Дело № 5-1007/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Казань 27 августа 2018 года
Судья Вахитовского районного суда г. Казани Ш. А. Гумеров при секретаре Ч. Р. Мухаметзяновой, рассмотрев административное дело в отношении заместителя директора по реставрации и текущему ремонту ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» А. Р., ..., уроженца дер. ... РТ, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Главным государственным инспектором Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса В. В. ... возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя директора по реставрации и текущему ремонту ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» ... А. Р. по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, не явилось, извещено надлежащим образом.
ФИО1 просил освободить его от наказания на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав ФИО1 и его представителя, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 2 статье 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно статье 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 73-ФЗ) ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного закона.
Как указано в протоколе об административном правонарушении, специалистами Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Минкультуры России по ПФО) при осуществлении мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения (памятник истории и культуры) «Ансамбль Казанского Кремля» XV - первая четверть XX века (далее - Ансамбль Казанского Кремля), проведенных в период с 02 по 06 апреля 2018 г. (на основании задания от 29.03.2018 № 02) и в период с 15.05.2018 по 17.05.2018 (на основании задания от 14.05.2018 № 3), было выявлено проведение на памятнике истории и культуры федерального значения «Здание гауптвахты (середина XIX века), в котором в период взятия города Казани войсками Белой гвардии находился в заключении перед казнью в августе 1918 года председатель Казанского Губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ФИО2» (далее - объект), входящем в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского Кремля» XV - первая четверть XX века, работ по его сохранению, а именно, ремонт кровли (демонтаж с последующим монтажом) и ремонт фасадов (очистка стен фасадов до кирпичной кладки с последующим оштукатуриванием и окрашиванием).
Факт проведения работ на вышеуказанном объекте подтверждается материалами фотофиксации.
Ансамбль Казанского Кремля поставлен на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля» включен в Список всемирного наследия решением 24-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО № CONF 204Х.С/1 в 2000 г.
Памятник истории и культуры «Здание гауптвахты (середина XIX века), в котором в период взятия города Казани войсками Белой гвардии находился в заключении перед казнью в августе 1918 года председатель Казанского Губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ФИО2» поставлен на государственную охрану постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.01.1993 № 39 «О включении в Список памятников истории и культуры республиканского (Республика Татарстан) значения памятников истории и архитектурных сооружений г. Казани и районов Республики Татарстан, исключении из списка памятников истории и культуры памятников, утративших историческое значение, передаче на баланс Министерства культуры Республики Татарстан памятников истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 22.11.2016 № 2547 категория Объекта изменена с категории объект культурного наследия регионального значения на категорию объект культурного наследия федерального значения.
В 2017 году объект включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2017 г. № 1162-р в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 17.08.2010 № 2297-р Объект закреплен на праве оперативного управления за ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (далее - Музей-заповедник «Казанский Кремль»). Таким образом, Музей-заповедник «Казанский Кремль» является пользователем Объекта.
Согласно информации Минкультуры России (исх. № 3578-12-02 от 24.04.2018 г.) было выдано разрешение от 26.02.2018 № 12-12.1-03 ГУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» (далее - ГУП РТ «Татинвестгражданпроект») на следующие виды работ: научно-исследовательские и изыскательские работы (инструментальное обследование всех конструкций здания с разработкой шурфов, демонтаж новодельных перегородок и отделочных материалов; инженерно-технологические исследования строительных и отделочных материалов с лабораторными исследованиями). Разрешение на проведение работ по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению к современному использованию не выдавалось.
Состав комплекса научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия определен разделом 5 ГОСТа Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (дата введения 01.06.2014).
В соответствии с вышеуказанным ГОСТом работы по очистке наружных стен от штукатурного и окрасочного слоев до кирпичной кладки (на всей площади всех фасадов) и по демонтажу кровли здания к научно-исследовательским и изыскательским работам не относятся.
Таким образом, данные работы в комплекс научно-исследовательских и изыскательских работ не входят, и, следовательно, выполнены без согласованной проектной документации, выполненной на основании задания, и разрешения на проведение работ по сохранению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, что является нарушением части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ. Работы по монтажу кровли и ремонту всех фасадов здания выполнены с аналогичным нарушением.
Проведение на объекте вышеуказанных работ является нарушением требований законодательства об объектах культурного наследия и, следовательно, нарушением требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с трудовым договором от 17 августа 2010 года и дополнительным соглашением к нему от 13 ноября 2015 года в обязанности А. Р. ... входит организация работы «по сохранению комплекса Ансамбля Казанского Кремля как объекта всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а также объектов культурного наследия федерального... значения, расположенных на территории Казанского Кремля, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ.. .», в том числе «организация комплексной работы служб музея-заповедника по обеспечению выполнения установленных законодательством требований к сохранению и содержанию объектов культурного наследия; обеспечение технического надзора и контроля за сроками и качеством выполнения всех реставрационных и ремонтных работ на объектах Казанского Кремля; взаимодействие с соответствующими госорганами, ремонтно-реставрационными организациями и другими заинтересованными сторонами для исполнения возложенных задач; производство совместно с подрядными организациями сдачи, приемки ремонтно-реставрационных работ на объектах Казанского Кремля, обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию объектов на территории Казанского Кремля». Таким образом, ... А.Р. несет персональную ответственность за исполнение вышеуказанных обязанностей.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: его объяснением, актами осмотра объекта, объяснением Г. Ю. ..., схемами мест проведения исследования, трудовым договором от 17 августа 2010 года, которые согласуются с протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, заместителем директора по реставрации и текущему ремонту А.Р. ... административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как указано в пункте 21Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о возможности освободить заместителя директора по реставрации и текущему ремонту ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» А. Р. ... ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении заместителя директора по реставрации и текущему ремонту ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» А. Р., ..., уроженца дер. ... зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях прекратить, ограничившись устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления суда через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья