усматривается, в ходе рассмотрения дела его наличие не опровергнуто, устранение допущенного нарушения входит в обязанности юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что СНТ «Сад №1 им. Козелова» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих СНТ своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Законный представитель юридического лица ФИО1 при составлении протокола принимал участие, копии протокола получил в установленном порядке.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, с участием представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. С постановлением представитель СНТ «Сад №1 им. Козелова» - ФИО2, действующий на основании доверенности, ознакомлен, изложил в постановлении свои письменные возражения, копию постановления получил 03 июня 2016 года, то есть в день его вынесения, доводы жалобы об обратном несостоятельны.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.


6

Административное наказание назначено СНТ «Сад №1 им. Козелова» с применением положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ является обоснованным и справедливым.

Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка. Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей не имеется.

При пересмотре дела судьей районного суда и судьей областного суда защитник СНТ «Сад №1 им. Козелова» - ФИО2 участвовал в судебном заседании, обосновывал позицию учреждения по делу. При пересмотре дела судьей областного суда в судебном заседании принимал участие законный представитель ФИО1 и защитники СНТ Сад №1 им. Козелова» -ФИО2, ФИО3 Таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности №4 по пожарному надзору от 03 июня 2016 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 30 сентября 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 07 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Сад №1 им. Козелова» изменить: исключить указание на то, что Садоводческим некоммерческим товариществом «Сад №1 им. Козелова» в нарушение п. 78 «Правил Противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 5 метров. В остальной части указанные решения оставить без изменения, жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Сад №1 им. Козелова» - без удовлетворения.

Заместитель председателя областного суда

Н.В.Козлова