ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-01/16 от 22.03.2016 Славянского районного суда (Краснодарский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№ 5-01/2016 г.

22 марта 2016 года. г. Славянск-на-Кубани

Судья Славянского районного суда Краснодарского края Яровой А.В.,

при секретаре Борзиловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, поступившее из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении правонарушителя юридического лица - ОАО «Нефтяная Компания «Роснефть»,

установил:

государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея предъявил в Славянский районный суд Краснодарского края дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «НК «Роснефть», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об АП.

Согласно протокола <...>-ФР-3 об административном правонарушении от 17.11.2015 года, составленного государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея П.С.М., юридическое лицо - ОАО «НК «Роснефть», на основании обращения заместителя главы МО Славянский район П.Е.А. (иcx № 05-663/15-04 от 16.09.2015 г.) по факту загрязнения земельного участка нефтепродуктами. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее Управление) на основании приказа № 01.04/570 от 16.09.2015 г., 17.09.2015 г. проведено рейдовое мероприятие в районе х. Ханьков, Славянского района, Краснодарского края, в месте предполагаемого загрязнения земельного участка нефтепродуктами. В ходе рейдового мероприятия на окраине х. Ханьков, Славянского района, Краснодарского края, был установлен земельный участок, загрязненный нефтепродуктами. Северная граница участка расположена в 650 м от х. Урма Славянского района; западная граница участка расположена в 270 м от р. Кубань; восточная граница участка расположена в 25 м от грунтовой дороги, ведущей от х. Урма до ГУ № 19; южная граница участка расположена в 150 м от нефтяной скважины № 1276. Также в 50 м в северо-восточном направлении от загрязнённого участка расположена скважина с порядковым номером 290. Координаты границ обследуемого участка в системе GPS: - северо-западный угол N45()08&apos;35,4" E037°34&apos; 12.7"; - северо-восточный угол N45°08l35.3il Е037°54113.0": - юго-западный угол N45008134,411 Е037°54|14,411; - юго-восточный угол N45°08l34.7" Е037°54|14,8"; - примерный центр участка № 45°08|34.9" Е037°54|13.8". В ходе рейдового мероприятия 17.09.2015 г. сотрудниками ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» был произведен отбор проб почвы с целью установления загрязнения нефтепродуктами. Пробы убирались методом координатной сетки (пробы 162. 163 - объединенные из 12-ти точек), а также методом конверта (пробы 164. 165 - объединенные из 5-ти точек). По результатам проведенных исследований установлено:

- в результате исследования проб 162 и 164 (фон) установлено, что концентрация нефтепродуктов в пробе 162 превышает фоновый показатель (проба 164) в 283,3 раза и превышает значения ПДК («Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» утв. Роскомземом 10.11.1993 г. и Минприроды РФ 18.11.1993 г.) в 31.2 раза;

- в результате исследования проб 163 и 165 (фон) установлено, что концентрация нефтепродуктов в пробе 163 превышает фоновый показатель (проба 165) в 301,3 раз и превышает значения ПДК («Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» утв. Роскомземом 10.11.1993 г. и Минприроды РФ 18.11.1993г.) 30.7 раза.

На основании информации, полученной из Администрации МО Славянский район установлено, что часть загрязнённого участка расположена на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью 48888 кв. м, который расположен в <...>. Согласно договора <...>Д от 28.01.2013 г. «аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности», вышеуказанный земельный участок находится в пользовании у юридического лица - ОАО Нефтяная Компания «Роснефть» (далее ОАО «НК «Роснефть»), с целевым назначением: под объект «Строительство сборного газопровода Ханьковская ДНС Троицкая ДНС - Троицкая КС». В соответствии с информацией, полученной из Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям (УМИЗО) администрации МО Славянский район, данный договор не прекращен.

