ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1-17/2022 от 21.01.2022 Ливенского районного суда (Орловская область)

Материал №5-1-1780/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 января 2022 г. г.Ливны Орловской области

Судья Ливенского районного суда Орловской области Скрябин Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты><данные изъяты>» Сячиной ФИО10, <данные изъяты>, к административной ответственности в течение года не привлекавшейся,

установил:

10 декабря 2021 г. должностного лица – <данные изъяты>» Сячиной ФИО11 должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г.Ливны, старшим специалистом первого разряда ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу 01.12.2021 г. в период времени с 11:00 до 15:00 при проведении плановой выездной проверки в отношении Акционерного общества <данные изъяты>» (юридический адрес: <адрес>), согласно решению о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводимой с целью исполнения утверждённого ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Орловской области на 2021 год, при осмотре помещений магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения ст.11, ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пункта 15 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», пунктов 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», а именно: в магазине отсутствуют дезинфицирующие средства, что позволяет сделать вывод о том, что в период действия на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, дезинфекция оборудования, помещений магазина не проводится. График проведения дезинфекции оборудования и помещений в магазине отсутствует, в связи с чем невозможно установить кратность проведения дезинфекционных мероприятий на предприятии. В магазине не организован входной фильтр для работников магазина с обязательным измерением температуры тела работников (последняя отметка о проведении термометрии у работников в журнале прихода и ухода сотрудников датирована 11 ноября 2021 года).

В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Ливенского района Орловской области, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима работы предприятий торговли на основании ч.2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главным государственным санитарным врачом по городу Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому районам Орловской области Акционерному обществу «<данные изъяты>» было вынесено предписание №221 от 29.10.2021 г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласно пунктам №№4, 6, 10, 13 которого предписывалось перед началом смены организовать ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела не менее 2-х раз в день (утром и вечером); не допускать к работе лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками инфекционного заболевания; обеспечить не менее чем 5-дневный запас моющих и дезинфицирующих средств; организовать ежедневную (ежесменную) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажную уборку всех служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия; дезинфекцию контактных поверхностей (дверные ручки, ручки тележек и корзин, прилавки, транспортеры, кассовые аппараты, считыватели банковских карт, лотки для продуктов, выключатели, поручни, перила, оргтехника, мебель) осуществлять с кратностью каждые 2-4 часа.

В судебном заседании должностное лица – товаровед магазина «<данные изъяты>» Сячина О.В. виновной себя в административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, не признала, приведя доводы о том, что приказ о возложении на неё обязанностей директора в отсутствие последнего не выносился, при этом сам факт нарушений санитарных правил, описанных в протоколе об административном правонарушении, не оспаривала.

Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Сячину О.В., должностное лицо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г.Ливны – старшего специалиста первого разряда ФИО6, считавшую, что в действиях Счячиной О.В. усматривается нарушение санитарных правил и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённых в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» выделяются инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (собрание законодательства Российской Федерации, 2004 № 49, ст. 4916), коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих

В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно требованиям ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

Пункт 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.05.2020 г., нарушение которого вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, содержит перечень мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, в числе которых указаны организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.

Однако, содержание данного пункта правил, в части обязательности выполнения отдельных мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, должно толковаться исходя из общего содержания санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в их взаимосвязи.

Так, согласно п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указанные санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

В силу п.2.2 тех же санитарных правил, в целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся, в том числе: контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации.

Разделом 4 названного нормативного акта определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID- 19.

Согласно п.4.1, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм санитарных правил в их системном толковании, противоэпидемические мероприятия, предусмотренные данными санитарно-эпидемиологическими правилами и направленные на предотвращение завоза и распространение инфекции, применяются на основании принятия соответствующего решения с учетом обоснованной оценки масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирования последовательности и сроков их реализации. При этом организация данных мероприятий, с учетом прямого указания п.4.1 на территории субъектов Российской Федерации, возложена на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение таких мероприятий может быть обеспечено, как изданием индивидуально-правовых актов территориального органа Роспотребнадзора в отношении конкретных субъектов путем внесения соответствующих предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, так и путем издания региональных нормативно-правовых актов уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации.

Требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию предусматриваются санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 г. №36 (далее – СП 2.3.6.3668-20).

Согласно п.10.4 СП 2.3.6.3668-20 во всех помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. Уборка торгового зала проводится ежедневно в конце рабочего дня с применением моющих средств. В туалетах уборка ежедневно должна проводиться с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно п. 10.5 СП 2.3.6.3668-20 один раз в месяц должна проводиться уборка всех помещений торговых объектов, а также мытье оборудования и инвентаря с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно требованиям п. 10.6 СП 2.3.6.3668-20 по окончании уборки помещений уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно п.10.7 СП 2.3.6.3668-20 моющие и дезинфицирующие средства, используемые для уборки помещений и мытья торгового инвентаря и оборудования, должны применяться в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями и храниться в таре изготовителя в отдельных помещениях или в специально отведённых местах.

