Дело №5 - 01/2016г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 февраля 2016 года с.Тюлячи, Республика Татарстан
Судья Тюлячинского районного суда Республики Татарстан Г.Ф. Сафиуллина, с участием прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан Р.Ф. Сунгатуллина, представителя открытого акционерного общества «Холдинговая Компания «Татнефтепродукт» ФИО1, рассмотрев в зале судебных заседаний Тюлячинского районного суда Республики Татарстан дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Холдинговая Компания «Татнефтепродукт»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Тюлячинского района Республики Татарстан по обращению начальника государственного бюджетного учреждения «Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов» ФИО2 25 декабря 2015 года проведена проверка исполнения федерального законодательства открытым акционерным обществом «Холдинговая Компания «Татнефтепродукт» (далее - ОАО «ХК «Татнефтепродукт»), осуществляющим деятельность по розничной продаже моторного топлива на автозаправочной станции №107, расположенной на <адрес> В ходе проверки установлено, что ОАО «ХК «Татнефтепродукт» нарушены требования Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01 августа 2001 года №229, выразившиеся в реализации через АЗС судового топлива, предназначенного для применения в судовых энергетических установках и для экспорта, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель юридического лица - ОАО «ХК «Татнефтепродукт» ФИО1 в судебном заседании просила производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку отсутствует законодательный запрет на реализацию судового топлива через АЗС.
Прокурор Тюлячинского района Республики Татарстан Р.Ф. Сунгатуллин в судебном заседании с доводами изложенными представителем ОАО «ХК «Татнефтепродукт» ФИО1 согласился, просил производство по делу прекратить, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьями 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Применительно к диспозиции статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объектом противоправного посягательства, являются в частности, правила пользования топливом, безопасность эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Статья 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет бланкетный характер и отсылает к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), нарушающими установленные нормы и правила.
В целях установления обязательных к применению и исполнению требований на выпускаемое и находящееся на единой таможенной территории Таможенного Союза топливо, решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 года №826 утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
В соответствии с данным регламентом под обращением топлива на рынке понимается этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом топлива признается юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного Союза, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного Союза и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента. Судовое топливо определяется как жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках, требования к характеристикам судового топлива приведены в приложении №7 к Техническому регламенту Таможенного Союза.
Одной из форм реализации соглашения государств - членов Таможенного Союза о единых принципах и правилах технического регулирования является установление запретов и ограничений на выпуск и обращение на территории государств - членов Таможенного Союза отдельных видов (классов) топлива.
В частности статья 7 Регламента Таможенного Союза предусматривает запрет и временные ограничения для отдельных государств - членов Таможенного Союза на выпуск и обращение отдельных классов моторного топлива, а также изъятие с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного Союза.
При этом Технический регламент Таможенного Союза не содержит запрета на розничную реализацию судового топлива на территории государств-членов Таможенного Союза.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 судовое топливо является одним из видов нефтепродукта, производство которого осуществляется в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза, с учетом Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54299 - 2010 (ИСО 8217:2010).
Согласно техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года №118, с 01 января 2013 года на территории Российской Федерации допускается выпуск и оборот судового топлива с показателями массовой серы не более 1,5 процента.
В Российской Федерации продукты нефтепереработки реализуются как на оптовом, так и на розничных рынках. Розничный рынок нефтепродуктов включает в себя рынок бункерного топлива (заправка судов топливом), рынок авиационных керосинов (заправка воздушных судов «Заправка в крыло») и реализация нефтепродуктов через АЗС.
В соответствии с пунктом 58 ГОСТа Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, под автозаправочной станцией понимается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.
В целях установления единых технических требований к автозаправочным станциям независимо от форм их собственности, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01 августа 2001 года №229 утвержден руководящий документ «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (Правила РД 153-39.2-080-01).
Данные Правила содержат требования технического характера, предъявляемые к эксплуатации автозаправочной станции, её территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Действия, связанные с нарушением требований Правил РД 153-39.2-080-01 образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 и другими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного анализа положений Правил РД 153-39.2-080-01 не следует, что АЗС предназначены только для обеспечения нефтепродуктами (топливом) владельцев автотранспортных средств.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Правил РД 153-39.2-080-01, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами, к которым относится и судовое топливо.
Названные Правила не содержат прямой запрет на реализацию через АЗС судового топлива и (или) других видов топлива (нефтепродуктов), не предназначенных для использования в двигателях автотранспортных средств. Единственным законным основанием для запрета на реализацию судового топлива является его несоответствие требованиям, определяемым техническими регламентами.
Доказательств, подтверждающих факт нарушения ОАО «ХК «Татнефтепродукт» требований Правил РД 153-39.2-080-01 либо иных правовых норм и Правил в области оборота нефтепродуктов, эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации топлива, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ОАО «ХК «Татнефтепродукт» отсутствует. В этой связи производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Холдинговая Компания «Татнефтепродукт» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья Тюлячинского районного суда РТ: Г.Ф. Сафиуллина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>а