Судья 1-й инстанции: Дмитриев Т.М.Судьи 2-й инстанции:Судья-председательствующий:Лозовой С.В.Судья-докладчик: Чистякова Т.И.Судьи: Лозовой С.В., Мотина И.И. | Дело № 4Г-2097/201844Г-123/2018 |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
п р е з и д и у м а В е р х о в н о г о С у д а Р е с п у б л и к и К р ы м
гор. Симферополь |
Президиум Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего -членов президиума - | Радионова И.И.ФИО1 ФИО2,ФИО3,ФИО4 | ||
при секретаре – | ФИО5 | ||
с участием:истца – | ФИО6, |
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Феодосии Республики Крым – ФИО7, на решение Советского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Курской А.Г., пояснения ФИО6,
УСТАНОВИЛ:
В октябре 2017 года ФИО6 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала и признании права на распоряжение данными средствами.
Исковые требования мотивированы тем, что 31 июля 2015 года она купила жилой <адрес> в <адрес><адрес> 13 августа 2015 года истец зарегистрировала право собственности на указанный дом. На момент приобретения дома его общая площадь составляла 35,1 кв.м, в том числе жилая площадь составляла - 19,2 кв.м. После приобретения дома истец произвела его реконструкцию с целью улучшения жилищных условий. Истец указывала, что реконструкция была закончена в 2016 году, после чего общая площадь дома стала составлять 101,3 кв.м, а жилая - 66,8 кв.м. 27 июля 2017 года все конструктивные изменения зарегистрированы в государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Истец является матерью троих детей и относится к категории граждан, которые имеют право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. 18 августа 2017 года она обратилась в Отдел ПФ в Советском районе - ГУ Управление ПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно: на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. 15 сентября 2017 года ответчиком в отношении истца было принято решение № об отказе в удовлетворении её заявления о распоряжении причитающимися ей средствами материнского (семейного) капитала по основаниям отсутствия документального подтверждения строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
1 ноября 2017 года истец уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просила признать незаконным и отменить решение Отдела ПФР в Советском району – ГУ Управление ПФР в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) № от 15 сентября 2017 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО6 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; признать за истцом право на распоряжение средствами материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию объекта индивидуального жилого строительства – жилого <адрес> в <адрес><адрес>.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года иск удовлетворен.
Суд признал незаконным и отменил решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 15 сентября 2017 года № об отказе распоряжения средствами материнского капитала.
Суд признал за ФИО6 право на распоряжение средствами материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства жилого <адрес><адрес>.
Суд взыскал с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) в пользу ФИО6 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года решение Советского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым без удовлетворения.
25 июня 2018 года в Верховный Суд Республики Крым поступила кассационная жалоба Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Феодосии Республики Крым, в которой заявитель жалобы просит отменить решение Советского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что ФИО6 не предоставила необходимый пакет документов, предусмотренный п. 10 (1), 10 (4) Правил, для направления средств материнского (семейного) капитала на компенсацию реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, а именно: не предоставила документ о проведении реконструкции индивидуального жилого дома, чем нарушила порядок подачи заявления.
28 июня 2018 года гражданское дело истребовано в Верховный Суд Республики Крым.
5 июля 2018 года дело поступило в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Крым.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2018 года кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.
Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Исходя из требований статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вышеприведенным требованиям обжалуемое судебное постановление не отвечает.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО6 с 1 сентября 2010 года состоит в браке с ФИО8, от брака имеют троих сыновей: Тимура, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Руслана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Арсена ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6-9).
7 марта 2015 года истице выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал МК-7 №.
18 августа 2017 года ФИО6 обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Согласно договору купли-продажи от 31 июля 2015 года, истица приобрела у ФИО9 жилой <адрес><адрес> общей площадью 35,1 кв.м. В тот же день на основании передаточного акта, жилой дом был передан в собственность истицы (л.д. 10-12).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 13 августа 2015 года, истица является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 35,1 кв.м (л.д. 13).
23 марта 2017 года, истица заключила с представителем Ильичевского сельского совета Советского района договор аренды земельного участка №, находящегося в муниципальной собственности, о временном пользовании земельным участком по адресу: <адрес> (л.д. 19-24).
Актом приема-передачи от 23 марта 2017 года земельный участок был передан во временное пользование истице (л.д. 25).
После приобретения дома, истицей произведена реконструкция принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путём увеличения его площади, что подтверждается техническим паспортом на дом составленным ООО «Крым Земпроект» 17 июня 2017 года (л.д. 29-35).
