ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1-61/18 от 08.10.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 5-1-61/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания

08 октября 2018 года г. Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Крапивин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)», ИНН <***>, КПП 644750001, расположенного по адресу: <...>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

26 июля 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области в отношения общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что согласно журналу учета отходов за I квартал 2018 года в ходе производственной деятельности предприятия образовано 1,7 тонн отхода – отходы цемента в кусковой форме, указанному как отходы V класса опасности. Однако согласно заключению, проведенного в рамках проверки, отходы цемента в кусковой форме по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности. Однако согласно имеющейся у ООО «Холсим (Рус)» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов не содержит наименования образующегося отхода IV класса опасности.

В судебном заседании представитель юридического лица вину в совершенном административном правонарушении не признал, пояснив, что отходы цемента производства в кусковой форме, включен в федеральный классификационный каталог отходов, отнесен к V классу опасности и ему присвоен код 8 22 101 01 21 5, в связи с чем подтверждение отхода к конкретному классу опасности. В связи с чем общество правомерно учитывает вид отхода – «отходы в кусковой форме» как отход V класса опасности. При этом проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение был утвержден Росприроднадзором, чем подтвердил корректность отнесения отходов «Отход цемента в кусковой форме» к V классу опасности. Кроме того, представитель юридического лица указал, что были нарушены положения Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), так как к акту проверки не были приложены протоколы отбора образца проб продукции, в связи с чем в соответствии с положениями действующего законодательства акт проверки не может являться доказательством правонарушения. В связи с чем представитель просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Пунктом 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 99-ФЗ), установлено, что на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности необходимо получение лицензии.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № -58-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до I июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В судебном заседании установлено у ООО «Холсим (Рус)» имеется лицензия № 64-00170 от 04 мая 2016 года на осуществление деятельности по утилизации отходов III-IV класса опасности. При этом в перечне отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность юридическому лицу «отходы цемента в кусковой форме» не поименованы, в связи с чем юридическое лицо не имеет право на утилизацию данного вида отходов.

В ходе производственной деятельности ООО «Холсим (Рус)» образуются отходы цемента в кусковой форме, в частности за 1 квартал 2018 года образовано 1,7 т. данного вида отхода. Данные обстоятельства не оспаривались представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований № 15-о от 11.07.2018 года № 48/91 проведенного ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу» по результатам биотестирования отход (отходы цемента в кусковой форме) отнесен к IV классу опасности.

Заключение составлено уполномоченной организацией, имеющей аккредитацию в соответствующей сфере. Отбор образцов проб проводился в соответствии с методиками утвержденной "ПНД Ф 12.4.2.1-99. Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб. Общие положения" (утв. Госкомэкологией России 24.03.1999), "ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления", при этом нарушений методики при отборе проб допущено не было, что не оспаривалось представителем юридического лица. При отборе образцов проб присутствовал представитель ООО «Холсим (Рус)», что подтверждается подписью в акте отбора проб отходов, который каких либо замечаний и дополнений им высказано не было.

При этом суд не может принять во внимание заключение по результатам биотестирования № Б-8/1-О-10/1-2018, представленное в судебное заседание ООО «Холсим (Рус)», поскольку образцы для исследования отбирались после завершения проведения проверки, составлении протокола об административном правонарушении и в отсутствии представителей Росприроднадзора.

Доводы представителей юридического лица о том, что «отходы цемента в кусковой форме» включены в ФККО как отходы V класса опасности, в связи с чем подтверждения класса опасности методом биотестирования является неправомерным не могут быть приняты судом.

Статьей 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, возложена обязанность осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

Таким образом, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, самостоятельно осуществляют отнесение отходов к конкретному классу опасности, и они несут ответственность за неправильное отнесение отходов к конкретному классу опасности.

То обстоятельство, что в соответствии с положениями действующего законодательства юридическое лицо не должно подтверждать территориальному органу Росприроднадзора отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не свидетельствует о том, что в ходе проведения проверки органы Росприроднадзор лишены возможности проверить правильность отнесения юридическим лицом правильность отнесения отхода к конкретному классу опасности и не освобождает юридическое лицо, в процессе деятельности которых образуются отходы, от ответственности за неправильное отнесение соответствующих отходов, к конкретному классу опасности исходя из установленных критериев.

При этом действующее законодательство не содержит запрет при проведении государственными органами проверки, подтверждения класса опасности образованных в результате деятельности предприятия отходов методом биотестирования.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Согласно положениям п. 7-8 Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:

происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),

химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),

агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).

В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные. Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

«Отход цемента в кусковой форме» действительно включен в ФККО, ему присвоен код 8 22 101 01 21 5, исходя из классификации отходов, включен в БЛОК № 8 ТИП «отходы строительства зданий и сооружений». В тоже время как следует, из пояснений представителей ООО «Холсим (Рус)» отходы цемента в кусковой форме образуются не в результате строительства зданий и сооружений (то есть использования цемента как готового продукта), а в результате изготовления цемента.

Вопреки доводам представителя ООО «Холсим (Рус)» оснований для признания незаконной проведения проверки, в связи с допущенными нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не имеется.

Согласно ст. 20 положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) не могут являться доказательствами только при наличии грубых нарушений установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Законодателем в ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определен перечень нарушений, относящихся к грубым, указанных нарушений должностными лицами органов Росприроднадзора допущено не было. При этом в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится несоблюдения положений, установленных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Из материалов дела следует, что акт проверки был получен уполномоченным представителем, а то обстоятельства, что к акту проверки не были приложены протоколы отбора образца проб продукции, не свидетельствует о грубом нарушении положений действующего законодательства должностными лицами.

Факт совершения ООО «Холсим (Рус)» административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 3-191/2018 от 26 июля 2018 года, актом проверки № САР-12 от 23 июля 2018 года, копией лицензии № 6-00170 от 04 мая 2016 года, паспортом отходов I-IV классов опасности, данными об учете отходов по ООО «Холсим (Рус)», протоколом испытания отхода № 48/92, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 15-о от 11.07.2018 г., актом отбора проб № 48.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о виновности ООО «Холсим (Рус)» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.

Учитывая изложенное, оценивая обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Обстоятельств для назначения наказания ниже низшего предела суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)», ИНН <***>, КПП 644750001, расположенного по адресу: <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (ста семидесяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Саратовской области ИНН 6450076459
КПП 645001001 р/с <***> банк ОТДЕЛЕНИЕ САРАТОВ г.
САРАТОВ БИК 046311001, назначение платежа: «денежные взыскания (штрафы) за
нарушения законодательства об охране окружающей среды», код -

04811625050016000140, ОКТМО 63701000.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Крапивин