ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1006/20 от 23.09.2020 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №5-1006/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 сентября 2020 года Санкт-Петербург

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,

с участием защитника <ФИО>5,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес><адрес>, фактически проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,

о совершении правонарушения, предусмотренного по ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО1 повторно совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:

27 февраля 2020 года Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга было согласовано проведение 29 февраля 2020 года публичного мероприятия в виде пикетирования на площади перед памятным знаком «Соловецкий камень» на Троицкой площади г. Санкт-Петербурга, с заявленным количеством участников – 200 человек, с целью почтить память об убитом 27 февраля 2015 российском политике ФИО2.

29 февраля 2020 года ФИО1 в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., находясь на Троицкой площади в г. Санкт-Петербурге, совместно с неустановленными гражданами не менее 250 человек, являясь участником публичного мероприятия в виде пикетирования, целью которого было информирование присутствующих и выражение своего мнения об отношении власти к российскому политику ФИО2 и его смерти, находясь на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень», скандировал лозунг «Россия без ФИО3!». Данный лозунг не соответствовал заявленной тематике проводимого публичного мероприятия в виде пикетирования.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

В соответствии с п.2 ч.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия участники обязаны, в том числе, соблюдать регламент проведения публичного мероприятия.

Однако, ФИО1 в нарушение п.2 ч.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ совместно с неустановленными гражданами выкрикивал лозунг, не соответствовавший заявленной тематике данного согласованного в установленном законом порядке пикетирования, а именно «Россия без ФИО3!».

Своими действиями ФИО1 нарушил требования п.2 ч.3 ст.6, п.6 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ.

Ранее постановлением Калининского районного суда Санкт-Петербург от 13.06.2017 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 10000 рублей. Постановление вступило в законную силу 04.07.2020 года. Сведения об уплате штрафа отсутствуют.

Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 вину не признал, пояснив, что пришел на Троицкую площадь для участия в пикетировании посвященном памяти ФИО2. Не помнит, чтобы выкрикивал какие-либо лозунги. Ни организаторы мероприятия, ни сотрудники полиции замечаний ему не делали. По окончания мероприятия ушел. На просмотренной видеозаписи себя узнал. Полагал, что выкрикиваемый им на видеозаписи лозунг соответствует тематике мероприятия, поскольку отражает политическую позицию ФИО2.

Защитник <ФИО>5 представила письменную позицию и просила производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Понятие регламента, указанное в законе, не включает ссылку на тематику публичного мероприятия. Сведения о каком-либо регламенте проводимого 29.02.2020 года пикетирования, в материалах дела нет. До ФИО1 никто регламент не доводил, замечаний ему не делал. Лозунги, которые вменены в вину ФИО1 связаны с личностью ФИО2, поскольку он был оппозиционером, неоднократно публично выступавшим против ФИО3, в связи с чем высказывание аналогичной позиции, а также критика власти во время согласованного публичного мероприятия не противоречит закону, и соответствует позиции, выраженной ЕСПЧ. Представленный в материалах дела CD-диск содержит видеозапись, неизвестно кем выполненную, в связи с чем не может быть доказательством по делу, вызывает сомнения в достоверности, так как не исследовалось, подвергался ли она или нет монтажу. ФИО1 в ходе проведения публичного мероприятия его порядка не нарушал, никаких деструктивных или запрещенных законом действий не совершал.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Частью пятой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Частью восьмой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.

В ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При этом в силу требований ст.7 Федерального закона №54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются, в том числе цель и форма публичного мероприятия.

Исходя из смысла вышеуказанных и других норм Федерального закона №54-ФЗ проводимое публичное мероприятие должно соответствовать заявленным в уведомлении форме и цели его проведения, а также проводится в соответствии с заявленным регламентом на всех его этапах.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).

Согласно п.8 ч.2 Федерального закона N 54-ФЗ регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.

В подтверждение вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, представлены:

- протокол об административном правонарушении АП от 05 мая 2020 года, в котором изложены вышеуказанные события административного правонарушения;

- справка от 03.03.2020 года оперуполномоченного <ФИО>7 с приложением фотоматериалов (скриншотов) об изучении видеозаписи и установлении участника, зафиксированного на скриншоте, как ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- скриншоты и видеозаписями на DVD-носителе, на котором представлена видеозапись, где отображен ФИО1, скандирующий лозунг «Россия без ФИО3» в группе других людей;

- текст обращения, использованный сотрудниками полиции для информирования и предупреждения граждан во время движения по Александровскому парку в сторону Троицкой площади;

- объяснения старшего сержанта полиции <ФИО>8, согласно которым при исполнении служебных обязанностей 29.02.2020 года он с помощью громкоусиливающей аппаратуры неоднократно уведомлял группу граждан, коллективно движущихся от стации метро Горьковская в сторону Троицкой площади о недопустимости использования средств наглядной агитации и скандирования лозунгов, а также предупреждал об ответственности и требовал прекратить проводимое с нарушением закона шествие; однако в период прохождения к месту пикетирования, несмотря на предупреждения, гражданами скандировались лозунги, а также он видел граждан, которые демонстрировали плакаты;

- копия постовой ведомости расстановки патрульно-постовых нарядов, в которой 29.02.2020 года указан Пискунов;

- сообщение из администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о том, что было согласовано публичное мероприятие в форме пикетирования 29.02.2020 года с 12:00 до 13:00, с местом проведения на площадке перед памятным знаком «Соловецкий камень» на Троицкой пл. в Санкт-Петербурге, заявленное количество участников 200 человек, организаторы: <ФИО>9, <ФИО>10, <ФИО>11, цель проведения: «память об убитом 27 февраля 2015 года российском политике ФИО2».

Таким образом, из представленных доказательств следует, что ФИО1 находился в составе участвующих на Троицкой площади в пикетировании граждан и скандировал без использования звукоусиливающих технических средств лозунг «Россия без ФИО3». При этом, ни на видеозаписи, ни при исследовании других доказательств не установлено замечаний со стороны организаторов публичного мероприятия или сотрудников полиции на момент проведения пикетирования на Троицкой площади о не соответствии лозунга, который выкрикивал ФИО1, тематике и регламенту публичного мероприятия. Каких-либо доказательств присутствия ФИО1 в Александровском парке, где были сделаны вышеуказанные объявления сотрудниками полиции, не имеется.

С учетом общеизвестных сведений о личности российского политика ФИО2 и его политической позиции для ФИО1 могло быть не очевидным, что выкрикиваемый им совместно с группой других граждан на Троицкой площади лозунг «Россия без ФИО3» не соответствует тематике заявленного публичного мероприятия, посвященного памяти об убитом 27 февраля 2015 года российском политике ФИО2.

Иные указанные в протоколе об административном правонарушении сведения о действиях ФИО1 представленными доказательствами не подтверждаются.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, и предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ – прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.В. Медведева