дело № 5-1-423/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Козьмодемьянск 13 июля 2021 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Михалкина В.А.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» - Кулагиной А.И.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» ИНН 1217003986, ОГРН 1061223000024, юридический адрес:425350, РМЭ, г. Козьмодемьянск, б-р Космонавтов, д.14,
у с т а н о в и л а :
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Республике Марий Эл Лаубер Е.Л. 20 мая 2021 года составлен протокол № 0155/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее- администрация).
Основанием для составления протокола послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ администрация, являясь должником по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о совершении должником обязательных действий от ДД.ММ.ГГГГ после вынесения постановления о наложении административного штрафа, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила наружным противопожарным водоснабжением микрорайон «Черемушки», микрорайон «17 квартал», <адрес>, РМЭ.
Постановление о совершении должником обязательных действий №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ получено главой администрации ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Законный представитель администрации по доверенности Кулагина А.И. вину в совершении административного правонарушения признала, сославшись на отсутствие финансирования для исполнения решения суда. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ по делу № Горномарийским районным судом Республики Марий Эл на администрацию МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наружным противопожарным водоснабжением микрорайон «Черемушки», микрорайон «17 квартал», <адрес> Республики Марий Эл.
ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (содержание пожарных гидрантов, пожаротушение) на сумму 1575 тыс. рублей (п.5.2 письма № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (содержание пожарных гидрантов, пожаротушение) на сумму 2573 тыс. рублей (п.5.2 письма № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (содержание пожарных гидрантов, пожаротушение) на сумму 2573 тыс. рублей (п.5.2 письма № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (содержание пожарных гидрантов, пожаротушение) на сумму 2573 тыс. рублей (п.5.2 письма № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявка на обеспечение наружным противопожарным водоснабжением микрорайона «Черемушки», микрорайона «17 квартал», <адрес> (стр. 3 письма № от ДД.ММ.ГГГГ).
Бюджетные заявки для выделения денежных средств в целях исполнения судебного решения подавались в соответствии со сроками, утвержденными постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на очередной финансовый год и на плановый период», а именно п. 15 Порядка и п.23 приложения № к Порядку устанавливает срок направления документов до 01 ноября текущего года.
Согласно статье 42 Устава городского округа «Город Козьмодемьянск» РМЭ, Администрация вносит на рассмотрение Собрания депутатов городского округа проект решения о бюджете городского округа не позднее 15 ноября текущего года.
Однако, денежные средства необходимые для исполнения судебного решения Собранием депутатов города Козьмодемьянска в бюджет города не закладывались. Финансовым управлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» средства на рекультивацию полигона в бюджете на 2021 год не предусмотрены в связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете городского округа.
Администрацией с целью исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ были соблюдены соответствующие правила и нормы, приняты все зависящие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, то есть была соблюдена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Судебное решение по делу № от ДД.ММ.ГГГГ частично исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемки пожарного гидранта по адресу <адрес>, который охватывает пожаротушение по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ составлен суточный акт проверки пожарных гидрантов, который фиксирует наличие исправного пожарного гидранта по <адрес>.
На территории МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» находится действующий пожарный гидрант, который также охватывает пожаротушение по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о приемке законченного строительства водопровода в микрорайоне «Черемушки» -1 очередь.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемки пожарных гидрантов в количестве 3 шт., расположенных по адресу: микрорайон «Черемушки» <адрес>.
В ближайшее время будет установлен пожарный гидрант по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 8.9 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», согласно которому, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки на менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В ведении пожарной части г Козьмодемьянска находится пожарный автомобиль с протяженностью пожарного рукава в 1000 м. На сегодняшний день, в тех местах города, где не имеется пожарного гидранта, данный пожарный автомобиль может протянуть пожарный рукав и обеспечить пожаротушение в пределах нормативов. Данное пожарное устройство можно рассматривать как компенсирующее мероприятие по противопожарному водоснабжению до момента установки стационарных пожарных гидрантов, после изыскания необходимых денежных средств.
Существующие на данный момент пожарные гидранты позволяют осуществлять пожаротушение микрорайона «Черемушки», <адрес>.
Просит протокол № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу в отношении Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл по делу № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наружным противопожарным водоснабжением микрорайон «Черемушки», микрорайон «17 квартал», <адрес> РМЭ.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии ч.2 ст.13 ГПК РФ, с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу решения суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес; неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Администрация обязана соблюдать Конституцию РФ и законы, неукоснительно исполнить вступившие в законную силу судебное решение. Между тем в установленный законом срок решение суда администрация добровольно не исполнила.
С целью принудительного исполнения решения, на основании исполнительного листа, выданного Горномарийским районным судом Республики Марий Эл во исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника администрации возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьями 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей адрес; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.1 и ч.2 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст. 113 приведенного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в том числе, в сфере обеспечения пожарной безопасности.
В рамках исполнительного производства администрации неоднократно вручались требования об исполнении требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Республике Марий Эл вынесено постановление в отношении администрации по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и наложении штрафа за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Определением Горномарийского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки исполнении решения суда должнику отказано.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Республике Марий Эл вынесено постановление в отношении администрации по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ и наложении штрафа за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл по делу № от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ переквалифицировано на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Козлову М.С. вручено очередное требование об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Должник предупрежден об административной ответственности по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Администрация не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера.
Таким образом, администрация совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Исходя из положений ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, указанные в ч.1 или ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалами дела не подтвержден факт принятия администрацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
При объективной невозможности выполнить действия, указанные в исполнительном листе, администрация не была лишена права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.
Ссылка представителя администрации на дефицит бюджета не является основанием для неисполнения вступившего в законную силу решения суда.
Представленные стороной защиты в материалы дела письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о наличии уважительных причин неисполнения во вновь установленный срок требований исполнительного документа неимущественного характера, связанного с обеспечением противопожарного водоснабжения, не подтверждают, что такое неисполнение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля органа местного самоуправления, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа неимущественного характера во вновь установленный срок после вынесения постановления о наложении административных штрафов.
Доводы защитника о том, что должником судебное решение по делу № от ДД.ММ.ГГГГ частично исполнено, а также о принятии мер по исполнению решения суда, не исключают вину юридического лица в совершении указанного административного правонарушения ввиду отсутствия доказательств уважительности причин столь длительного (более 7 лет) неисполнения решения суда.
Вопреки доводам защиты оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Решение суда не исполнялось более 5 лет.
При таких обстоятельствах суд находит вину муниципального учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, доказанной и не усматривает предусмотренных законом оснований для освобождения администрации от административной ответственности.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкция части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трех миллионов рублей.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании вышеизложенного, исходя из целей административного наказания, учитывая, что администрация является бюджетной организацией, а потому назначение административного штрафа даже в минимальном размере может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, прихожу к выводу о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, до размера не менее половины минимального размера, т.е. до 500000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л а:
Признать юридическое лицо - администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Республике Марий Эл (МОСП по ИОИН УФССП России по Республике Марий Эл л/с 05081А63850)
ИНН/КПП налогового органа: 1215099182/121545001
Номер счета получателя платежа: 03№,
корр. счет 40№
Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Республика Марий Эл БАНК РОССИИ// УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола БИК 018860003
ОКТМО 88701000
ОГРН 1041200444977
Разъяснить, что согласно статье 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, о предоставлении которых вправе обратиться в суд, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья В.А. Михалкина
Постановление21.01.2022