ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1003/18 от 09.10.2018 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело ...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

......

Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Булатов И.Х., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промзона,

УСТАНОВИЛ:

... старшим государственным инспектором Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 в отношении публичного акционерного общества (далее – ПАО) «Нижнекамскнефтехим» составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и материалы дела переданы на рассмотрение в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Начальник Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО2 и старший государственный инспектор Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 в судебном заседании просили привлечь ПАО «Нижнекамскнефтехим» к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить юридическому лицу наказание в виде административного приостановления его деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств на основании выданной ... лицензии ...-... сроком на 90 суток, поскольку ПАО «Нижнекамскнефтехим» на основании вышеуказанной лицензии, в отсутствие в штате ПАО «Нижнекамскнефтехим» аттестованных экспертов проводится техническое освидетельствование оборудования за пределами расчетного срока его службы в период срока безопасной эксплуатации, установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности, тем самым необоснованно продлевается срок эксплуатации и проведения очередной экспертизы промышленной безопасности технических устройств, что в течение календарного года неоднократно приводило к авариям с человеческими жертвами.

Представитель ПАО «Нижнекамскнефтехим» судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, отложить разбирательство не просили, ранее представитель ПАО «Нижнекамскнефтехим» ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании просила производство по делу прекратить, поскольку действующая лицензия на проведение экспертизы промышленной безопасности в настоящее время ПАО «Нижнекамскнефтехим» не используется, в связи с чем отсутствует необходимость наличия в штате ПАО «Нижнекамскнефтехим» трех аттестованных экспертов в области промышленной безопасности и переоформления выданной лицензии, пояснила, что экспертиза промышленной безопасности технических устройств ПАО «Нижнекамскнефтехим» проводится специализированными организациями на основании заключенных договоров выполнения работ.

Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, считаю, что ПАО «Нижнекамскнефтехим» подлежит привлечению к административной по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно примечанию 1 к статье 9.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года N 682 (далее – Положение о лицензировании) грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной; проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 362 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 года N 116 проведение технического освидетельствования оборудования за пределами расчетного срока его службы в период срока безопасной эксплуатации, установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности, должно осуществляться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО.

Из материалов дела усматривается, что ... в 16 часов по результатам проведенной Нижнекамским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора внеплановой выездной проверки соблюдения ПАО «Нижнекамскнефтехим» условий лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности ..., выданной ... Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены факт нарушения Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, а именно в штате ПАО «Нижнекамскнефтехим» отсутствуют эксперты, аттестованные в области промышленной безопасности по объектам экспертизы «Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте (ТУ)», в установленном порядке не переоформлена лицензия ... от ..., в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и перечня выполняемых работ, входящих в состав лицензируемого вида деятельности, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Факт совершения ПАО «Нижнекамскнефтехим» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2018 года, из которого следует, что представитель ПАО «Нижнекамскнефтехим» ФИО5 выявленное административное правонарушении не оспаривал, протоколом о временном запрете деятельности, согласно которому деятельность ПАО «Нижнекамскнефтехим» по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, согласно лицензии ..., выданной ... Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте приостановлена в 16 часов ..., актом проверки от ..., предписанием об устранении выявленных нарушений от ..., пояснениями заместителя начальника управления по техническому надзору ПАО «Нижнекамскнефтехим» ФИО4, который в судебном заседании не оспаривал факт проведения ПАО «Нижнекамскнефтехим» на основании лицензии ... от ... технического освидетельствования оборудования за пределами расчетного срока его службы в период срока безопасной эксплуатации, установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности в нарушение Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, а именно в отсутствии трех аттестованных экспертов, списком оборудования ПАО «Нижнекамскнефтехим», отработавшего нормативный (заводской) срок службы (более 170), по которым ПАО «Нижнекамскнефтехим» проводилось техническое освидетельствование в период с ... по ..., актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте ПАО «Нижнекамскнефтехим», происшедшей ..., в результате которого пострадали двое работников ПАО «Нижнекамскнефтехим», другими материалами дела.

Допустимых и достоверных доказательств соблюдения ПАО «Нижнекамскнефтехим» Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности при проведении технического освидетельствования оборудования за пределами расчетного срока его службы в период срока безопасной эксплуатации, установленного в заключении экспертизы промышленной безопасности не представлено.

При таких обстоятельствах, считаю, что ПАО «Нижнекамскнефтехим» подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доводы представителя ПАО «Нижнекамскнефтехим» противоречат указанным выше доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ПАО «Нижнекамскнефтехим» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

При назначении наказания учитывается характер административного правонарушения, обстоятельства дела, положения главы 4 КоАП РФ и отсутствие действий по устранению выявленных нарушений.

Характер нарушения, а именно проведение ПАО «Нижнекамскнефтехим» технического освидетельствования оборудования опасного производственного объекта в отсутствие соответствующих экспертов, указывает на реальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем, полагаю целесообразным назначить ПАО «Нижнекамскнефтехим» по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления его деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, согласно лицензии ..., выданной ... Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте сроком на 60 суток с момента фактического приостановления с 16 часов ....

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим» (ОГРН ..., ИНН ..., юридический адрес: ..., промзона) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления его деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, согласно лицензии ..., выданной ... Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте сроком на 60 суток с момента фактического приостановления с 16 часов ....

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вынесения или получения копии.

Судья И.Х. Булатов