Как усматривается из материалов дела, Власова (после заключения брака – Сячина) ФИО3 приказом от 25.11.2014 г. была переведена с должности <данные изъяты>

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции среди населения Орловской области начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г.Ливны ФИО15 в адрес Акционерного общества «Тандер» было вынесено предписание №221 от 29.10.2021 г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласно пунктам №№4, 6, 10, 13 которого предписывалось перед началом смены организовать ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела не менее 2-х раз в день (утром и вечером); не допускать к работе лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками инфекционного заболевания; обеспечить не менее чем 5-дневный запас моющих и дезинфицирующих средств; организовать ежедневную (ежесменную) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажную уборку всех служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия; дезинфекцию контактных поверхностей (дверные ручки, ручки тележек и корзин, прилавки, транспортеры, кассовые аппараты, считыватели банковских карт, лотки для продуктов, выключатели, поручни, перила, оргтехника, мебель) осуществлять с кратностью каждые 2-4 часа

Предписание получено адресатом 15.11.2021 г.

Согласно решению руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 8.11.2021 г. №356 с целью исполнения утверждённого ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Орловской области на 2021 год решено провести в срок с 30.11.2021 г. по 13.12.2021 г. выездную проверку в отношении АО «<данные изъяты>», в том числе по адресу: <адрес>, на проведение которой уполномочена в том числе старший специалист первого разряда ФИО6

В качестве доказательства выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в материалах дела представлен протокол осмотра от 01.12.2021 г. с приложением, составленный должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г.Ливны старшим специалистом первого разряда ФИО6, согласно которому 1.12.2021 г. был произведён осмотр территории и помещений магазина «<данные изъяты>»., расположенного по адресу: <адрес> в ходе которого установлены нарушения в части несоблюдения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, а именно: в магазине отсутствуют дезинфицирующие средства, что позволяет сделать вывод о том, что в период действия на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, дезинфекция оборудования, помещений магазина не проводится. График проведения дезинфекции оборудования и помещений в магазине отсутствует, в связи с чем невозможно установить кратность проведения дезинфекционных мероприятий на предприятии. В магазине не организован входной фильтр для работников магазина с обязательным измерением температуры тела работников (последняя отметка о проведении термометрии у работников в журнале прихода и ухода сотрудников датирована 11 ноября 2021 года).

Должностным лицом, ответственным за указанные нарушения, является товаровед магазина Сячина О.В., которая согласно разделу 4 должностной инструкции товароведа магазина «Магнит» ЗАО «Тандер», с которой Сячина О.В. была ознакомлена под роспись 25.11.2014 г., в отсутствие директора магазина осуществляет его полномочия и обязанности.

При этом, как следует из пояснения директора филиала <данные изъяты>ФИО13 от 21.01.2022 г. Сячина О.В., в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении №384 от 10.12.2021 г., как должностное лицо действует согласно подписанной должностной инструкции, на время отсутствия директора магазина дополнительный приказ не издаётся.

Факт совершения Сячиной О.В. как должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, содержание которых приведено выше.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Сячиной О.В., судья признаёт добровольное устранение нарушений, выявленных органом государственного надзора.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Сячиной О.В., по материалам дела об административном правонарушении не установлено.

При назначении наказания Сячиной О.В. как должностному лицу, судья в соответствии со ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ учитывает характер и опасность совершённого ею административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и назначает должностному лицу Сячиной О.В. административное наказание в виде административного штрафа.

Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.

Руководствуясь указанной нормой права и принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, отсутствие вредных последствий и устранение выявленных нарушений санитарных норм и правил до принятия решения по делу, а также личность привлекаемого к административной ответственности лица, судья считает возможным назначить Сячиной О.В. административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.2 КоАП РФ для должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1-4.3, 22.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать должностное лицо – <данные изъяты>» Сячину ФИО14 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть её административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Орловской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области л/с 04541787910)

ИНН: 5753036541

КПП: 575301001

ОКТМО: 54705000

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Орловской области г. Орёл

БИК ТОФК: 015402901

Номер казначейского счета: 03100643000000015400 (поле 17 платежного поручения)

ЕКС: 40102810545370000046 (поле 15 платежного поручения)

КБК: 14111601061010003140

УИН 14104570001100097954

Назначение платежа: административный штраф по постановлению от 21.01.2022 г. №5-1-1780/2021.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья

Мотивированное постановление изготовлено 24 января 2022 г.

Судья Э.Н.Скрябин