дело №5(1)-28/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 20.04.2016г.
Мотивированное постановление вынесено 22.04.2016г.
г.Бузулук 22 апреля 2016г.
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.
при секретаре Кирьяновой Д.А.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1
представителя Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области заместителя прокурора Демидова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении
ФИО1<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
** ** ****. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, квалифицируя действия ФИО1, по ст.17.7 КоАП РФ. Исходя из вышеуказанного постановления, ** ** ****. Бузулукской межрайонной прокуратурой в адрес начальника ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 направлен запрос о предоставлении информации: сведений о регистрации в отчетном периоде перехода права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в виде реестра с указанием даты; сведений об объекте права земельном участке (кадастровый номер, площадь, адрес, вид разрешенного использования и категория земли); сведений о новом субъекте права (ФИО, адрес); наименование документа-основания сделки.
Начальником ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 на указанный запрос предоставлен ответ в Бузулукскую межрайонную прокуратуру за № от ** ** ****., в котором указывает, что предоставление запрашиваемых сведений может быть предоставлено только по запросу, оформленному в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития от 22.03.2013г. №147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРП».
** ** ****. Бузулукской межрайонной прокуратурой направлен повторный запрос № в адрес начальника ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 о предоставлении вышеуказанных сведений.
Однако, начальником ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 на повторный запрос предоставлен ответ в Бузулукскую межрайонную прокуратуру за № от ** ** ****., в котором указывает, что предоставить запрошенную информацию не представляется возможным, со ссылкой на указанные в первичном ответе от ** ** ****. основания.
Нарушение требований ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ» препятствует выполнению приказа Генеральной прокуратуры №195 от 07.12.2007г. и функций по надзору за исполнением законодательства о землепользовании на поднадзорной территории.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 в судебном заседании вину не признала, указав, что предоставление информации как обобщенной, так и аналитической возможно только с соблюдением соответствующего порядка её предоставления. Порядок предоставления информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регламентирован ФЗ РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ, Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другими нормативными актами. В случае предоставления информации выборным способом – вручную, влечет недостоверность такой информации.
Заслушав заместителя Бузулукского межрайонного прокурора Демидова А.В. полагавшего, что действия ФИО1 характеризуются прямым умыслом и содержат состав преступления. Предусмотренный ст.17.7 Коап РФ, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ административно наказуемо умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере установленного порядка исполнения требований прокурора.
Объективная сторона правонарушения, как следует из диспозиции названной статьи, выражается в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Правонарушение может совершаться как путем бездействия, так и в виде действия. Состав является формальным.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992г. №2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 22 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Приказом Управления Росреестра по Оренбургской области № от ** ** ****. ФИО1 назначена на должность начальника Бузулукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заключением срочного служебного контракта.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, послужило то, что последняя, являясь начальником ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области, по требованию Бузулукской межрайонной прокуратуры не предоставила сведения о регистрации в отчетном периоде перехода права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в виде реестра с указанием даты; сведения об объекте права земельном участке (кадастровый номер, площадь, адрес, вид разрешенного использования и категория земли); сведения о новом субъекте права (ФИО, адрес); наименование документа-основания сделки, то есть не выполнила требование прокурора, вытекающее из его полномочий.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Ошибочно было бы полагать, что порядок деятельности прокурора ограничен рамками ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", устанавливающими обязательность исполнения требований прокурора.
Данная норма права предполагает, что требования прокурора должны являться законными и соответствовать установленному законом порядку.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, а также органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, имеют право предоставлять обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, по запросу любого лица, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.
К обобщенной информации относится также информация об общем количестве прошедших государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другая подобная информация.
Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа в области государственной регистрации и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Размещение такой информации в сети "Интернет" допускается в случае, если ее публичное размещение не нарушает права и законные интересы правообладателей.
