ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1007/2015 от 05.02.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 февраля 2016 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО1, ее защитника Амшеевой А.И.,

рассмотрев материалы дела №5-35/2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении заместителя председателя – начальника департамента финансов и правовой работы Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска ФИО1, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Из поступившего в Кировский районный суд г. Иркутска протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении контрольного мероприятия «<данные изъяты> при реализации аналогичных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных в муниципальной программе «<данные изъяты> в Комитете городского обустройства Администрации г. Иркутска установлено, что Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «<данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ (далее – Программа). Ответственным исполнителем Программы является Комитет городского обустройства Администрации г. Иркутска (далее – КГО), который также осуществляет контроль за реализацией Программы.

С целью реализации Программы распоряжением заместителя мэра – председателя КГО от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Приложение <данные изъяты> в рамках которого по направлению <данные изъяты> запланировано проведение мероприятия «Проведение на территории г. Иркутска мероприятий в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности» (п.).

Согласно ст.2 Закона Иркутской области от 04.12.2008 г. №101-оз (в ред. от 16.12.2013 г.) «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области» экологическое просвещение – распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности. Как следует из ст.8 указанного Закона Иркутской области проведение Дней защиты от экологической опасности является одной из форм экологического просвещения. Перечень ежегодно проводимых на территории Иркутской области Дней защиты от экологической опасности утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 27.03.2012 г. №91-рп. План проведения мероприятий на территории г. Иркутска в общероссийские Дни защиты от экологической опасности в 2014 году утвержден постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ), п.36 которого предусмотрено проведение «Всемирного дня охраны окружающей среды» с организацией олимпиады «Байкаловедение» и выставки рисунков «Экологический вернисаж».

В ходе проведения контрольного мероприятия в КСП представлен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на поставку бензина автомобильного для обеспечения проведения на территории г. Иркутска операции <данные изъяты>»в рамках проведения общероссийских Дней защиты от экологической опасности в ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость муниципального контракта не превышает предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных распоряжением заместителя мэра – председателем комитета городского обустройства от ДД.ММ.ГГГГ, по коду бюджетной классификации для исполнения бюджетных обязательств по оплате горюче-смазочных материалов.

В соответствии с п. муниципального контракта «Покупатель» - КГО в лице начальника управления экологии комитета городского обустройства <данные изъяты> (действующего на основании распоряжения заместителя мэра – председателя КГО от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании полномочий»), обязуется оплатить товар в порядке и на условиях, определенных настоящим контрактом. Согласно п.2.3 муниципального контракта оплата производится из средств бюджета г. Иркутска, предусмотренных п.3.1 «Проведение на территории г. Иркутска мероприятий в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности» Плана мероприятий на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов по реализации подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности на территории г. Иркутска» подпрограммы «Эко-Логичный город на 2013-2017 годы». Кроме того, Отчетом о выполненных муниципальным образованием г. Иркутск в 2014 году мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности (п.13) КГО подтверждается выполнение рейдовых мероприятий операции «Нерест» в рамках Дней защиты от экологической опасности при проведении Всемирного дня охраны окружающей среды.

Однако, в п.3.1 Плана мероприятий на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов по реализации подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска» программы «Эко-Логичный город на 2013-2017 годы», а также в постановлении администрации от ДД.ММ.ГГГГ мероприятие <данные изъяты> не предусмотрено.

Как следует из исполнительной документации по муниципальному контракту (товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи товара к контракту б/н от ДД.ММ.ГГГГ, отчет <данные изъяты> по реализации топлива по картам контрагента «Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ весь объем бензина по номеру карты был получен на <данные изъяты> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании платежных документов (акт приема-передачи товара к контракту б/н от ДД.ММ.ГГГГ, счет от ДД.ММ.ГГГГ) необходимых для совершения кассовых выплат из бюджета, составлена заявка на перечисление средств по лицевому счету в сумме <данные изъяты> в счет оплаты муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ От имени руководителя заявка подписана <данные изъяты> Подпись соответствует образцу в карточке образцов подписей и оттиска печати, в соответствии с которой <данные изъяты>. делегировано право первой подписи банковских документов от имени руководства КГО. Оплата бензина в соответствии с заявкой на перечисление средств в сумме <данные изъяты> рублей с лицевого счета КГО подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ и реестром проведенных перечислений денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям управления экологии КГО, представленным в КСП с письмом от ДД.ММ.ГГГГ и актом без номера от ДД.ММ.ГГГГ бензин на общую сумму <данные изъяты> рублей был приобретен и использован для заправки водных судов территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального уравления Федерального агентства по рыболовству (далее – Рыбоохрана), участвующих в проведении рейдовых мероприятий по прекращению рыбной ловли в нерестовых водоемах.

Таким образом, на основании вышеизложенного, использование бюджетных средств, выразившееся в направлении бюджетных средств и оплате денежных обязательств по поставке бензина для заправки катеров Рыбоохраны, используемых для проведения рейдовых мероприятий операции «Нерест» (комплекс мер по прекращению рыбной ловли в нерестовых водоемах на территории г. Иркутска) не соответствует цели их получения – проведение общероссийских Дней защиты от экологической опасности в рамках направления «Экологическое просвещение», определенных в п.3.1 Плана мероприятий, постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Действия заместителя председателя – начальника департамента финансов и правовой работы Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска Чирковой ФИО1 должностным лицом квалифицированы как правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении данного правонарушения не признала, суду показала, что в ее действиях отсутствует состав инкриминируемого правонарушения, пояснила, что в рамках муниципальной программы «Эко-логичный город на 2013-2017 годы» были запланированы расходы на проведение на территории г. Иркутска мероприятий в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности в сумму <данные изъяты> рублей (п. 3.1 плана мероприятий подпрограммы), планировались расходы на операцию <данные изъяты> В заявленном размере расходы были утверждены в бюджете г. Иркутска. В соответствии с п. 3.1 указанного плана управлением экологии был заключен муниципальный контракт на поставку бензина автомобильного в количестве <данные изъяты> литров на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения проведения операции «<данные изъяты> в рамках мероприятий общероссийских Дней защиты от экологической опасности в 2014 году». Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Полагает, что заключение и исполнение контракта на поставку ГСМ для операции <данные изъяты> в рамках Дней защиты от экологической опасности по направлению расходов – «экологическое просвещение» соответствует целям бюджета, бюджетной росписи, программе и плану мероприятий и соответственно не могут являться нецелевым расходованием средств бюджета г. Иркутска. Также полагает, что она не является лицом, подлежащим привлечению к ответственности. Должностным лицом, отвечающим за целевое использование бюджетных средств, является должностное лицо, осуществляющее полномочия заказчика и принявшее бюджетное обязательство при заключении контракта, а также принявшее денежное обязательство при подписании документов о приемке работ по контракту (в частности, справке о стоимости выполненных работ и счета с распорядительной надписью «к оплате»).

Защитник поддержала позицию ФИО1

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, не нашла своего подтверждения.

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением администрации г. Иркутска от 15.10.2012 N 031-06-2043/12-утверждена муниципальная программа "Эко-Логичный город на 2013 - 2017 годы". Муниципальной программе и входящим в нее подпрограммам присвоен индивидуальный код целевой статьи расходов бюджета города Иркутска.

Указанным постановлением определены объемы и источники финансирования программы, том числе за счет бюджета города Иркутска. Ответственным исполнителем программы определен Комитет городского обустройства г. Иркутска.

Решением Думы г. Иркутска от 29 ноября 2013 года N 005-20-510880/3 утвержден бюджет города Иркутска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, предусмотрены расходы на указанную программу в установленных размерах.

Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета города Иркутска на 2014 год (приложение №7) Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска как главному распорядителю бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на 2014 год, в том числе, на охрану окружающей среды и реализацию программы "Эко-Логичный город на 2013 - 2017 годы".

Решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 N 005-20-230343/1 (ред. от 30.05.2014) утверждено Положение о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска (КГО администрации г. Иркутска), согласно которому указанный комитет является самостоятельным функциональным структурным подразделением (органом) администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность по управлению городским хозяйством на территории муниципального образования город Иркутск.

В соответствии с указанным Положением Комитет вправе заключать муниципальные контракты, а также иные договоры в соответствии с компетенцией Комитета, определенной настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами города Иркутска.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по ЖКХ администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Планы мероприятий на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов по реализации муниципальной программы "Эко-Логичный город" на 2013 - 2017 годы".

Распоряжением Заместителя мэра – председателем КГО администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ определен круг должностных лиц, которым делегированы полномочия по подписанию от имени Комитета договоров, соглашений, контрактов, а также подписание документов, связанных с их исполнением.

ДД.ММ.ГГГГ КГО администрации г. Иркутска в лице начальника управления экологии КГО <данные изъяты> с <данные изъяты>» заключен муниципальный контракт о поставке бензина для обеспечения проведения на территории г. Иркутска операции <данные изъяты> в рамках мероприятий общероссийских Дней защиты от экологической опасности в 2014 году.

Согласно пункту 2.3 контракта оплата производится заказчиком (КГО) из средств бюджета г. Иркутска, предусмотренных п. 3.1 Плана мероприятий на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов по реализации подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности на территории города Иркутска» долгосрочной программы целевой программы "Эко-Логичный город на 2013 - 2017 годы". Расчет по контракту производится заказчиком за фактически поставленный товар на основании подписанного сторонами акта приема-передачи с приложением товарной накладной.

В соответствии с Актом приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ товар – бензин поставлен в полном объеме.

Согласно товарной накладной стоимость поставленного товара составила <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> представлен счет на оплату , который согласован к оплате начальником Управления экологии КГО администрации г. Иркутска <данные изъяты>

Из реестра проведенных перечислений денежных средств со счета КГО администрации г. Иркутска и платежного поручения следует, что ДД.ММ.ГГГГ с лицевого счета КГО перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на счет <данные изъяты>».

Должностным лицом, составившим протокол, ФИО1, обвиняется в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, а именно в использовании бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей на цели, несоответствующие цели их получения, поскольку ею, как начальником департамента финансов и правовой работы КГО администрации г. Иркутска, подписан банковский документ – заявка на перечисление денежных средств с лицевого счета КГО администрации г. Иркутска на счет ЗАО «Фаст-Ойл».

Статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, действующим законодательством договор (контракт) признается как один из видов документов, являющихся правовым основанием представления бюджетных средств.

Порядок принятия бюджетных обязательств регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ, в том числе, статьей 219, которой установлено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Частью 3 названной статьи установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в том числе, путем заключения контрактов и других договоров.

Как указано выше, отнесение расходов в сумме <данные изъяты> рублей к выполнению целевой программы "Эко-Логичный город на 2013 - 2017 годы" фактически определено муниципальным контрактом, которым КГО администрации г. Иркутска взяло на себя обязанность оплатить из бюджетных средств поставку бензина.

При этом указанное решение принято путем подписания контракта должностным лицом в пределах его полномочий, установленных Распоряжением Заместителя мэра – председателем КГО администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предполагается обязательность исполнения контракта и недопустимость одностороннего отказа от его исполнения.

Подписание ФИО1 заявки на перечисление денежных средств с учетом наличия исполненного поставщиком контракта, на основании доказательств его исполнения в виде Акта приемки-передачи и согласованного уполномоченным лицом к оплате счета, фактически является одним из обязательных этапов исполнения контракта, то есть обязательства, взятого на себя КГО администрации г. Иркутска при его подписании, и поэтому само по себе не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, ввиду чего оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ не усматривается, и производство по делу в отношении нее подлежит прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя – начальника департамента финансов и правовой работы Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.В. Почепова