ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1002/18 от 12.09.2018 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №5-1002/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Аберкон И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в .... Республики Коми 12 сентября 2018 года дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:

Полное наименование:

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «Гестия»

Сокращенное наименование:

ООО ПСК «Гестия»

ОГРН

....

ИНН/КПП

..../....

юридический адрес:

....

Установил:

В Ухтинский городской суд на основании определения главного государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора ФИО10 от 03.09.2018 года поступило дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО ПСК «Гестия» (далее по тексту также – Общество). Данным определением дело передано в соответствии с п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ для рассмотрения судьей.

Как указано в протоколе об административном правонарушении от 30.08.2018 года ...., составленного главным государственным инспектором Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора в отношении ООО ПСК «Гестия», и следует из материалов дела, Ухтинским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора в период с 20.07.2018г. по 10.08.2018г. была проведена внеплановая выездная проверка с целью определения возможности выполнения лицензиатом - ООО ПСК «Гестия» лицензионных требований, в связи с обращением ООО ПСК «Гестия» от 10.07.2018г. (вх. ....л) в Печорское управление Ростехнадзора с целью переоформления лицензии на осуществление вида деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности».

В ходе проверки установлено, что опасные производственные объекты (далее – ОПО):

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы рег. № .... от 26.05.2011 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы Ю.П.) рег. № .... от 03.03.2010 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная торгово-административного комплекса автосервисных услуг .) рег. № .... от 05.03.2009 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная мебельного центра с выставочным залом рег. № .... от 21.03.2016 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная ) рег. № .... от 21.03.2016 года

эксплуатируются Обществом с нарушением требований промышленной безопасности, что выражается в следующем:

1) отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию следующих объектов ООО ПСК «Гестия»:

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы ) рег. № .... от 03.03.2010 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная торгово-административного комплекса автосервисных услуг ) рег. № .... от 05.03.2009 года,

что является нарушением:

- ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации» Кодекс РФ (от 29.12.2004 № 190-ФЗ);

- ч.4 ст.8, ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- п. 5(ф) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.

2) Не представлены документы соответствия на технические устройства, соответствующие требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу – требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными ст. 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»:

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы ) рег. № .... от 03.03.2010 года:

- Котел ....,

что является нарушением:

- ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- п. 5 (б, г) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.

3) Не представлены результаты (заключения) проведенного периодического медицинского осмотра работников ООО ПСК «Гестия», что является нарушением:

- ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- п. 5 (е) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.

4) Не аттестованы в области промышленной безопасности (А 1 и Б 7.1) главный инженер ООО ПСК «Гестия» ФИО7, ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ОПО (согласно приказу ООО ПСК «Гестия» от 24.04.2017 года ....) и помощник мастера по эксплуатации оборудования газовых объектов ООО ПСК «Гестия» - ФИО8, что является нарушением:

- ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 года № 37;

- п. 5 (ж) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492.

При эксплуатации ОПО:

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы ) рег. № .... от 26.05.2011 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы ) рег. № .... от 03.03.2010 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная торгово-административного комплекса автосервисных услуг ИП ФИО4) рег. № .... от 05.03.2009 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная мебельного центра с выставочным залом ) рег. № .... от 21.03.2016 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная ИП ФИО6) рег. № А25-00464-0022 от <...> г.,

не обеспечивается:

- промышленная безопасность ОПО – состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий - ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- не обеспечивается соблюдение нормативно-правовых актов РФ, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности - ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 19.07.2018 года №...., в протоколе об административном правонарушении от 30.08.2018 года ...., составленном главным государственным инспектором Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора в отношении ООО ПСК «Гестия».

В судебном заседании представитель ООО ПСК «Гестия» Гордеев Ю.А., действующий по доверенности, допущенные Обществом нарушения не оспаривал, дополнительно пояснил, что на текущий момент все нарушения устранены, просил снизить размер административного штрафа в связи с тяжелым имущественным положением Общества.

Печорское Управление Ростехнадзора извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просит назначить Обществу административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 23.07.2010г. N 171-ФЗ).

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела (в том числе протокола об административном правонарушении от 30.08.2018 года ...., акта проверки юридического лица Ухтинским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора от 19.07.2018 года ....) Обществом нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы рег. № .... от 26.05.2011 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная блочная котельная производственной базы рег. № .... от 03.03.2010 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная торгово-административного комплекса автосервисных услуг рег. № .... от 05.03.2009 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная мебельного центра с выставочным залом рег. № .... от 21.03.2016 года;

- «Сеть газопотребления ООО ПСК «Гестия» (Автоматизированная котельная рег. № .... от 21.03.2016 года.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Согласно пп. б, г, е, ж, ф п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 (ред. от 28.02.2018), лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от <...> г. N 190-ФЗ (ред. от <...> г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с <...> г.), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (ред. от 30.06.2015) «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность, при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации (в ред. Приказа Ростехнадзора от 06.12.2013 N 591); при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Согласно п. 13 вышеназванного Положения, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет. Если в нормативном правовом акте в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены иные сроки периодической аттестации, чем предусмотренные настоящим Положением, то применяются нормы настоящего Положения.

Факты наличия в деятельности Общества (на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении) нарушений требований промышленной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении от 30.08.2018 года №.... не оспаривались Обществом в ходе рассмотрения дела и подтверждены имеющимися в деле письменными доказательствами.

Таким образом, при эксплуатации опасного производственного объекта Обществом не обеспечивается промышленная безопасность производственного объекта - состояние защищенности жизненно важных интересов и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, не обеспечивается соблюдение нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения юридическим лицом требований промышленной безопасности, в данном случае не установлено. На момент проверки ООО ПСК «Гестия» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в указанной области.

На основании изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, считаю доказанным наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в действиях ООО ПСК «Гестия». То обстоятельство, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 30.08.2018 года ...., к моменту рассмотрения дела были устранены, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, а лишь учитывается при назначении ему административного наказания.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Учитывая, что большая часть выявленных нарушений к настоящему моменту Обществом устранена, полагаю возможным не применять к ООО ПСК «Гестия» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а назначить Обществу административный штраф.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Эта правовая позиция была изложена и Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П.

С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение ООО ПСК «Гестия», считаю, что наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав и интересов Общества. В связи с чем полагаю возможным назначить Обществу административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно в виде административного штрафа в размере 100000 рублей

На момент вынесения настоящего постановления срок давности привлечения лица к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ), установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь ст.4.1, ч. 1 ст. 9.1, ст.29.7, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-строительная компания «Гестия» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

р/счет № 40101810000000010004

УФК по Республике Коми (Печорское управление Ростехнадзора),

отделение НБ Республика Коми г.Сыктывкар,

БИК 048702001,

КБК 49811645000016000140,

ИНН 1103001093,

КПП 110101001,

ОКТМО г. Ухта 87725000.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст.32.2 КоАПРФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАПРФ.

В соответствии с ч. 1 ст.20.25 КоАПРФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст.32.2 КоАПРФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Аберкон