ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1-867/2020660035-01-2020-002134-53 от 10.11.2020 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№5-1-867/2020 66RS0035-01-2020-002134-53

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Красноуфимск 10 ноября 2020 года

Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Т.А. Терехина, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Муркофф», ИНН 6672329301, ОГРН 1106672022368, юридический адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Сулимова, 61, офис 1,

установил:

09.10.2020 года заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах Забневым А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица ООО «Муркофф».

Согласно протокола 09.10.2020 года в 15 часов 00 минут ООО «Муркофф» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а именно:

в нарушение п.п. 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 ООО «Муркофф» не представлена программа производственного лабораторного контроля атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны промышленного предприятия по производству древесного угля ООО «Муркофф», утвержденная руководителем организации;

в нарушение п. 5.1 СанПин 2.1.6.1032-01 ООО «Муркофф» не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, а именно, не представлены результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта за 2019 год, истекший период 2020 года;

в нарушение п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 ООО «Муркофф» не представлен проект санитарно-защитной зоны предприятия и результаты его санитарно-эпидемиологической экспертизы, не представлены сведения о разработке проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны для объекта (предприятие по производству древесного угла - ООО «Муркофф»), имеющего в своем составе источник воздействия на среду обитания (печь по производству древесного угля);

в нарушение п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в ориентировочной санитарно-защитной зоне предприятия по производству древесного угля - ООО «Муркофф», находится жилая застройка: жилые дома и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), расположенные по <адрес> в д. ФИО1 района Свердловской области, что подтверждается выкопировкой из Публичной кадастровой карты;

в нарушение п. 6.1 СанПин 2.1.2.2645-10 в результате проведенных измерений установлено, что максимальный и эквивалентный уровень звука в ночной период времени (с 23 до 7 часов) не соответствуют нормативным величинам, установленным СанПин 2.1.2.2645-10.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах Забнев А.А. настаивал на привлечении ООО «Муркофф» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель ООО «Муркофф» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменное возражение, в котором просил производство по делу прекратить, указав, что согласно протокола лабораторных испытаний № 5925 от 21.09.2020 года не установлено превышения пределов допустимых параметров загрязнения атмосферного воздуха. Установка по производству древесного угля относится к стационарным установкам замкнутого цикла с вертикальными выемными ретортами и полным дожиганием пиролизных газов в топке. Этим обеспечивается экологическая чистота технологии пиролиза, применимой к данной установке. Состав выбросов в атмосферу ничем не отличается от выбросов, происходящих в процессе использования дров в качестве топлива в обычных котельных. На момент запуска производства угля ООО «Муркофф» заключило договор с ООО «Компания сопровождения экологических проектов «Геокология Консалтинг» с целью получения дополнительного документального подтверждения безопасности отходов производства для жизни и здоровья населения, разработки проекта обоснования санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух. Работы по данному договору проводятся в данный момент. На территории предприятия ведутся работы по распиловке сырья, для последующего размещения в реторты. Однако данные работы не ведутся ночью. Кроме того, объект по производству угля расположен на безопасном расстоянии от частных домов. Протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями, так как имеются противоречия в дате и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах Забнева А.А., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

Согласно положений ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила обязательны для соблюдения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как следует из материалов дела ООО «Муркофф» (623329, Свердловская область, Красноуфимский район, д. Татарская Еманзельга, ул. Мира) является предприятием по производству древесного угля.

16.07.2020 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах поступил запрос Главы Администрации МО Красноуфимский округ с целью проверки данного производства, в связи с обращением жителей д. Татарская Еманзельга. В обращении жителей указано, что от ООО «Муркофф» дым распространяется по всей северо-восточной части деревни, шум не прекращается круглосуточно, на улицах стоит едкий запах дыма.

С целью проверки указанных в жалобе обстоятельств, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах 07.08.2020 года принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Муркофф» и проведении административного расследования.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 вышеуказанного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

В соответствии с п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на промышленных предприятиях (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

Как следует из протокола об административном правонарушении № 518/2020-23 от 09.10.2020 года, ООО «Муркофф» не представлена программа производственного лабораторного контроля атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны промышленного предприятия, утвержденная руководителем предприятия.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.

В силу п. 4.1.1 указанного СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 518/2020-23 от 09.10.2020 года, ООО «Муркофф» не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта, не представлены результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта за 2019 год, истекший период 2020 года.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с настоящими санитарными правилами. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 2.2 указанного СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 518/2020-23 от 09.10.2020 года, ООО «Муркофф» не представлен проект санитарно-защитной зоны предприятия и результаты его санитарно-эпидемиологической экспертизы, не представлены сведения о разработке проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны для объекта, имеющего в своем составе источник воздействия на среду обитания – печь по производству древесного угля.