29.10.2015 г., в 11 часов 05 минут, в рамках административного расследования, в присутствии: представителя по доверенности ОАО «НК «Роснефть» Н.П.В., начальника отдела ООС и БРУСХ Администрации МО Славянский район П.С.П., начальника УМИЗО Администрации МО Славянского района С.А.В., специалиста по земельным вопросам Администраций Анастасиевского сельского поселения Славянского района К.А.М. распоряжение № 13-РА от 04.04.2014 г. был произведен осмотр земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, частично входящий в состав земельного участка с кадастровым номером <...>. расположенный в <...>. Данный участок находится в пользовании у юридического лица ОАО «НК «Роснефть» на основании договора <...>Д от 28.01.2013 года.

При осмотре земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, производилась геодезическая съёмка специалистами Управления архитектуры МО Славянский район, посредством: GNSS приемника Trimble R4 (сер. № 5238196189); GNSS приемника Trimble R4 (сер. № 5248418979); контроллера Trimble TSC2 (сер. № ssb7c60724).

Из объяснения начальника отдела ООС и БРУСХ Администрации МО Славянский район П.С.П., установлено, что «данный участок был выявлен в ходе рейдового мероприятия 16.09.2015г.. По данным фактам Администрацией МО <...> было направлено обращение в Управление Росприроднадзора (05-663/15-04 от 16.09.2015 г.). 17.09.2015 г. Администрацией МО Славянский район, совместно со специалистами ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО» и сотрудника Управления Росприроднадзора, был обследован вышеуказанный земельный участок, загрязненный нефтепродуктами, и отобраны пробы почвы для определения степени загрязнения нефтепродуктами. При проведении всех мероприятий, в рамках административного расследования производилась фото и видео фиксация.

В соответствии с информацией, полученной из Управления сельского хозяйства Администрации МО Славянский район, а также из Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям (УМИЗО) Администрации МО Славянский район, по результатам геодезической съемки, которая проводилась 29.10.2015 г. специалистами МУП «Архитектура МО Славянский район» установлено, что в границы земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося в аренде у юридического лица - ОАО «НК «Роснефть», входит часть земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, общей площадью 69 кв. м., что подтверждается схемой расположения. Оставшаяся часть загрязненного земельного участка площадью 318 кв. м. относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно письма Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации, Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 № ВК-3-03-36/14757», порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также следствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

Согласно п. 4.2.7 договора <...>Д от 28.01.2013 г. «аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности», арендатор обязан при использовании земельного участка не наносить ущерб окружающей среде.

Согласно п. 4.2.9 договора <...>Д от 28.01.2013 г. «аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности», арендатор обязан возместить Арендодателю убытки в случае ухудшения качественных характеристик земельного участка и экологической обстановки, причиненных в результате своей хозяйственной и иной деятельности, а также по иным основаниям, предусмотренных законодательством.

Таким образом, юридическим лицом - ОАО «НК «Роснефть», совершенно административное правонарушение, выразившееся в том. что лицо допустило загрязнения почвы нефтепродуктами на земельном участке общей площадью 69 м2, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенный в <...>. Данный участок находится в пользовании у юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» на основании договора <...>Д от 28.01.2013 г., что является уничтожением плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилов А.О. в судебном заседании просил суд признать в действиях юридического лица ОАО «НК Роснефть» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа.

Представитель ОАО «НК «Роснефть» по доверенности Цыганков Р.М. в судебном заседании суду пояснил, что доводы административного органа об абстрактных и конкретно не определенных действиях ОАО «НК «Роснефть», заключающихся лишь в использовании им, как арендодателем земельного участка без указания конкретных действий, послуживших причиной порчи земли, должны быть отклонены судом в связи с недоказанностью в действиях арендатора ОАО «НК Роснефть» состава конкретного административного правонарушения.

Свидетель П.С.М. в судебном заседании суду показала, что

изначально она выявила это место загрязнения земельного участка во время рейдовых мероприятий. Загрязненный земельный участок был обнаружен параллельно грунтовой дороге, имеющей ответвления, по которой проходят транспортные средства. В тот же день они написали письмо в Управление Росприроднадзора. Она участвовала при отборе проб и при осмотре земельного участка. Дорога проложена транспортным средством, но она не является дорогой, которая была до этого. Ранее она проводила мероприятия по охране животного мира, а поэтому знает, что там в том месте ранее дороги не было. Подъезжали на автомобиле «Нива». На карте эта дорога не обозначена. Они обнаружили абсолютно видимое темное пятно на земле. До этого случая ей неоднократно приходилось сталкиваться с грунтом, загрязненным нефтепродуктами. Был от загрязненного участка исходил запах. Водянистого загрязнения не было. Она посмотрела эту схему. Предыдущий ее выезд был связан с приемкой газопровода.

Свидетель С.О.В. в судебном заседании суду показала, что она работает начальником юридического отдела Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям (УМИЗО) с августа 2015 года. Непосредственно на сам объект, где произошел розлив нефтепродуктов, выезд производился её руководителем - начальником Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям (УМИЗО) С.А.В., а она в этом не участвовала. Они делали запрос в Администрацию Анастасиевского сельского поселения Славянского района по поводу нахождения дорог на участке, где произошел розлив нефтепродукта. На свой запрос они получили ответ от главы Анастасиевского сельского поселения о том, что на балансе Анастасиевского сельского поселения на месте розлива нефтепродукта дорога не стоит и там дорог нет. Там есть единственная дорога, но она проходит не рядом с тем земельным участком, около которого произошел розлив нефтепродукта.

Свидетель Н.П.В. в судебном заседании суду показал, что он имеет высшее образование по специальности-землеустройство и работает главным специалистом ОЗиЗ Управления ЗиМР в ОАО «НК РосНефть» 29.10.2015 года в присутствии представителя администрации они на автомобиле «Нива» по разбитой дороге приехали к тому месту, где было обнаружено загрязнение земельного участка нефтепродуктами. Территория там не огорожена и доступна другим лицам. Погода была нехорошая. Визуально он определил, что там была грунтовая дорога, которая уходила дальше от гравийной дороги и находилась она в плохом состоянии. В протоколе осмотра сделано замечание № 2 о том, что фактически комиссией был осмотрен другой арендуемый участок. А земельный участок арендуемый ОАО «НК Роснефтью» там не содержится». Изначально пятно загрязнения находится на грунтовой дороге, а арендуемый ОАО «НК Роснефть» земельный участок находится в стороне, там стоит опознавательный знак «Газопровод».

Свидетель С.А.В. в судебном заседании суду показал, что он

работает в администрации МО Славянский район руководителем по Управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям. 29.10.2015 года был осуществлен комиссионный выезд с представителями «Росприроднадзора», администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района и представителем ОАО «НК Роснефть» на место, где было обнаружено загрязнение земельного участка с осуществлением замеров геодезической съемки. Точки отбивали на местности, то есть делали привязку данного земельного участка. Визуально он определил, что местом загрязнения земельного участка является не дорога, а поле. Дорога- это инженерное сооружение и должна находиться на балансе у какой-то организации. Администрация утверждает, что там дорог нет и на балансе администрации они не стоят. Он не считает, что местом загрязнения является дорога. Это грунтовая территория.

Свидетель Х.А.Н. в судебном заседании суду показал, что он является инженером по специальности мелиорация, рекультивация и охрана земель. Он провел геодезическую съемку специальным спутниковым оборудованием и снял каждую из пробуренных лунок. Были определены координаты загрязненного земельного участка с погрешностью до 10 метров. Прилагалась схема, которую дало управление по градостроительству, где были указаны координаты в местной системе. Было установлено, что арендуемый ОАО «НК Роснефть» земельный участок находится на расстоянии от 30 до 50 см до земельного участка, на котором обнаружено загрязнение. Согласно инструкции по межеванию, данный земельный участок относится к землям промышленности и точки его местоположения определены с точностью до 50 см. Имеется полевая дорога, контур которой четко определен. Погрешность спутниковых приборов составляет 1 см.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав в судебном заседании представленные суду материалы дела об административном правонарушении, считает, что вина юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об АП РФ не доказана, а поэтому производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении № 14-113-284-ФР-3 от 17.11.2015 года послужили данные об обнаружении 17.09.2015 года в ходе рейдового мероприятия, земельного участка, загрязненного нефтепродуктами. В качестве доказательства границ земельного участка, на котором было установлено загрязнение нефтепродуктами, приведены координаты этого земельного участка со ссылкой на то, что данные координаты установлены в рамках проводимого 29.10.2015 года осмотра территории земельного участка, находящегося в аренде ОАО «НК «Роснефть» посредством выполнения геодезической съемки специалистами Управления Архитектуры МО Славянский район посредством GNSS приемника Trimble R4 с указанием серийных номеров используемых
приборов.

