ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-01/2021 от 19.01.2021 Кронштадтского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-01/21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 января 2021 года

Судья Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга Шумило М.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении

Акционерного общества «ОБОРОНЭНЕРГО», ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>, стр.19_21_25,

УСТАНОВИЛ:

АО «ОБОРОНЭНЕРГО» совершило нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, выразившееся в следующем.

Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Петровская (ранее ул. Октябрьская), д. 6, литера А, на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 644, является объектом культурного наследия регионального значения «Здание электростанции» (далее – объект). Собственником объекта является АО «ОБОРОНЭНЕРГО».

На основании ст. 11 Федерального закона от 25.06.2022 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и на основании задания КГИОП от 11.08.2020 № 01-59-323/20 в отношении АО «ОБОРОНЭНЕРГО» проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, актом которого установлено следующее:

- фасады здания, находятся в неудовлетворительном состоянии: имеется разнородная поздняя окраска кладки, наблюдаются загрязнения окраски, шелушение красочного слоя; деструкция штукатурной отделки декоративных элементов здания, деструкция кирпичной кладки в местах повреждения отделки, повреждения и локальные утраты известнякового цоколя; в уровнях от цоколя и до венчающего карниза имеются следы намокания и биопоражения из-за повреждения элементов открытий и водосточной системы;

- линейные открытия имеют повреждения, поражены коррозией;

- водосточные трубы на фасадах имеют повреждения и утраты окраски.

Таким образом, в деянии АО «ОБОРОНЭНЕРГО», установлено наличие события правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, непринятие исчерпывающих мер, направленных на сохранение здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Здание электростанции».

В судебное заседание защитник юридического лица АО «ОБОРОНЭНЕРГО» ФИО1 явилась, вину в совершении административного правонарушения не признала. Полагала, что состав административного правонарушения отсутствует, поскольку здание, принадлежащее АО «ОБОРОНЭНЕРГО» по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Октябрьская (с 07.07.1993 – Петровская), д. 6 с литерой А, в списке памятников градостроительства и архитектуры местного значения – отсутствует, включено здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Октябрьская, д. 6, собственником которого АО «ОБОРОНЭНЕРГО» не является. Кроме того, указала, что АО «ОБОРОНЭНЕРГО» 30.09.2020 обращалось в КГИОП с просьбой предоставить распоряжение об установлении предмета охраны на объект, но до настоящего времени предмет охраны на объект не установлен и охранное обязательство не выдано.

Специалист сектора охранных обязательств юридического управления КГИОП ФИО2, предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в порядке ст.17.9 КоАП РФ и опрошенный в соответствии со ст.25.6 КоАП РФ, в судебном заседании подтвердил изложенное в протоколе об административном правонарушении, указав, что принадлежащее АО «ОБОРОНЭНЕРГО» здание по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Петровская, д. 6, лит. А является объектом культурного наследия регионального значения «Здание электростанции» и включено в список памятников градостроительства и архитектуры местного значения на основании п. 42 решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов № 644 от 06.08.1990. Литера «А», объекту была присвоена после прохождения здания кадастрового учета и не меняет статус указанного объекта как памятника истории и культуры. Кроме того, на момент формирования решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1990 литеры зданиям не присваивались. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.07.12020 № 99/2020/340949505, в которой указано, что здание по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, имеет обременение как объект культурного наследия на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 644. Следовательно, здание, по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, и здание по адресу: Санкт-Петербург, <...>, являются одним и тем же объектом. Согласно ст. 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ АО «ОБОРОНЭНЕРГО» независимо от наличия или отсутствия предмета охраны, обязано выполнять требования по содержанию и использованию своего объекта.

Суд, заслушав представителя КГИОП ФИО2, защитника АО «ОБОРОНЭНЕРГО», изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, дополнительные документы, письменные объяснения, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Санкт-Петербурга.

Согласно выписке из ЕГРН от 31.07.2020 № 99/2020/340949505 здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Петровская, д. 6, литера А, с 13.08.2012 принадлежит на праве собственности АО «ОБОРОНЭНЕРО» и является объектом культурного наследия на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 644 «О взятии под охрану памятников архитектуры Петроградского района и г Кронштадта».

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 3 ст. 11 Закона № 73-ФЗ КГИОП уполномочен осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, который осуществляется, в том числе посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

В результате выполненных мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (акт КГИОП от 11.08.2020) установлено неудовлетворительное состояние объекта по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п. 13 ст. 18 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, подлежат государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении их в указанный реестр.

Согласно ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п. 26 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 и п. 30 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 (далее - Инструкция), установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

На основании п. 1 ст. 47.2, пунктов 1, 2, 7 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник либо иной законный владелец объекта культурного наследия обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство и требования Закона 73-ФЗ подлежат выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство и требования по обеспечению его сохранности подлежат выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно пунктам 3.20-3.23 Положения «О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП уполномочен выдавать письменное задание, и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с документацией, согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения АО «ОБОРОНЭНЕРГО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность общества в его совершении, несмотря на непризнание защитником вины АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в совершенном административном правонарушении, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № 214-2020 от 16.10.2020;

- актом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 11.08.2020;

- материалами фотофиксации;

- заданием заместителем начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия ФИО3 от 11.08.2020 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание электростанции», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А;

- выпиской из ЕГРН от 31.07.2020, 22.12.2020;

- решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов № 644 от 06.08.1990;

- техническим паспортом на здание по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А.;

- свидетельством о государственной регистрации права АО «ОБОРОНЭНЕРГО» на объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А от 13.08.2012;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «ОБОРОНЭНЕРГО».

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требования закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Доводы АО «ОБОРОНЭНЕРГО», изложенные в письменной позиции направленной в суд, об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, со ссылкой на то обстоятельство, что объект по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, не включен в список памятников градостроительства и архитектуры местного значения, суд находит несостоятельным, поскольку согласно ответу ГУП ГУИОН здание по адресу: Санкт-Петербург, <...> и здание по адресу: Санкт-Петербург, <...> лит.А, является одним и тем же объектом, находящимся в собственности АО «ОБОРОНЭНЕРГО», что позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину АО «ОБОРОНЭНЕРГО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Кроме того, решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-152982/20-37-1013 от 17.11.2020 АО «ОБОРОНЭНЕРГО» обязано в течение 36 месяцев со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке выполнить работы по ремонту и реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения «здании электростанции», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> литера А (л.д.74)

Довод защитника АО «ОБОРОНЭНЕРГО» о нахождении объекта культурного наследия «Здание электростанции», в удовлетворительном состоянии, опровергается материалами дела.

Доказательств принятия АО «ОБОРОНЭНЕРГО» всех зависящих от него мер по соблюдению требований по сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд полагает, что АО «ОБОРОНЭНЕРГО» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что является нарушением требований сохранения и использования объектов культурного наследия, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ суд при назначении наказания учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение АО «ОБОРОНЭНЕРГО», обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и то, что АО «ОБОРОНЭНЕРГО» к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, и полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела или применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих административную ответственность АО «ОБОРОНЭНЕРГО», судом не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 7.13 ч.1, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Акционерное общество «ОБОРОНЭНЕРГО» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Информация о получателе штрафа:

Счет: 40101810500000001901;

БИК: 044501002;

Банк получатель: Операционный департамент Банка России, <...>;

Получатель штрафа: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации, л/сч. 04951000540);

ИНН: <***>;

КПП: 770301001;

ОКТМО: 45382000;

Код бюджетной классификации: 054 1 16 01071 01 0013 140;

Назначение платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, постановление о назначении административного наказания от 19.01.2021 № 5-01/2021.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья М.С. Шумило

Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2021.