ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1009/2021 от 20.12.2021 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-1009/2021

УИД 54RS0010-01-2021-007764-33

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

(630132, <...>),

22 декабря 2021 года г. Новосибирск

Резолютивная часть постановления оглашена 20 декабря 2021 года

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Меньших О.Е.

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

ООО «Сибкомплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>), юридический адрес: ***, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении ** от ****, в ходе проведения проверки по обращению граждан, поступившим в инспекцию по вопросам производства работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой усадьбы В.Я. Вагина», расположенного по адресу: ***, на основании задания от 10.03.2021 № 6 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия, составлен акт осмотра от 10.03.2021, путем визуального осмотра установлено следующее:

- со стороны северного фасад объекта культурного наследия смонтирована не капитальная пристройка;

- к западной стороне фасада объекта культурного наследия в уровне первого этажа смонтирована не капитальная пристройка;

- произведена окраска южного и восточного фасадов объекта культурного наследия.

К особенностям (предмету охраны) объекта культурного наследия, утвержденным приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 17.09.2013 № 158 отнесены: объемно-планировочное и габариты здания в плане, фасады объекта культурного наследия, цветовое решение фасадов.

Инспекцией проведение указанных работ не согласовано, разрешение на проведение работ не выдавалось.

Согласование обязательных разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проекте проведения таких работ отсутствуют, соответствующие заявления в инспекцию не поступали.

Установлено, что правообладателем объекта культурного наследия ООО «Сибкомплект» при проведении работ на объекте культурного наследия нарушены требования ст. 36 и 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно проведение земляных работ без согласования с инспекцией обязательных разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия; проведение работ по фасадам объекта культурного наследия без проектной документации, согласованной с инспекцией, и разрешения инспекции на проведение работ на объекте культурного наследия.

В судебное заседание представитель ООО «Сибкомплект» не явился, извещался надлежащим образом по адресам указанным в материалах дела, конверты вверились за истечением срока хранения (л.д. 69,70, 71-72).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица согласно ч. 2 ст.25.1 КоАП РФ. Ходатайств от ООО «Сибкомплект» об отложении дела мировому судье не поступало.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении.

Суд, выслушав пояснения должностного лица ФИО2, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно норме пункта 1 статьи 47.3 названного Закона собственник либо иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Пунктом 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ установлено, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного Закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного Закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно пункту 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения земляных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Пунктами 2, 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ установлено, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного Закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного Закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Как предусмотрено п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Как следует из материалов дела, в результате ходе проведения проверки по обращению граждан, поступившим в инспекцию по вопросам производства работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой усадьбы В.Я. Вагина», расположенного по адресу: <...>, на основании задания от 10.03.2021 № 6 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия, составлен акт осмотра от 10.03.2021 (л.д. 15-16), путем визуального осмотра установлено следующее:

- со стороны северного фасад объекта культурного наследия смонтирована не капитальная пристройка;

- к западной стороне фасада объекта культурного наследия в уровне первого этажа смонтирована не капитальная пристройка;

- произведена окраска южного и восточного фасадов объекта культурного наследия.

Как установлено в судебном заседании, «Дом жилой усадьбы В.Я. Вагина», расположенного по адресу: <...>, отнесен к категории объекта культурного наследия регионального значения – памятника архитектуры, на основании Приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (л.д. 17).

Совершение ООО «Сибкомплект» административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении № 4 от 13.08.2021, согласно которого правообладателем объекта культурного наследия ООО «Сибкомплект» при проведении работ на объекте культурного наследия нарушены требования ст. 36 и 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно проведение земляных работ без согласования с инспекцией обязательных разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия; проведение работ по фасадам объекта культурного наследия без проектной документации, согласованной с инспекцией, и разрешения инспекции на проведение работ на объекте культурного наследия. При составлении протокола присутствовал представитель, который пояснил, что здание было передано Некоммерческой организации Новосибирский «Областной детский фонд» по договору безвозмездного пользования имуществом № 01/10/19, в связи с чем бремя содержания имущества перешло от собственника ссудополучателю (л.д. 13);

- обращением депутата Совета депутатов г. Новосибирска ФИО3 (л.д. 4);