Согласно выписке из ЕГРН от 27 июля 2017года за ФИО6 зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 101,3 кв.м (52)
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым от 15 сентября 2017 года истцу отказано в удовлетворении её заявления по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в виду того, что на момент подачи заявления отсутствует документальное подтверждение строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома по адресу <адрес> (л.д. 56-57).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, указал, что отказывая в удовлетворении заявления истца, пенсионный орган сообщил, что на момент подачи заявления отсутствует документальное подтверждение строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома. Между тем, пенсионный орган в соответствии с п. 13.1 Правил имел возможность запросить указанные сведения самостоятельно.
Представленные истцом доказательства: договор купли-продажи и выписка из ЕГРН, из которых усматривается, что площадь жилого дома увеличилась с 35,1 кв.м до 101,3 кв.м, по мнению суда первой и апелляционной инстанции, свидетельствуют о том, что проведенная реконструкция жилого дома является улучшением жилищных условий.
Президиум считает, что с такими выводами судов обеих инстанций согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В силу статей 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
Так, пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении соответствующих документов, засвидетельствованных в установленном законом порядке.
Пунктом 1.2 указанной нормы закона предусмотрено, что часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
Пунктом 10 (1) Правил предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:
а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:
а) документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 10 (3) Правил).
Согласно п. 10 (4) Правил, в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 г., или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 г., независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10 (1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
- копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на объект индивидуального жилищного строительства, возникших не ранее 1 января 2007 г., либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства, - независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции;
- письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Лицо, получившее сертификат, представляет также документ, подтверждающий наличие у него банковского счета с указанием реквизитов этого счета.
Таким образом, при реализации права на направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 г., лицом должны быть соблюдены требования п. 10 (4) Правил с учетом требований, предусмотренных, в том числе, п. 10 (1) настоящих Правил, одним из которых является соблюдение требований о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведению работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Доказательств соблюдения требований выполнения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства истцом не предоставлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 686 утверждены «Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», в п. 2 которого указано, что акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
В соответствии с п. 3 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта.
По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрены случаи отказа в выдаче акта:
- в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;
- в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Однако, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не потребовал от истицы для приобщения к делу надлежащим образом заверенную копию государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; не выяснил у истицы было ли дано разрешение компетентным государственным органом на реконструкцию ИЖД с увеличением площади с 35,1 кв.м до 101,3 кв.м либо путем строительства, с увеличением жилой площади; сдан ли дом площадью 101,3 кв.м в эксплуатацию.
Вместе с тем суд не принял во внимание, что отсутствует акт проведения освидетельствования работ по реконструкции объекта ИЖС, которым было бы установлено, что именно реконструировано и перестроено и как улучшились жилищные условия семьи.
Рассматривая дело в отсутствие истца, и удовлетворяя исковые требования, суд принял во внимание незаверенные светокопии документов о рождении детей и другие светокопии документов, которые приобщены к исковому заявлению и материалам данного гражданского дела, и составляют доказательства по данному делу, что является нарушением требований ст. 71 ГПК РФ.
Кроме того, при отсутствии данных о принятии дома после реконструкции в эксплуатацию либо невозможности составления акта проведения освидетельствования работ по реконструкции объекта ИЖС, суд вправе был поставить на обсуждение вопрос о назначении соответствующей судебной экспертизы на предмет выяснения вопроса о том, нарушены ли градостроительные и противопожарные нормы и правила, угрожает ли вновь созданное сооружение жизни и здоровью лиц, является ли вновь созданный (реконструированный) объект жилым домом и какова его стоимость, в сравнении с домом истца, который она приобрела по договору купли-продажи 31 июля 2015 года.
Данное обстоятельство также является существенным, поскольку истица утверждая, что дом ею реконструирован в 2016 году, общая площадь которого увеличилась до 101,5 кв.м, представила в дело светокопию договора аренды земли от 23 марта 2017 года в котором указано, что на земельном участке находится дом площадью 35,1 кв.м.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, не указал, какие именно документы, подтверждающие строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, мог затребовать сам ответчик для проверки, если в деле отсутствуют доказательства о разрешении на реконструкцию и о сдаче дома в эксплуатацию.
Президиум приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными применительно к требованиям ст. 387 ГПК РФ, поэтому определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), президиум считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 февраля 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий И.И. Радионов