Состав и виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что указанный Порядок утверждается в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.7 ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, в том числе: формы выписок из Единого государственного реестра прав, запросов о предоставлении сведений, требования к составу сведений, содержащихся в таких выписках и запросах; перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении указанных в пункте 3 настоящей статьи сведений, и способы их представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав; требования к формату выписок из Единого государственного реестра прав, запросов о предоставлении сведений, если такие выписки и запросы направляются в электронной форме; порядок направления выписок из Единого государственного реестра прав, запросов о предоставлении сведений, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи; порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав; сроки предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, в зависимости от способов их предоставления и с учетом установленного настоящим Федеральным законом максимального срока предоставления таких сведений.
Указанный порядок предусматривает следующее:
Запрос, представляемый на бумажном носителе, в том числе посредством почтового отправления, федеральным органом исполнительной власти, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, судом, правоохранительным органом, судебным приставом-исполнителем, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем, аудитором Счетной палаты Российской Федерации о предоставлении сведений ограниченного доступа или сведений, в отношении которых такой заявитель, а также иной орган государственной власти (государственный орган) в соответствии со статьей 8 Закона, иным федеральным законом обладает правом на их безвозмездное предоставление, заверяется:
подписью руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации и оттиском печати этого органа;
подписью руководителя правоохранительного органа или подписью иного уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица данного органа и оттиском печати этого органа;
подписью председателя суда либо подписью судьи, в производстве которого находится уголовное или гражданское дело, и оттиском печати суда;
подписью главного судебного пристава Российской Федерации или его заместителя, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или его заместителя, старшего судебного пристава либо судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство по соответствующему уголовному или гражданскому делу, и оттиском печати соответствующего подразделения службы судебных приставов;
подписью руководителя иного органа государственной власти (государственного органа) и оттиском печати этого органа, если такой орган на основании Закона, иного федерального закона обладает правом на безвозмездное предоставление сведений.
Если указанный в настоящем пункте запрос представляется в виде электронного документа, он должен быть заверен электронной цифровой подписью лица, названного в настоящем пункте (п. 15 упомянутого Порядка).
Пунктом 17 названного Порядка установлено, что если заявителем является орган государственной власти (иной государственный орган), орган местного самоуправления (указанные в Законе должностные лица этих органов), который в соответствии со статьей 8 Закона, иными федеральными законами обладает правом на безвозмездное предоставление сведений, соответствующие данные без их подтверждения прилагаемыми в этих целях к запросу документами вносятся в запрос в соответствии с пунктом 17 Правил.
Запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (п. 25 указанного Порядка).
При этом, форма запроса является единой и установлена в разделе II указанного Порядка.
Как следует из сообщения Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра № от ** ** ****. на обращение Управления Росреестра по Оренбургской области, предоставление обобщенной, в том числе аналитической информации возможно после установления органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав соответствующего порядка, предусмотренного п.6 ст.7 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах, адресованное ФИО1 требование прокурора о предоставлении указанных документов нельзя признать отвечающим требованиям закона.
Таким образом, в действиях начальника ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 не усматривается умысла на отказ в предоставлении информации по запросу прокурора, поскольку запрос подан в не установленной форме.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой запрос должностных лиц органов прокуратуры о представлении необходимых сведений и документов может быть оспорен по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, равно как и иные решения, действия (бездействие) указанных должностных лиц, которые не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях; при рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании законности решений и действий (бездействия) прокурора либо дела об административном правонарушении, выразившемся в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (статья 17.7 КоАП Российской Федерации), прокурор должен доказать правомерность своих требований и факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому предъявлены соответствующие требования (определения от 24 февраля 2005 года N 84-О и от 16 февраля 2012 года N 270-О-О). Аналогичная позиция выражена в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2.
Организация взаимодействия между прокуратурой и специализированными контролирующими органами призвана обеспечить скорейшее обнаружение, пресечение незаконных действий и неотвратимость ответственности.
В действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания) и, соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок, в инициативном порядке, основания и поводы для которых тем не менее, не могут определяться произвольно.
Соответственно, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях начальника ММО по г.Бузулук, Бузулукскому и Курманаевскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья Дегтярева И.В.