Дело № 5-1-1509/2020
Постановление
(Энгельсский районный суд Саратовской области
<...> индекс 413100)
10 июля 2020 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Шапин С.А.,
при секретаре Плужникове А.С.,
рассмотрев постановление заместителя прокурора города Энгельса Саратовской области о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области ФИО1,
установил:
постановлением заместителя прокурора города Энгельса Саратовской области от 02 июня 2020 года в отношении должностного лица – начальника отдела муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области ФИО1, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Как усматривается из указанного постановления, дело об административном правонарушении по указанной статье КоАП РФ было возбуждено в отношении ФИО1 в связи с тем, что она, будучи должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля (надзора), допустила нарушение требований законодательства о государственном, муниципальном контроле (надзоре), предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), выразившееся в проведении внеплановой выездной проверки при отсутствии соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля.
Помощник прокурора города Энгельса Саратовской области Галкина И.А., представляющая интересы прокуратуры на основании выданной доверенности, в судебном заседании изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства подтвердила. При этом указала, что с прибытием должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, на территорию помещения, принадлежащего юридическому лицу, проведением осмотра принадлежащих ему помещений, исследованием его документации, фактически была осуществлена проверка, проведение которой регламентировано Федеральным законом № 294-ФЗ. Данное обстоятельство послужило основанием к вынесению 27 марта 2020 года представления в адрес Главы Энгельсского муниципального района Саратовской области. Данное представление было рассмотрено, приняты соответствующие меры.
Начальник отдела муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области ФИО1 в судебном заседании с доводами прокурора, возбудившего настоящее дело, не согласилась. При этом указала, что поступившее из управляющей компании сообщение о проводимых в помещении первого этажа жилого дома работах, в ходе которых осуществляется воздействие на несущие строительные конструкции, требовало рассмотрения в рамках Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Рассмотрение данного обращения и его исполнение было отписано (поручено) председателем комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи начальнику отдела муниципального жилищного контроля. Для подтверждения указанной информации, выявления лиц, осуществлявших ремонтные работы и степени их воздействия на несущие строительные конструкции жилого дома, был осуществлен выезд на место, проведен визуальный осмотр. По документам, представленным управляющей компанией, был выявлен владелец указанного нежилого помещения, в рамках межведомственного взаимодействия проверен факт выдачи указанному владельцу разрешения на перепланировку помещений. По результатам рассмотрения обращения был составлен акт, в котором зафиксированы ремонтные воздействия на несущие стены жилого дома. Данный акт вместе с иными документами был направлен в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области для принятия решения в рамках компетенции о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки, которая жилищной инспекцией фактически и была проведена. При этом отдел муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи вправе осуществлять муниципальный контроль и проводить соответствующие проверки только в отношении муниципальных помещений. Поэтому какого-либо распоряжения на проведение проверки в рамках Федерального закона № 294-ФЗ в настоящем случае не могло быть в принципе.
Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, изучив поступившие материалы дела и дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 91.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 23 декабря 2019 года председателю комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области поступило обращение директора ООО «УК Домашний Уют», в котором сообщалось о том, что в ходе проведенного осмотра жилого дома <адрес> был выявлен факт проведения ремонтных работ в нежилом помещении первого этажа с разрушением ограждающей части несущей стены многоквартирного дома со стороны второго и четвертого подъездов. В указанной связи руководителем управляющей компании была заявлена просьба о предоставлении ему информации о выдаче собственнику нежилого помещения разрешения на перепланировку, переустройство или реконструкцию нежилого помещения.
Рассмотрение обращения руководителя управляющей компании и его исполнение было отписано (поручено) председателем комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи начальнику отдела муниципального жилищного контроля ФИО1
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Согласно статье 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Для подтверждения поступившей из управляющей компании информации, выявления лиц, осуществлявших ремонтные работы и степени их воздействия на несущие строительные конструкции жилого дома, начальником отдела муниципального жилищного контроля ФИО1 27 декабря 2019 года был осуществлен выезд на место по указанному в обращении адресу, а также проведен визуальный осмотр. По документам, представленным управляющей компанией ООО «УК Домашний Уют», был выявлен владелец указанного нежилого помещения (ООО «Волгаторг»), в рамках межведомственного взаимодействия проверен факт выдачи указанному владельцу разрешения на перепланировку помещений.