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

По классификатору СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - п. 7.1.5 Обработка древесины, КЛАСС II – санитарно-защитная зона 500 м, производство древесного угля (углетомильные печи). Вместе с тем, в ориентировочной санитарно-защитной зоне предприятия по производству древесного угля - ООО «Муркофф» находится жилая застройка.

В п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» определены предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки. В результате проведенных измерений было установлено, что уровни звука в ночной период времени у ООО «Муркофф» не соответствуют нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10.

Вина ООО «Муркофф» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается имеющимися в деле доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №518/2020-23 от 09.10.2020 года (л.д. 4-5);

- запросом Главы МО Красноуфимский округ № 2443 от 16.07.2020 года (л.д. 8);

- обращением жителей д. Татарская Еманзельга Главе МО Красноуфимский округ (л.д. 9-13);

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.08.2020 года (л.д. 17-18);

- определением о назначении экспертизы № 539/4 от 17.08.2020 года в отношении ООО «Муркофф» (л.д. 19);

- определением № 539/4 от 14.08.2020 года об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении (л.д. 21-22);

- определением о продлении сроков административного расследования от 07.09.2020 года (л.д. 23);

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.08.2020 года, составленный в присутствии понятых, из которого следует, что предприятие располагается за территорией жилой застройки. Ниже предприятия расположено МТМ, ниже зона жилой застройки на расстоянии около 500 м, со стороны ул. Мира расстояние до жилой застройки около 100 м. На территории располагается склад готовой продукции, площадка для хранения сырья, навес под установленное технологическое оборудование (дровокол, измельчитель древесины), печь по выжигу древесного угля, грузоподъемный механизм. Въезд на территорию предприятия осуществляется с ул. Центральной. Полный цикл работы составляет 5 часов, объем готовой продукции около 600 кг за один цикл. На момент осмотра рабочий цикл предприятия остановлен, шум и выбросы в атмосферу отсутствуют (л.д. 24-25);

- протоколом измерений физических факторов № 539/2 от 15.09.2020 года (л.д. 27-29);

- выкопировкой из публичной кадастровой карты (л.д.30);

- протоколом лабораторных испытаний № П-1241 от 16.09.2020 года, согласно которому при источнике шума бензопила, в контрольной точке № 1 (расположена на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций здания (гаража), на высоте 1,19 м на территории непосредственно прилегающей к жилому дому по адресу: <адрес>, д. ФИО1, <адрес>, расстояние до предприятия по производству угля – 95 м) характер шума колеблющийся, эквивалентный уровень звука составляет 52,2 ( 2,7 дБА, максимальный уровень звука составляет 62 ( 0,8 дБА; в контрольной точке №1-109/2014 (расположена на границе участка под индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером 66:14:4801001:586, расположенном по адресу: <адрес>, д. ФИО1, <адрес>) характер шума колеблющийся, эквивалентный уровень звука составляет 50,5 ( 4,4 дБА, максимальный уровень звука составляет 63 ( 0,8 дБА; в контрольной точке №1-109/2014 (жилая комната, не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещения на высоте 1,21 м над уровнем пола по адресу: <адрес>, д. ФИО1, <адрес>, при открытом окне) характер шума колеблющийся, эквивалентный уровень звука составляет 25,8 ( 2,4, максимальный уровень звука составляет 41,4 ( 0,8; в контрольной точке №1-109/2014 (жилая комната, не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещения на высоте 1,21 м над уровнем пола по адресу: <адрес>, д. ФИО1, <адрес>, при закрытом окне) характер шума колеблющийся, эквивалентный уровень звука составляет 24,2 ( 1,7 дБА, максимальный уровень звука составляет 35,2 ( 0,8 дБА (л.д. 31-32);

- экспертным заключением по результатам лабораторных измерений (испытаний) № П-1241 от 16.09.2020 года, согласно которому, максимальный и эквивалентный уровень звука (с 23 до 7 ч.) не соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10 в контрольных точка № 1, № 2, на остальных точках измеренные показатели соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (л.д. 33).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, отвечающем требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и составленном уполномоченным должностным лицом. Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции РФ законному представителю ООО «Муркофф» Аплаеву А.Ю. были разъяснены, о чем он собственноручно расписался.

С учетом указанных и исследованных доказательств, суд квалифицирует содеянное юридическим лицом ООО «Муркофф» по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Муркофф» 01.08.2016 года включен в указанный реестр.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу ч. 3 ст. ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ООО «Муркофф» к административной ответственности ранее не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не причинило вред окружающий среде и природопользованию либо других негативных последствий.

Учитывая фактические обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, полагаю необходимым заменить ООО «Муркофф» административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Муркофф» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.

Судья Т.А. Терехина