ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1-326/2021 от 26.07.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело *********

73RS0024-01-2021-000675-04

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п. Ишеевка Ульяновского района

Ульяновской области 26 июля 2021 года

Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Трифонова А.И., при секретаре судебного заседания Алешкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Строй консалтинг», адрес местонахождения: 433326, Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское, ОГРН <***>, ИНН <***>,

У С Т А Н О В И Л :

21.06.2021 в результате проверки, проведенной Ульяновским региональным отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, выявлен факт нарушения ООО «Строй консалтинг» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг» по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское.

В судебном заседании законный представитель юридического лица – директор ООО «Строй консалтинг» ФИО1 признал вину в совершении вмененного административного правонарушения. Пояснил, что обществом приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, а именно: заключен договор со специализированной организацией в целях оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, разработке положения о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации; организовано обучение в АНО «ЩИТ», назначен экзамен в комиссии Ростехнадзора по Пензенской области; заключен договор на техническое обслуживание и ремонт подземных и надземных газопроводов и газорегуляторной установки шкафного типа, входящих в состав ОПО Сети газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг», с автоматической пролонгацией; заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями; заключен договор на разработку и утверждение планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и согласования с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; устранены повреждения изоляционного покрытия (окраски) металла труб; к Положению о порядке технического расследования причин инцидентов и их учета представлены недостающие приложения № 2, 3 и акт расследования инцидента; определен порядок и условия хранения проектной и исполнительской документации, исключена возможность несанкционированного изменения газопровода среднего давления, проложенного к горелке БСТ-ГГМА-12,0; исключен прогиб продувочного газопровода возле горелки ТВG 35Р в случае изменения положения штурвала задвижки. Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) на газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ-13-2НВ-У1 имеется в наличии, объект готов к приемке. Пояснил, что приостановление деятельности ОПО Сети газопотребления приведет к остановке деятельности всего асфальтобетонного завода и срыву государственных контрактов, в реализации которых на территории Ульяновской области участвует ООО «Строй консалтинг». На основании изложенного просил не применять наказание в виде административного приостановления деятельности и ограничиться штрафом, так как угроза жизни и здоровью людей в результате проведенных мероприятий устранена.

Государственный инспектор Ульяновского регионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Ростехнадзора ФИО2, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что ООО «Строй консалтинг» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, по истечении предоставленного срока будет даваться оценка действиям, совершенным во исполнение предписания. Вместе с тем, представленные документы позволяют сделать предварительный вывод об устранении нарушений, изложенных в пунктах 3-15 акта проверки. Настаивал на обоснованности привлечения ООО «Строй консалтинг» к административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Исследовав материалы дела, выслушав директора ООО «Строй консалтинг» ФИО1, суд приходит к выводу о виновности учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Из статьи 2 указанного Федерального закона следует, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону.

В силу пункта 4 приложения N 2 к Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.

В соответствии с Приложением 1 к Техническому регламенту безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, наружные и внутренние газопроводы по давлению в сетях газораспределения и газопотребления классифицируются на газопроводы высокого давления 1а категории (свыше 1,2 МПа), газопроводы высокого давления 1 категории (свыше 0,6 до 1,2 МПа включительно), газопроводы высокого давления 2 категории (свыше 0,3 до 0,6 МПа включительно), газопроводы среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа включительно), газопроводы низкого давления (до 0,005 МПа включительно).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

Судом установлено, что ООО «Строй консалтинг» является коммерческой организацией, имеет основной вид деятельности – производство изделий из асфальта или аналогичных материалов. Эксплуатирует опасный производственный объект – сеть газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг», отнесенный к III классу опасности. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А52-06086 от 25.05.2017 и в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Из материалов дела следует, что распоряжением и.о. заместителя руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.06.2021 №РП-300-2380-о назначено проведение плановой выездной проверки в отношении ООО «Строй консалтинг» на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. О проведении проверки юридическое лицо уведомлено надлежащим образом.

По результатам проверки выявлены нарушения ООО «Строй консалтинг» при эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг» по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Тетюшское, требований промышленной безопасности, а именно, в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Постановления Правительства от 25.10.2019 №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора №531 от 15.12.2020, и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере, деятельность по эксплуатации указанного опасного производственного объекта осуществляется без лицензии на «Эксплуатацию взрывопожароопасных химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности; руководитель ООО «Строй консалтинг» не аттестован в области промышленной безопасности; не назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта в целом и за каждый участок (объект), из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности; главный энергетик, ответственный за организацию производственного контроля, не аттестован в установленном порядке; не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы до 01.04.2020 за текущий год; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации; при эксплуатации надземных газопроводов в составе ОПО сеть газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг» не обеспечено устранение повреждения изоляционного покрытия (окраски) металла труб; отсутствуют договоры на техническое обслуживание и ремонт подземных и надземных газопроводов и газорегуляторной установки шкафного типа, входящих в состав ОПО Сети газопотребления АБЗ ООО «Строй консалтинг», или положение о газовой службе, утвержденное руководителем; не заключены договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями; к Положению о порядке технического расследования причин инцидентов и их учета на опасном производственном объекте не приложены образец акта расследования инцидента, журнал учета инцидентов, информация о произошедших инцидентах (приложения №№ 1, 2, 3); не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительской документации; не исключена возможность несанкционированного изменения газопровода среднего давления, проложенного к горелке БСТ-ГГМА-12,0 – отсутствует газопровод безопасности согласно проекту 66-01/2016-ГСН между фильтром и электромагнитным клапаном, продувочный и подводящий газопроводы выполнены из резиновых шлангов); планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий не осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и согласования с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; не исключен прогиб продувочного газопровода возле горелки ТВG 35Р в случае изменения положения штурвала задвижки, отсутствует оценка соответствия сети газопотребления в форме приемки по завершению строительства согласно проекту 66-01/2016-ГСН, а именно, акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) на газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ-13-2НВ-У1 отсутствует.

Таким образом, факт совершения ООО «Строй консалтинг» вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении №РП-300-2380-о/824-431-Ю от 23.06.2021; копией распоряжения и.о. заместителя руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.06.2021 №РП-300-2380-о о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Строй консалтинг»; копией акта проверки №12-06-21-113-П от 21.06.2021, в котором отражены указанные выше нарушения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; предписанием об устранении нарушений; копией свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, из которого следует, что ООО «Строй консалтинг» является его эксплуатирующей организацией; фотоматериалами и иными материалами дела.

Приведенные доказательства суд оценивает как относимые, допустимые, достоверные, в своей совокупности - достаточные, в связи с чем признает доказанной вину ООО «Строй консалтинг» в совершении вмененного административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Строй консалтинг» были приняты все возможные меры для соблюдения в процессе деятельности требований промышленной безопасности, однако выполнить их не представилось возможным в силу причин объективного характера, суду не представлено.

Действия ООО «Строй консалтинг» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Вместе с тем, суд считает необходимым исключить из объема вмененных ООО «Строй консалтинг» нарушений осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сети газоснабжения) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию, поскольку осуществление предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, без лицензии на эксплуатацию таких объектов, подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация деяния ООО «Строй консалтинг» в указанной части в рамках данного дела об административном правонарушении невозможна.

Оснований для освобождения ООО «Строй консалтинг» от административной ответственности, в том числе ввиду малозначительности допущенного административного правонарушения, не имеется.

При назначении административного наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, имеющиеся сведения о юридическом лице, которое является коммерческой организаций, участвует в реализации государственных контрактов на территории Ульяновской области, ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалось, а также признание вины и принятие мер к устранению нарушений в качестве смягчающих обстоятельств. Отягчающих обстоятельств материалами дела не установлено.

Суд также принимает во внимание, что фактическое устранение большей части вмененных ООО «Строй консалтинг» нарушений требований промышленной безопасности свидетельствует о существенном снижении угрозы опасности жизни и здоровья людей в процессе эксплуатации опасного производственного объекта, при этом осуществление указанной деятельности без лицензии судом из объема вмененных нарушений исключено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить ООО «Строй консалтинг» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, оснований для назначения административного приостановления деятельности не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать общество с ограниченной ответственностью «Строй консалтинг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей 00 коп.

Реквизиты для уплаты административного штрафа: Получатель - УФК по Ульяновской области, л/с <***> (Средне-Поволжское управление Ростехнадзора), ИНН <***>, КПП 631201001, код ОКТМО 73701000, кор. счет 40102810645370000061, расч. счет 03100643000000016800, Наименование банка: Отделение Ульяновск банка России// УФК по Ульяновской области г. Ульяновск, БИК 017308101,УИН 49863122107238082410, КБК 498 116 01091 01 0001 140. Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление суда может быть обжаловано через Ульяновский районный суд Ульяновской области в Ульяновский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Трифонова А.И.