Согласно указанным серийным номерам исходя из представленных в материалы дела об административном правонарушении Управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям (УМИЗО) МО Славянского района сопроводительного письма и приложенным к нему копиям гарантийных талонов по указанным приборам гарантийные сроки на указанные приборы установлены до 24.09.2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФ об АП) под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Геодезические данные, полученные с использованием указанных приборов, не отвечают, по мнению суда, требованиям достоверности и точности осуществленных с их помощью измерений, так как их гарантийные сроки на момент проведённых в октябре 2015 года замеров закончились. Административным органом сведения о наличии соответствующих метрологических поверок на данные приборы не уточнялись и в материалы дела об административном правонарушении не представлены.

В самом протоколе осмотра земельного участка от 29.09.2015 года данные об используемых приборах в качестве средств измерений не приведены и указано лишь только, что проводилась геодезическая съемка. Ни приборы, с помощью которых производилась геодезическая съёмка, ни сведения о соответствии этих приборов требованиям в области метрологии в протоколе не содержатся. Никаких сведений о результатах измерений и координатах земельного участка в протоколе не содержится. Схема расположения земельного в ходе осмотра земельного участка не составлялась и к протоколу не приобщена. В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка, на котором обнаружено загрязнение. Сведения об измерительных приборах с указанием серийных номеров содержатся только в протоколе об административном правонарушении. На основании каких материалов эти сведения внесены в протокол не указано.

Судом установлено, что данные сведения, отраженные в протоколе об административном правонарушении <...>-ФР-3 от 17.11.2015 года, не соответствуют действительности, так как не основаны на материалах дела об административном правонарушении, внесены в протокол без соблюдения требований к порядку оформления указанных материалов.

Согласно заключения землеустроительной экспертизы от 15.02.2016 экспертом С.Л.Н. указано, что координаты территории загрязнения нефтепродуктами взяты ею из «СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ», содержащейся в материалах дела на стр. 27. Однако, схема расположения загрязнения представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не подписана, где и когда составлена эта схема, не указано. Какие средства измерений использовались при составлении этой Схемы и отражения в ней координат земельного участка не указано. Эксперт указал, что средства измерений указаны в протоколе об административном правонарушении от 17.11.2015 года и в этой связи эксперт пришел к выводу о том, что координаты, указанные в Схеме расположения земельного участка сделаны именно с использованием этих приборов. На каком основании эксперт пришел к такому выводу - это не указано. Данные Схемы и протокол об административных правонарушениях никак не связаны между собой. Приведенные в Схеме координаты в протоколе отсутствуют. Схема не является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении, так как оформлена с нарушением требований по оформлению документов в ходе расследования по делам об административных правонарушениях. В связи с этим, указанное экспертом допущение не отвечает, по мнению суда, достоверности и относимости, а следовательно, не может быть положено в основу доказательств вины юридического лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении. Данные измерений, взятые экспертом за основу его выводов, не соответствуют, по мнению суда, действительности. Таким образом, точные границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и пунктами 2 и 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, не определены.

Государственный инспектор РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, не исследовав при этом вопрос о наличии вины ОАО «НК «Роснефть» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КРФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КРФ об АП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Суд, при таких обстоятельствах считает, что в действиях юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 п. 2 ст. 24.5, ст. ст. 29.1, 29.5, 29.6, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11, 30.1, 30.2 Кодекса РФ об АП, суд,

постановил:

производство по делу № 5-01/2016 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об АП РФ в отношении юридического лица - ОАО «НК «Роснефть», прекратить за отсутствием в действиях юридического лица - ОАО «НК «Роснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КРФ об АП.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья –

«СОГЛАСОВАНО»

__________________ года

Судья Яровой А.В. ____________

Справка:

Постановление вступило в законную силу