Дело № 5-1007/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июля 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Диких Е.С.
(<...>)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 280101001, дата регистрации юридического лица - 23.10.2017 г., адрес места нахождения: <...>,
УСТАНОВИЛ:
10 июля 2019 г. в Благовещенский городской суд Амурской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ».
Законный представитель либо защитник ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя/защитника ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ».
Изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 76.1. Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания.
Статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иногоимущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В пункте 8.2 ПВК по ПОД/ФТ Банка указано, что проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны Применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ проводится не реже чем один раз в три месяца и сведения о результатах проведения такой проверки направляются в Уполномоченный орган в срок, не позднее трех рабочих дней после окончания (проведения такой проверки).
Часть 3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из представленных материалов, 12.09.2018 г. Банком России в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Отделение Благовещенск) в адрес ООО 2ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» вынесено предписание № Т710-20-42/6173 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которым предписано в десятидневный срок с даты получения настоящего предписания представить для проверки в Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка России следующие документы:
1. копии Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила внутреннего контроля), разработанных в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в соответствии с Положением Банка России № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в редакциях, действующих в период с 23.10.2017 г. по дату представления документов.
Кроме того, ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» должно письменно (вс сопроводительном письме) подтвердить, что Правила внутреннего контроля (в последней редакции) являются действующими на дату их представления;
2. копии внутренних организационно-распорядительных документов выписок из них) о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (далее - СДЛ), исполнявших обязанности в период с 23.10.2017 г. по дату представления документов, копии должностных инструкций СДЛ, а также документы, подтверждающие соответствие СДЛ квалификационным требованиям, предъявляемым к СДЛ (копию документа об образовании, копию трудовой книжки, копию справки о наличии (отсутствии) судимостии (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (в случае отсутствия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования необходимо представить данные лица, исполняющего обязанности СДЛ (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации), для получения информации Отделением Благовещенск самостоятельно), копию документа, подтверждающего обучение в целях действия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (целевой инструктаж));
3. копии устава ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ», действующего на дату предоставления документов;
4. копии документа, определяющего перечень должностей в штате организации, действующего на дату представления документов;
5. копии документов за период с 23.10.2017 г. по дату представления документов, в которых зафиксированы результаты проведенных проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка) в соответствии с порядком проведения проверки, установленным программой по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки Правил внутреннего контроля.
6. копии формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС), направленных в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в соответствии с п. 8 Указания Банка России от 15.12.2014г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание № 3484-У), о результатах проведённых проверок за период с 23.10.2017 г. по дату представления документов;
7. копии квитанций, предусмотренных пунктом 9 Указания № 3484-У и содержащих подтверждение принятия/непринятия уполномоченным органом ФЭС, по результатам контроля каждого направленного ФЭС за период с 23.10.2017 г. по дату представления документов;
8. скриншотов страниц Личного кабинета некредитной финансовой организации на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за период с 23.10.2017 г. по дату предоставления документов:
-использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности экстремисткой деятельности или терроризму;
-статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг.
В случае непредставления каких-либо документов, указанных в предписании, ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» предписано представить справку, содержащую объяснения причин непредставления, с приложением документов, подтверждающих изложенную информацию.
Предписание от 12.09.2018 г. № Т710-20-42/6173 направлено ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» на бумажном носителе почтовым отправлением с заказанным уведомлением по месту нахождения юридического лица: <...> (почтовое отправление № *** от 12.09.2018 года).
В соответствии с отметкой на уведомлении о вручении заказного почтового отправления № *** от 12.09.2018 г. предписание вручено ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» 20.09.2018 г.
Таким образом, ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» обязано было исполнить Предписание от 12.09.2018 г. № Т710-20-42/6173 в срок до 01.10.2018 г. (включительно).
Между тем, до 01.10.2018 г. (включительно) в Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка России какие-либо документы, свидетельствующие о выполнении указанного предписания №Т710-20-42/6173, не поступили.
Ходатайства о продлении срока исполнения предписания не поступало.
27 июня 2019 г. ведущим юрисконсультом отделена Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении ООО «Ломбард Финанс-ДВ» составлен протокол № ТУ-10-ЮЛ-18-23490/1020 об административном правонарушении по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» вменяемого правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно протоколом № ТУ-10-ЮЛ-18-23490/1020 от 27 июня 2019 г. об административном правонарушении, предписанием от 12.09.2018 г. № Т710-20-42/6173, сведениями о вручении предписания, выпиской из ЕГРЮЛ, уведомлением от 08 июля 2019 года о составлении протокола об административном правонарушении, и другими материалами дела.
Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являются достаточными для рассмотрения дела по существу, они оцениваются судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, признаются достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо, вступая в соответствующие правоотношения, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения исключается, если будет установлено, что административное правонарушение произошло в силу чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, обстоятельств, которые не могли быть предвиденными или являлись объективно непреодолимыми для конкретного юридического лица.
Судом не установлены причины, которые бы препятствовали юридическому лицу ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» представить вОтделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка России (г. Благовещенск) в установленный в предписании срок документы об его исполнении.
Доказательств того, что ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» были приняты меры к сообщению уполномоченному лицу о невозможности исполнения предписания (в указанный в нем срок предоставить документы), материалы дела также не содержат, в суд не представлено.
Действия юридического лица ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ», судом не установлено.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая изложенное, с учётом положений ст. 3.1, 4.1, 3.12 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершённому правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, с учетом характера правонарушения, объектом которого является правоотношения по выполнению предписаний, надзорного органа, выносимых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансового положения ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ», судья полагает необходимым назначить юридическому лицу ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 280101001, дата регистрации юридического лица - 23.10.2017 г., адрес места нахождения: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» сроком на 30 суток.
Срок приостановления деятельности ООО «ЛОМБАРД ФИНАНС-ДВ» исчислять с 08 часов 30 минут 30 июля 2019 года до 29 августа 2019 года 08 час. 30 мин. включительно.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Благовещенского
городского суда Е.С. Диких