- заданием от 10.03.2021 № 6 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия регионального значения – «Дом жилой усадьбы В.Я. Вагина», расположенного по адресу: <...> (л.д. 77-79);

- актом осмотра от 10.03.2021 и фото таблицей, согласно которого со стороны северного фасад объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой усадьба В.Я. Вагина», расположенного по адресу: <...>, смонтирована не капитальная пристройка; к западной стороне фасада объекта культурного наследия в уровне первого этажа смонтирована не капитальная пристройка; произведена окраска южного и восточного фасадов объекта культурного наследия (л.д. 15-16);

- выпиской из ЕГРН, согласно которой с 03.02.2014 собственником объекта культурного наследия по адресу: <...> является ООО «Сибкомплект» (л.д. 20-24);

- выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 25-30);

- предписанием от 05.05.2021 об устранении нарушений (л.д. 74-75);

Все доказательства по делу последовательны, полностью согласуются между собой, являются относимыми и допустимыми, взаимодополняют друг друга. Оснований не доверять вышеперечисленным доказательствам по делу у суда не имеется.

Довод представителя ООО «Сибкомплект», о том чем бремя содержания имущества по договору безвозмездного пользования имуществом перешло от собственника ссудополучателю являются не состоятельными.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно пункту 12 статьи 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия.

Исходя из анализа приведенных норм, ООО «Сибкомплект», как правообладатель объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой усадьба В.Я. Вагина», расположенного по адресу: <...>, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия и в случае его передачи в безвозмездное пользование Некоммерческой организации Новосибирский «Областной детский фонд».

Таким образом, ООО «Сибкомплект», как собственник объекта культурного наследия, обязан был знать и соблюдать режим его использования, осуществлять контроль за его использованием третьим лицами. В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, в том числе с учетом повышенных требований, установленных законом к объектам культурного наследия (обременений), лежит на собственнике недвижимости. Обязательства собственника недвижимости по сохранению и содержанию объекта культурного наследия определяются охранным обязательством, оформляемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что 10.03.2021, путем визуального осмотра было установлено, что правообладатель объекта культурного наследия ООО «Сибкомплект» в нарушение требования ст. 36 и 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», допустило проведение земляных работ без согласования с инспекцией обязательных разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия; проведение работ по фасадам объекта культурного наследия без проектной документации, согласованной с инспекцией, и разрешения инспекции на проведение работ на объекте культурного наследия.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО «Сибкомплект» отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

С учетом изложенного, суд квалифицирует действия ООО «Сибкомплект» по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Срок давности привлечения ООО «Сибкомплект» к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год, и на момент рассмотрения дела не истек.

При назначении ООО «Сибкомплект» наказания суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ООО «Сибкомплект», суд признает совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Оснований для применения положения 2.9 КоАП РФ, учитывая характер совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, не усматривается.

Вместе с тем суд полагает, что имеются основания для уменьшения размера назначенного административного штрафа.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, обеспечивая баланс основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.

Вместе с тем для индивидуализации административной ответственности и для обеспечения справедливого и соразмерного административного наказания необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П.

Согласно положениям частей 3.2 и 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также вышеуказанных положений ст. 4.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, принимая во внимание характер совершенного ООО «Сибкомплект» правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, учитывая материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, что может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. С учетом приведенных данных, конкретных обстоятельств дела ООО «Сибкомплект» надлежит назначить штраф ниже низшего предела, а, именно, в размере 100 000 рублей, полагая вышеперечисленные обстоятельства исключительными.

Руководствуясь ч. 1 ст.7.13, ст.29.10 КоАП РФ, мировой судья,

п о с т а н о в и л:

ООО «Сибкомплект» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>), Банк получателя: Операционный департамент Банка России/ Межрегиональное операционное УФК г. Москвы, БИК 024501901, Единый казначейский счёт 40102810045370000002, Казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, ИНН <***>, КПП 770301001.

Разъяснить ООО «Сибкомплект», что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в суд.

При отсутствии документа об уплате штрафа в установленный срок соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неуплаты административного штрафа в 60-дневный срок, наступает административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение 10 суток с момента получения постановления.

Судья (подпись) О.Е. Меньших