ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1009/2022 от 25.08.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 5-1009/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 августа 2022 года г. Тверь

Судья Московского районного суда города Твери Орёл Ю.А., с участием индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя

Махарова Н.И.,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Махаров Н.И. оглы совершил несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Определением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 19 июля 2022 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.17 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы, направлено для рассмотрения по подведомственности в Московский районный суд г. Твери.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 13 апреля 2022 года, 27 августа 2021 года в 10 часов 13 минут индивидуальный предприниматель Махаров Н.И. оглы допустил привлечение к трудовой деятельности в павильоне быстрого питания, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д.91/14, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Махарову Н.И. оглы, к трудовой деятельности в качестве повара гражданку Республики Азербайджан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющую патент серии 69 , выданный 05 мая 2021 года УВМ УМВД России по Тверской области по профессии «помощник по хозяйству», которая выполняла работы по приготовлению национальных пирогов «кутаб», без соблюдения ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области №194-пг от 29 декабря 2020 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление в 2021 году вида деятельности, предусмотренного ОКВЭД 56 - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды), тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.17 КоАП РФ.

В судебном заседании индивидуальный предприниматель Махаров Н.И. оглы вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ признал в полном объеме и пояснил, что он осуществляет свою деятельность в павильоне быстрого питания, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д.91/14. 27 августа 2021 года в 10 часов 13 минут он допустил привлечение к трудовой деятельности в качестве повара гражданку Республики Азербайджан ФИО1, имеющую патент серии 69 , выданный 05 мая 2021 года УВМ УМВД России по Тверской области по профессии «помощник по хозяйству», которая выполняла работы по приготовлению национальных пирогов «кутаб», без соблюдения ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области №194-пг от 29 декабря 2020 года. В содеянном раскаялся. Просил назначить наказание в виде приостановления деятельности, поскольку штраф предусмотренный санкцией данной статьи велик и ему придется закрывать ИП.

В судебное заседание представитель УВМ УМВД России по Тверской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении не заявлено.

В связи с неявкой в судебное заседание представителя УВМ УМВД России по Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы, оценив доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу п.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.6 ст.18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст.18.1 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года №194-пг, утвержден Перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет в 2021 году на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на основании патента.

Из приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 29 декабря 2020 года №194-пг следует, что установлен запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан в соответствии Федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, на осуществление в 2021 году вида деятельности, предусмотренного общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД:56) – деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды).

Судом установлено, что 27 августа 2021 года в 10 часов 13 минут индивидуальный предприниматель Махаров Н.И. оглы допустил привлечение к трудовой деятельности в павильоне быстрого питания, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д.91/14, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Махарову Н.И. оглы, к трудовой деятельности в качестве повара гражданку Республики Азербайджан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющую патент серии 69 , выданный 05 мая 2021 года УВМ УМВД России по Тверской области по профессии «помощник по хозяйству», которая выполняла работы по приготовлению национальных пирогов «кутаб», без соблюдения ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области №194-пг от 29 декабря 2020 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление в 2021 году вида деятельности, предусмотренного ОКВЭД 56 - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды).

Факт наличия в действиях индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы состава указанного административного правонарушения, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 13 апреля 2022 года, в котором изложены фактические обстоятельства правонарушения, указанные выше (л.д.8-9);

-определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27 августа 2021 года по ч.1 ст.18.17 КоАП РФ (л.д.10-11);

- копией постановления по делу об административном правонарушении от 27 августа 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.18.17 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (л.д.32-34);

-копией протокола об административном правонарушении от 27 августа 2021 года в отношении ФИО1 по ч.2 ст.18.17 КоАП РФ (л.д.35-37);

-объяснениями ФИО1 от 27 августа 2021 года, из которых следует, что она гражданка Азербайджана въехала на территорию РФ 28 сентября 2019 года, в порядке, не требующем получения визы, с целью въезда «работа». Патент на работу получила 05 мая 2021 года, который она оплачивала последний раз в прошлом месяце. С 25 августа 2021 года она осуществляет трудовую деятельность в пекарне в качестве повара. 27 августа 2021 года она занималась приготовлением национального пирога «кутаб». Заведение только открылось, ее на работу принимал И. Второго хозяина зовут ФИО2. Более точных данных она не знает. Трудовой договор у нее не заключен. Их заведение предназначено для приготовления кулинарной продукции для потребления на месте (л.д.38);

-сведениями ФСМ России АС ЦБДУИГ на гражданку Республики Азербайджан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.40-44);

-копией паспорта и миграционной карты на имя гражданки Республики Азербайджан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.46-48);

-уведомлением о прибытии гражданки Республики Азербайджан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.49-50);

-выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы, в соответствии со сведениями которой основным видом деятельности является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (л.д.54-56);

-диском с видеозаписью совершенного индивидуальным предпринимателем Махаровым Н.И. оглы административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ (л.д.57).

Факт осуществления Махаровым Н.И. оглы предпринимательской деятельности, в судебном заседании установлен.

Оценив совокупность, указанных доказательств в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, должностными лицами в пределах полномочий, не доверять приведенным доказательствам или ставить их под сомнение оснований не имеется.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ состоит в нарушении ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области №194-пг от 29 декабря 2020 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан», для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов.

Поскольку вышеуказанным постановлением Губернатора Тверской области №194-пг от 29 декабря 2020 года во исполнение п.6 ст.18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на 2021 год установлен запрет на привлечение иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, в том числе в сфере деятельности ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды) (ОКВЭД: 56). Следовательно, индивидуальный предприниматель не мог привлекать иностранного работника имеющего патент по профессии «помощник по хозяйству», в своей деятельности.

Таким образом, совершенное индивидуальным предпринимателем Махаровым Н.И. оглы деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения индивидуальным предпринимателем Махаровым Н.И. оглы требований законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что индивидуальный предприниматель осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья учитывает признание индивидуальным предпринимателем Махаровым Н.И. оглы вины, а также то, что ранее он к административной ответственности по ст.18.17 КоАП РФ не привлекался.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено.

Согласно примечанию к ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях главы 18 установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Санкция ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

При назначении наказания индивидуальному предпринимателю Махарову Н.И. оглы, суд учитывает обстоятельства совершения данного правонарушения, материальное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, характер его деятельности, а также тот факт, что объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, свою деятельность предприниматель осуществляет в сфере ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, в связи с чем полагает необходимым применить наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя Махарова Н.И. оглы, как отвечающее восстановлению справедливости, соразмерности содеянному.

Разрешая вопрос о сроке приостановления деятельности, суд считает достаточным с учетом всех обстоятельств дела срок в 14 суток и решает вопрос о мероприятиях, необходимых для него.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

индивидуального предпринимателя Махарова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина , (), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 14 суток, который исчислять с момента фактического прекращения деятельности, в павильоне быстрого питания, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д.91/14, по виду деятельности производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код по ОКВЭД 56.10.71).

Постановление подлежит немедленному исполнению после его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.А. Орёл