ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1004/18 от 09.08.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1004/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

**.*** 2018 года 180007 <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н., рассмотрев материалы административного дела в отношении перевозчика UAB «GELETRA» юридический адрес: <данные изъяты> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

**.***.2018 на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых автотранспортных средств: седельный тягач марки «VOLVO» регистрационный номер №* с полуприцепом марки «SCHMITZ» регистрационный №* следовавший под управлением гражданина Литвы В.С.М.<данные изъяты>

Перевозчик товара: UAB «GELETRA» юридический адрес: <данные изъяты>

Состав транспортных средств регистрационные номера №* следовал из Литвы в Россию.

При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представитель перевозчика UAB «GELETRA»/ЗАО «ГЕЛЕТРА» в лице водителя гражданина Литвы В.С.М. представил должностному лицу т/п МАПП Бурачки Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы (далее – ТСД): CMR №*, инвойс №* инвойс №*, упаковочный лист к инвойсу №*, упаковочный лист к инвойсу №* фитосанитарный сертификат №*

Согласно товаросопроводительным документам в грузовом отделении состава транспортных средств регистрационные номера №* перемещается товар: «горшечные растения, черенки растений для открытого грунта, саженцы декоративных растений», коды по ТН ВЭД ЕАЭС 060112, 060220, 060230, 060290, 060240, страна происхождения: Польша, Израиль, в количестве 482 грузовых места, общим весом брутто 9237 кг, общей стоимостью 17126,42 долл. США.

Отправитель товара: UAB «RYTU PROJEKTAI», PIEVU 1, KARMELAVA KAUNO RAJ., LIETUVA (ЗАО «РИТУ ПРОЕКТАЙ», <данные изъяты>

Получатель: LLC «CELESTA» (ООО СЕЛЕСТА), 129110, <...> (ИНН №*). Таможня назначения – Московская областная, т/п Можайский, 1013150.

При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (т/п МАПП Бурачки Псковской таможни) зарегистрировано сообщение о прибытии транспортного средства №*

В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, установлено, что в фитосанитарном сертификате №* отсутствует информация о зоне, местах или участках производства свободных от карантинных вредных организмов на территории государства Израиль, подкарантинной продукции, а именно товара «черенки укорененные и молодые растения», страной происхождения которой является Израиль, что является нарушением Раздела 1, п.8. Решения Совета Евразийской комиссии от 30.11.2016 №157 «Об утверждении Единых карантинных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза», п.4.1.7. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (в редакции Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017г.) п. 3 ст.15 Федерального закона № 206-ФЗ от 21.07.2014 “О карантине растений”.

Должностным лицом Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям был составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №*

Согласно акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №* должностным лицом карантинного фитосанитарного контроля ввоз указанного товара «черенки укорененные и молодые растения» в количестве 5646 штук, код ТН ВЭД ЕАЭС 0602904500, страна происхождения - Израиль на территорию РФ был запрещен.

Согласно материалов дела в фитосанитарным сертификате №* отсутствует информация о том, что подкарантинная продукция «черенки укорененные и молодые растения» произведена в зоне, местах (или)участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанные в Единых карантинных фитосанитарных требованиях, на территории государства Израиль.

Фитосанитарный сертификат №* не подтверждает безопасность ввозимого товара «черенки укорененные и молодые растения» страна происхождения Израиль в части карантинных фитосанитарных требований и не может быть применим для целей таможенного декларирования указанного товара.

Представитель фирмы - перевозчика ЗАО «Гелетра» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Псковской таможни доводы протокола об административном правонарушении поддержал, полагал, что вина перевозчика ЗАО «Гелетра» в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию полностью доказана. Просил назначить наказание в виде минимального штрафа предусмотренного санкцией статьи с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств.

Заслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы административного дела, а именно: CMR №*, инвойс №*, инвойс №* упаковочный лист к инвойсу №*, упаковочный лист к инвойсу №* фитосанитарный сертификат №* объяснение В.С.М. от **.***2018, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №* и другие документа, имеющиеся в материалах дела №5-1004/2018, суд считает, что вина перевозчика ЗАО «Гелетра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию доказана.

В соответствии с п.1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

П.п. 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено - "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор) ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:

- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

- Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12).

В соответствии со ст. 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры:

1. Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

2. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.

3. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:

4 Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);

5 Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).

Ввозимый товар «черенки укорененные и молодые растения», «саженцы декоративных растений», «растения защищенного грунта в горшках» по коду ТН ВЭД ЕАЭС-0602 и наименованию включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции: Прочие живые растения (включая их корни), черенки и отводки(ТН ВЭД ЕАЭС-0602(кроме 0602 90 100 0).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12) Договора, с пунктом 2.1. Положения:

-«фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.

Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка;

2) осмотр транспортных средств;

3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

4) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:

1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;

2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения;

Согласно пункту 4.1.7. Положения фитосанитарный сертификат признается не подтверждающим необходимое фитосанитарное состояние ввозимой партии подкарантинной продукции, если в нем отсутствуют сведения о соблюдении карантинных фитосанитарных требований, действовавших на момент выдачи фитосанитарного сертификата и не утративших силу к моменту проведения документарной проверки.

В соответствии с п. 3 статьи 22. (Правила ввоза в Российскую Федерацию подкарантинной продукции) Федерального закона №206-ФЗ от 21.07.2014 «О карантине растений» к ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям.

Согласно статье 15 пункта 3 Федерального закона №206-ФЗ запрещается ввоз Российскую Федерацию подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, контроля в местах производства(в том числе переработки), отгрузки такой подкарантинной продукции в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. №157 утверждены Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единые карантинные фитосанитарные требования).

Согласно п.8 раздела I Единых карантинных фитосанитарных требований в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или)участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.

Согласно пункту 4.1.4 Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;

3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и или Российскую Федерацию.

Ответственность по ст. 16.3 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения лицом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров не только на таможенную территорию Евразийского экономического союза, но и в Российскую Федерацию, то есть объектом административной правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров как на таможенную территорию Таможенного союза, так и в Российскую Федерацию.

Согласно объяснениям от **.***.2018 водителя перевозчика UAB «GELETRA»/ЗАО «ГЕЛЕТРА» гражданина Литвы В.С.М. он знаком с законодательством в области международных перевозок. **.***2018г. на складе отправителя UAB «RYTU PROJEKTAI» осуществлялась погрузка товара «саженцы декоративных растений и горшечные цветы» в транспортное средство регистрационные номера №*. При загрузке товара в транспортное средство регистрационные номера №* он присутствовал. После погрузки он получил на руки товаросопроводительные документы. **.***2018 на указанном выше транспортном средстве с товаром он прибыл на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни, подал документы на оформление. **.***2018 в ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, установлено, что в фитосанитарном сертификате №* отсутствует информация о зоне, местах или участках производства свободных от карантинных вредных организмов на территории государства Израиль, подкарантинной продукции, а именно товара «черенки укорененные и молодые растения», страной происхождения которой является Израиль. Был составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №*, проставлен штамп проставлен штамп "Ввоз запрещен". При проведении фитосанитарного контроля он присутствовал, с результатами согласен.

Таким образом, ввоз подкарантинной продукции перевозчиком «черенки укорененные и молодые растения», страной происхождения которой является Израиль на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Российская Федерация) не были соблюдены запреты и ограничения, в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016г. № 157.

Фитосанитарный сертификат №* не подтверждает безопасность ввозимого товара «черенки укорененные и молодые растения» страна происхождения Израиль в части карантинных фитосанитарных требований и не может быть применим для целей таможенного декларирования указанного товара.

Какие-либо изменения или обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) CMR внесены не были.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Необходимо также отметить, что обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений является публично-правовой и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей и, до определенной степени, - действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства.

Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.

Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ № 60 от 20.11.2008 г. «…в тех случаях, когда в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что перевозчик предпринял исчерпывающие меры для соблюдения обязанностей и требований, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, в материалы дела не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения перевозчиком приведенных обязанностей и требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Исходя из изложенного, в деянии UAB «GELETRA»/ЗАО «ГЕЛЕТРА» усматривается состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию,, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Процессуальные издержки отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать перевозчика UAB «GELETRA» /ЗАО «ГЕЛЕТРА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара.

Разъяснить UAB «GELETRA» /ЗАО «ГЕЛЕТРА», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Предложить UAB «GELETRA» /ЗАО «ГЕЛЕТРА» представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Разъяснить UAB «GELETRA» /ЗАО «ГЕЛЕТРА», что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Копии документов: <данные изъяты>

Процессуальные издержки отсутствуют.

Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701

БИК 044501002

Получатель: ИНН <***> КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счёт получателя: 40101810800000002901

КБК 15311604000016000140

ОКТМО 45328000

Код таможни: 10209000

УИН штрафа: 15310102090001320185

Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-1004/18 для Псковской таможни

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции {VO70010}.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередь платежа.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Постановление вступило в законную силу «___» _______ 201 года.

Судья И.В. Тимофеева