Дело № 5-1-17/2019 +
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
08 февраля 2019 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Зарубин А.В.,
при секретаре судебного заседания Хмелевских С.Ю.,
с участием законного представителя юридического лица ООО «Изумруд» ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении юридического лица ООО «Изумруд», юридический адрес: <...> дом № +, квартира № +, (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ),
установил:
при проведении проверки деятельности ООО «Изумруд» были выявлены нарушения требований нормативных правовых документов, регламентирующих правовые основы обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а именно:
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ);
постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями» (далее по тексту - постановление Правительства № 667);
постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее по тексту - постановление Правительства № 492);
постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее по тексту - постановление Правительства № 209);
приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115» (далее по тексту - приказ Росфинмониторинга № 110);
приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее по тексту - приказ Росфинмониторинга № 59).
В судебном заседании законный представить юридического лица, вину в совершении административного правонарушения признала, пояснив, что в настоящее время указанные нарушения устранены, при этом указывая об отсутствии денежных средств общества, просила назначить наказание в виде приостановления деятельности.
Выслушав законного представителя юридического лица и исследовав материалы дела, судья считает вину юридического лица ООО «Изумруд» полностью доказанной.
В соответствии со статьёй 26.3 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ ответственность наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В нарушение требований п. 4 постановления Правительства № 667: в правилах внутреннего контроля ООО «Изумруд» отсутствуют следующие обязательные программы осуществления внутреннего контроля: программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (п.п. «е» п. 4 постановления Правительства № 667); программа проверки осуществления внутреннего контроля (п.п. «з» п. 4 постановления Правительства № 667); программа изучения клиента при приеме на обслуживание (п.п. «к» п. 4 постановления Правительства № 667); программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п.п. «м» п. 4 постановления Правительства № 667).
В нарушение требований п. 1.1. постановления Правительства № 667: правила внутреннего контроля ООО «Изумруд» не приводились в соответствие с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ), в месячный срок после даты вступления законодательных актов Российской Федерации в этой области, в частности - с момента перерегистрации Общества 09.07.2018, а именно: 23 июля 2018 года вступила в силу новая 56-я редакция Федерального закона № 115-ФЗ, изменения в который внесены Федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».
В связи с чем, субъектам Федерального закона № 115-ФЗ в целях внедрения мероприятий противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения было необходимо в срок не позднее 23 августа 2018 года привести правила внутреннего контроля в соответствие, изменив в них: программу по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; программу, регламентирующую порядок работы по приостановлению операций (сделок); программу идентификации и изучения клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев; порядок направления информации в Росфинмониторинг, описанный в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; анкеты клиентов; перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
21 сентября 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1081 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями. Изменения связаны с мерами, направленными на противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения и коснулись не только нормативных актов, регулирующих требования к правилам внутреннего контроля, но и постановлений Правительства №№ 209, 804, требования которых распространяются на всех субъектов Федерального закона № 115-ФЗ.
В нарушение требований п. 1 постановления Правительства № 492: ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля т.к. не прошла обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в целях получения базовых знаний законодательства в этой сфере, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля и программ её осуществления (согласно приказу от 09.07.2018 № 2, должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом является директор Общества ФИО1).
В нарушение требований п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, п.п. «4» п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также п.п. «а» пунктов 3, 4 постановления Правительства № 209: директор ООО «Изумруд» в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, не фиксировала и не представила сведения в Росфинмониторинг по операциям с имуществом, подлежащим обязательному контролю. В рамках договора поставки б/н от 08.11.2018, ООО «Изумруд» в ноябре 2018 года осуществило поставки ювелирных изделий из золота 585° ИП З.Г.А. на сумму: 1) 182798 руб. по товарной накладной от 08.11.2018 № 2) 129074 руб. по товарной накладной от 09.11.2018 № 3) 301804 руб. по товарной накладной от 10.11.2018 № 4.
Таким образом, 10.11.2018 Обществом было поставлено ИП З.Г.А. ювелирных изделий из золота 585° на общую сумму 613676 руб., что превысило пороговую сумму в 600000 руб.
В нарушение требований п. 1.3. и п. 2.1. приказа Росфинмониторинга № 59, в ООО «Изумруд» не проводится идентификация клиентов с проведением следующих мероприятий: не устанавливается в отношении клиентов сведения, определенные п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ; не проверяется наличие/отсутствие в отношении клиентов сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; не определяется принадлежность клиента к иностранному публичному должностному лицу; не проводится оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
В нарушение положений ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ и приказа
Росфинмониторинга № 110: личный кабинет ООО «Изумруд» на официальном сайте
Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не
зарегистрирован, т.е. в проверяемый период фактически не было обеспечено электронное взаимодействие с уполномоченным органом, что не позволило Обществу представлять в Росфинмониторинг следующую информацию: об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному контролю; об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом; о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или
иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и
физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В нарушение требований п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и п.п. «г» п. 3 постановления Правительства № 209: в проверяемый период ООО «Изумруд» не направляло в Росфинмониторинг информацию (по форме формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ) о наличии в результате проверки своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В нарушение требований п. 32 постановления Правительства № 667: директор Общества в проверяемый период не проводила внутреннюю проверку выполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, письменный отчет по результатам такой проверки не составлялся.
.
Вина юридического лица ООО «Изумруд» подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 12.12.2018 года; актом проверки № + от 06 декабря 2018 года; копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; копиями приказа № + от 09 июля 2018 года о назначении специального должностного лица и должностной инструкции; копиями договоров поставки ювелирных изделий от 03.10.2018 года и 08.11.2018 года с приложенными товарными накладными.
Достоверность и объективность собранных по делу доказательств сомнений не вызывает. Оценивая изложенные доказательства, судья признает каждое из них допустимым и имеющим юридическую силу, поскольку они получены с соблюдением норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного судья приходит к выводу о доказанности вины юридического лица ООО «Изумруд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ – действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
При назначении наказания судья учёл все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, судьей не установлено.
При назначении наказания судья учитывает, что в силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поэтому при назначении административного наказания и определении его вида и размера, исходит из принципов справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
Судья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также учитывая характер деятельности юридического лица, характер совершенного им бездействия, по несоблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приходит к выводу о необходимости назначить наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица.
Назначение наказания в виде штрафа не будет способствовать достижению целей административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Изумруд» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности, на срок десять суток.
На период административного приостановления деятельности ООО «Изумруд» установить запрет на осуществление обществом деятельности по поставке ювелирных изделий: по адресу: <...> дом № +, квартира № +.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.
Копию постановления для исполнения направить в Балаковский районный отдел службы судебных приставов для немедленного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Зарубин
Согласовано
Судья А.В. Зарубин