По результатам рассмотрения обращения управляющей компании 27 декабря 2019 года ФИО1 был составлен акт, в котором зафиксированы ремонтные воздействия на несущие стены жилого многоквартирного дома в районе его 2 – 4 подъездов.
Данный акт вместе с собранными документами был направлен в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области.
Распоряжением заместителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области № 36/1 от 05 февраля 2020 года в отношении ООО «Волгаторг» была назначена и 06 февраля 2020 года проведена внеплановая выездная проверка.
В адрес управляющей компанией ООО «УК Домашний Уют» председателем комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи 29 января 2020 года был направлен письменный ответ на поступившее обращение.
02 июня 2020 года заместителем прокурора города Энгельса Саратовской области в отношении начальника отдела муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, по факту того, что она, будучи должностным лицом органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, 27 декабря 2020 года провела внеплановую выездную проверку юридического лица ООО «Волгаторг» при отсутствии соответствующего распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении проверки, что является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок.
С выводами, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, согласиться не могу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу положений части 2 данной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпункту 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ нарушение требований части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля относится к грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа.
Вместе с тем поступившие материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие, которое проводилось в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.
Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2019 года в комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области поступило обращение директора ООО «УК Домашний Уют», в котором сообщалось о проводимых на первом этаже многоквартирного жилого дома ремонтных работах, затрагивающих целостность ограждающей части несущей его стены со стороны второго и четвертого подъездов.
Ни принадлежность жилого помещения, в котором проводились данные работы, на лицо, их осуществлявшие, в указанном обращении названы не были.
Как было указано выше, данное обращение в силу статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подлежало обязательному рассмотрению и направлению в адрес управляющей компании письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Рассмотрение данного обращения было поручено председателем комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи начальнику отдела муниципального жилищного контроля ФИО1, которой было проведено обследование многоквартирного жилого дома с целью подтверждения информации о проводимых работах, выявления лиц их осуществлявших и степени воздействия на несущие стены дома, наличия соответствующего разрешения. При этом указанные сведения были получены в ходе визуального осмотра и из документов, представленных лицом, направившим обращение – управляющей компанией.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что начальником отдела муниципального жилищного контроля ФИО1 была проведена не проверка, как мероприятие по контролю, признаки которого перечислены в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, а обследование территории с целью определения юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего проведение работ без соответствующего разрешения.
Внеплановая проверка в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которой применимы положения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, руководителем органа муниципального контроля не назначалась, распоряжение или приказ о проведении такой проверки в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона не выносились, акт в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона не составлялся.
Более того, меры к организации в отношении выявленного хозяйствующего субъекта – ООО «Волгаторг» внеплановой выездной проверки были приняты должностным лицом Государственной жилищной инспекции Саратовской области по результатам выполненного обследования. Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки вынесено 05 февраля 2020 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
В силу положений статьи 2 Закона Саратовской области от 25 сентября 2012 года № 145-ЗСО «О муниципальном жилищном контроле», статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции, утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 02 октября 2015 года № 4909, комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района наделен полномочиями на осуществление проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных только в отношении муниципального жилищного фонда.
Следовательно, полномочием на проведение проверок соблюдения обязательных требований в отношении имущества, не относящегося к муниципальному жилищному фонду, названный комитет не обладает, вследствие чего соответствующего распоряжения на проведение проверки деятельности (действий) юридического лица в принадлежащем ему помещении издано быть не могло.
Таким образом, обследование, которое было проведено на предмет определения хозяйствующего субъекта, допустившего проведение ремонтных работ без соответствующего разрешения, внеплановой выездной проверкой не является, под понятие проверки в том смысле, который ему придает Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, не подпадает. Распоряжения на проведение внеплановой выездной проверки в таком случае не требовалось.
Вывод о нарушении начальником отдела муниципального жилищного контроля ФИО1 требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, и о наличии в деянии указанного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, является необоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по делу, возбужденное в отношении ФИО1, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 названного Кодекса.
Руководствуясь статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении должностного лица – начальника отдела муниципального жилищного контроля управления жилищного фонда комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгелсского муниципального района Саратовской области ФИО1, прекратить за отсутствием в ее деянии состава указанного административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд течение десяти дней с момента вручения или получения его копии.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>